по направлению 04.03.01 – Химия (бакалавриат)
Самара
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
(ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЕ
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой законченную самостоятельную учебно-исследовательскую работу, в которой решается конкретная задача, актуальная для химии, и должна соответствовать видам и задачам его профессиональной деятельности, приведенным в соответствующей ООП. Объем ВКР – 30–40 страниц текста, набранного через 1,5 интервала 14 шрифтом. Выпускная квалификационная работа бакалавра определяет уровень профессиональной подготовки выпускника. Поскольку областью профессиональной деятельности для химика-бакалавра является исследовательская и практическая деятельность в сфере химии и естественных наук, в процессе подготовки ВКР студент может быть сориентирован на один из предложенных типов ВКР:
· самостоятельное научное исследование, содержащее анализ и систематизацию научных источников по избранной теме, экспериментальное исследование, связанное с разработкой теоретических вопросов, аргументированные обобщения и выводы. В ВКР должно проявиться умение выпускника анализировать научную литературу по разрабатываемой теме, планировать и проводить экспериментальную часть работы, обсуждать полученные результаты и делать обоснованные выводы. Такого рода работа является заявкой на продолжение научного исследования в магистратуре научного профиля;
· работа прикладного характера связана с экспериментальными исследованиями или с решением задач прикладного характера, являющихся, как правило, частью научно-исследовательских работ, выполняемых выпускающей кафедрой.
|
Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения. Выпускная работа бакалавра выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в период обучения. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла и специальных дисциплин
С амостоятельное научное исследование бакалавра предполагает определение уровня сформированности следующего ряда необходимых профессиональных навыков и компетенций. Бакалавр должен
владеть основами теории фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии);
быть способным применять основные законы химии при обсуждении полученных результатов, в том числе с привлечением информационных баз данных;
владеть навыками работы на современной учебно-научной аппаратуре при проведении химических экспериментов;
владеть методами отбора материала для теоретических занятий и лабораторных работ;
быть способным самостоятельно формулировать новые задачи прикладных исследований в избранной области химии, подбирать методики, выполнять исследования, давать интерпретацию, экспертную оценку результатов, получаемых в профессиональном сообществе;
быть способным соотнести свою проблемную область сразвитием смежных дисциплин и других наук для определения перспективной тематикиисследований, а также освоения инструментария этих наук, перспективного для использования в различных областях химии;
|
умеет демонстрировать понимание общей структуры химических наук и взаимосвязи между смежными дисциплинами;
владеть стратегией и тактикой современного использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности и уметь применить знания и навыки в практической работе;
быть способным способен демонстрировать понимание качества исследований, экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий и уметь реализовывать методы критического анализа.
Работа прикладного характера предполагает определение уровня сформированности у бакалавра следующего ряда необходимых профессиональных навыков и компетенций. Бакалавр должен:
понимать сущность и социальную значимость профессии, основных перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности;
владеть навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций;
представлять основные химические, физические и технические аспекты химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат;
иметь опыт работы на серийной аппаратуре, применяемой в аналитических и физико-химических исследованиях;
владеть методами регистрации и обработки результатов химически экспериментов;
владеть методами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, быть способным проводить оценку возможных рисков;
|
понимать принципы построения педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях;
иметь опыт педагогической деятельности и быть знакомым с основами управления процессом обучения в общеобразовательных учреждениях;
Выпускная работа защищается в Государственной аттестационной комиссии.
Руководитель и рецензент утверждаются кафедрой. Рецензенты назначаются из числа научно-педагогических сотрудников или высококвалифицированных специалистов образовательных, производственных и других учреждений и организаций. В качестве рецензента может выступать представитель работодателей из соответствующих профильных отраслей.
Порядок защиты ВКР устанавливается ученым советом естественнонаучного института. Рекомендуется следующая процедура:
• устное сообщение автора ВКР (5-10 минут);
• вопросы членов ГАК и присутствующих на защите;
• отзыв руководителя ВКР в устной или письменной форме;
• отзыв рецензента ВКР в устной или письменной форме;
• ответ автора ВКР на вопросы и замечания;
• дискуссия;
• заключительное слово автора ВКР;
В своем отзыве руководитель ВКР обязан:
• определить степень самостоятельности студента в выборе темы, поисках материала, методики его анализа;
• оценить полноту раскрытия темы студентом;
• установить уровень профессиональной подготовки выпускника, освоение им комплекса теоретических и практических знаний, широту научного кругозора студента либо определить степень практической ценности работы.
Рецензент в отзыве о ВКР оценивает:
• степень актуальности и новизны работы;
• четкость формулировок цели и задач исследования;
• степень полноты обзора научной литературы;
• структуру работы и ее правомерность;
• надежность материала исследования — его аутентичность, достаточный объем;
• научный аппарат работы и используемые в ней методы;
• теоретическую значимость результатов исследования;
• владение стилем научного изложения
• практическую направленность и актуальность проекта.
Отзыв завершает вывод о соответствии работы основным требованиям, предъявляемым к ВКР данного уровня.
Оценка за ВКР выставляется ГАК с учетом предложений рецензента и мнения руководителя. При оценке ВКР учитываются:
• содержание работы;
• ее оформление;
• характер защиты.
СТРУКТУРА РАБОТЫ
Работа любого типа должна содержать титульный лист, введение с указанием актуальности темы, целей и задач, характеристики основных источников и научной литературы, определение методик и материала, использованных в ВКР; основную часть (которая может подразделяться на параграфы и главы), выводы по работе, список использованной литературы. Оформление ВКР должно соответствовать требованиям, устанавливаемым ГОСТ.
В состав основной части работы входят: обзор литературы, экспериментальная часть, обсуждение результатов.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Титульный лист оформляется по образцу 1.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание включает наименования всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала раздела, подраздела.
Пример
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Введение | |||
2. | Обзор литературы | ||
2.1. | Основные понятия и формулы, используемые математической статистикой | ||
2.2. | Случайные и систематические погрешности определения величин хроматографического удерживания | ||
3. | Экспериментальная часть | ||
3.1 | Реагенты и оборудование | ||
3.2. | Методика эксперимента | ||
3.3. | Оценка погрешностей измерения определяемых величин | ||
4. | Обсуждение результатов | ||
5. Выводы | |||
6. Список использованных источников | |||
Приложение |
ВВЕДЕНИЕ
Во введении к работе должны быть отражены актуальность работы; цель работы; научная новизна и практическая значимость. Кроме того, во введении может говориться об апробации работы и публикациях на ее основе.
Цель работы должна быть четко изложена, следует избегать расплывчатых формулировок типа "было интересно …", "представляет интерес …" и т.п.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
В обзоре литературы проводится краткое критическое рассмотрение ранее опубликованных работ в данной области исследования. Обзору необходима не описательная, а систематизирующая, аналитическая направленность.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Если в работе проводились экспериментальные исследования, то в соответствующем разделе необходимо выделить следующие пункты: реагенты и оборудование, синтез исходных и исследуемых веществ, методика проведения эксперимента. Как можно большее число полученных экспериментальных данных следует приводить в виде таблиц. Методики синтеза и методики эксперимента должны быть написаны так, чтобы их можно было однозначно воспроизвести. Ошибками являются как отсутствие описания экспериментов, результаты которых затем обсуждаются, так и, наоборот, присутствие результатов, не обсуждаемых в тексте. Следует использовать единицы системы СИ и относительные атомные массы элементов по шкале 12С, придерживаться терминологии, рекомендуемой ИЮПАК. При упоминании в тексте наименований иностранных фирм и организаций, названий фирменных продуктов и т.д. в русской транскрипции в скобках должно быть дано их оригинальное название. Все впервые полученные соединения должны быть названы. В препаративных методиках обязательно указывают количества реагентов в молях и единицах массы, объемы растворителей, массу и мольные проценты для катализаторов. Результаты химических анализов в тексте следует приводить строго по принятой форме.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обсуждение результатов представляет собой обобщение и оценку результатов исследования. При этом необходимо обязательно дать оценку полноты решения поставленной задачи и достоверности полученных результатов. Желательно сравнение полученных результатов с аналогичными результатами отечественных и зарубежных исследователей. Возможно обсуждение полученных результатов и с точки зрения продолжения исследований по данной теме. При этом либо обосновывают необходимость проведения дополнительных исследований, либо подчеркивают отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.
ВЫВОДЫ
Выводы должны быть сделаны по результатам работы. В выводах следует не ограничиваться только констатацией сделанного, но и дать оценку уровня выполненной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список включает цитируемую в работе литературу: книги, справочники, статьи, авторские свидетельства, диссертации и т.п. Кроме литературы, представленной на традиционных бумажных носителях, в списке могут присутствовать ссылки на источники информации в электронной форме.
Источники располагаются в порядке упоминания их в тексте работы, таблицах или рисунках.
Список цитируемой литературы оформляется в соответствии с приведенными ниже образцами библиографических описаний.
Примеры библиографического описания
Однотомные издания
1. Вальтер Р.Е. Кольчато-цепная изомерия в органической химии. Рига: Зинатне. 2000. 191 с.
2. Ингольд К., Робертс Б. Реакции свободнорадикального замещения. М.: Мир, 2001. 255 с.
3. Физическая химия / Под ред. Я.И. Герасимова. М.: Наука. 2000. 175 с.
4. Коренман Я.И. Коэффициенты распределения органических соединений. Справочник. Воронеж: Изд-во ВГУ. 2001. 336 с.
5. Физические величины: справочник / Под ред. И.С.Григорьева, Е.З. Мейлихова. М.: Энергоатомиздат, 2001. 254 с.
Статья из сборника
1. С.Н. Ланин Адсорбционные модели удерживания в жидкостной хроматографии / 100 лет хроматографии / Отв. ред. Б.А. Руденко. М.: Наука. 2003. С. 407-425.
2. Л.С. Литвинова Скорость движения фронта элюента в ТСХ / Теория и практика хроматографии. Применение в нефтехимии: Всероссийская конференция. 3-8 июля 2005 г., Самара: сб. тез. Самара: «Универс-групп». 2005. С. 101 − 102.
.