ФГБОУ ВО СМОЛЕНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНЗДРАВА РОССИИ
Кафедра управления и экономики фармации
РАЗДЕЛ I. Фармакогнозия как наука и учебная дисциплина. Фармакогностический и товароведческий анализ лекарственного растительного сырья
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ
Для аудиторного занятия
ТЕМА № 6: «Основы заготовительного процесса. Деловая игра «Приемка лекарственного растительного сырья»»
Согласно Копенгагенской декларации, принятой 31 мая 1994 г. на Европейском форуме фармацевтических обществ, лекарственные средства не являются обычным товаром, а фармацевтическая деятельность — это не торговля, а прежде всего профессиональная деятельность по оказанию фармацевтических услуг.
Огромный выбор лекарственных препаратов, а также большое количество постоянно появляющихся на фармацевтическом рынке новинок привели к тому, что сегодня все больше пациентов обращаются в аптеку не только за препаратами, но и за советами по их выбору, т.е. за консультативной помощью.
Предоставляя больному исчерпывающую информацию о правилах приема препарата, осложнениях, соблюдении рекомендаций по хранению препарата в домашних условиях и провизор непосредственно участвует в процессе терапевтической помощи, но не управляет им.
Всемирной организацией здравоохранения были разработаны стандарты аптечных услуг — «Надлежащая аптечная практика в общественных (розничных и больничных) аптеках» (GPP). Одним из направлений осуществления надлежащей практики является деятельность, связанная с самопомощью, включающая предоставление пациенту консультаций, а при необходимости — лекарственного или другого средства для лечения недомоганий, не требующих врачебного вмешательства. Среди прочих причин разработки стандарта — нежелание самих аптечных работников быть только продавцами лекарств.
Как эта норма реализуется в других странах? Например, в Канаде разрешено проводить образовательные семинары для посетителей аптек, разработана программа напоминания о повторном отпуске лекарств, консультации по ведению заболеваний, визиты работников аптек на дом к пациентам для наблюдения за процессом лечения. Также и в Германии, Швеции, Великобритании, но в этих странах на фармацевтов еще возложена и ответственность за рациональное и безопасное использование лекарств в домашних условиях.
Успех овладения специальностью во многом зависит от умения интерпретировать приобретенные знания при решении профессиональных задач. Специалист с высшим фармацевтическим образованием должен уметь решать задачи, связанные с лекарственным растительным сырьем:
— организация хранения лекарственного растительного сырья в условиях аптеки и отпуск его населению;
— проведение фармакогностической экспертизы при решении вопросов подлинности и оценки качества лекарственного растительного сырья в условиях аптеки;
— оказание консультативной помощи населению и врачам по всем вопросам, связанным с лекарственным растительным сырьем.
Предлагаемая игра поможет овладеть методами, приемами, необходимыми для решения этих задач.
Цель игры: исходя из знаний и навыков, приобретенных при изучении фармакогнозии и других специальных дисциплин в условиях максимально соответствующих реальной профессиональной деятельности в аптеке научиться решать профессиональные задачи, связанные с вопросами приемки, хранения и отпуска лекарственного растительного сырья.
Для достижения поставленной цели в ходе деловой игры необходимо решить следующие задачи:
— организовать в аптеке приемку лекарственного растительного сырья от поставщика;
— организовать в аптеке хранение и реализацию лекарственного растительного сырья;
— провести фармакогностическую экспертизу подлинности лекарственного растительного сырья;
— оказать консультативные услуги по вопросам, связанным с лекарственным растительным сырьем.
Описание ситуации, разыгрываемой в ходе деловой игры
В ноябре аптека получила от поставщиков свой заказ лекарственного растительного сырья, сделанный с учетом возможного роста острых респираторных и простудных заболеваний.
В ООО «Красногорсклексредства» был сделан заказ на следующие виды лекарственного растительного сырья:
— подорожника большого листья 50 г — 50 фасовочных единиц (фас. ед.);
— липы цветки 75 г — 50 фас. ед.;
— душицы трава 50 г - 25 фас. ед.;
— шиповника плоды 100 г — 100 фас. ед.;
— аира болотного корневища 50 г — 30 фас. ед.;
— эвкалипта листья 50 г — 50 фас. ед.;
— ромашки аптечной цветки 50 г - 30 фас. ед.
В ЗАО «Здоровье» аптека заказала следующие виды лекарственного растительного сырья:
— мать-и-мачехи листья 50 г — 30 фас. ед.;
— фиалки трава 50 г — 30 фас. ед.;
— шалфея листья 50 г — 30 фас. ед.;
— ноготков лекарственных цветки 50 г - 30 фас. ед.;
- рябины обыкновенной плоды 75г — 50 фас. ед.
В ЗАО «СТ-Медифарм» был сделан заказ на следующие виды сырья:
— малины плоды 35 г — 100 фас. ед
- синюхи корневища с корнями 50 г - 30 фас. ед.
Администратор аптеки принял поступившие заказы. Они сопровождались счетами-фактурами, накладными и сертификатами качества на лекарственное растительное сырье.
При внешнем осмотре всех транспортных единиц продукции (картонных коробов, в которые упакованы фасовочные единицы) установлено, что короба заклеены упаковочной лентой, механические повреждения, следы подмочки, подтеков отсутствуют. На каждой транспортной единице имеются надписи следующего содержания: наименование производителя и наименование лекарственного растительного сырья, масса нетто в кг при влажности 14%, масса брутто в кг; номер серии, срок годности, количество фасовочных упаковок, масса сырья в одной фасовочной единице в граммах; номер упаковщика, нормативная документация, по которой оценивалось качество сырья, отметка о радиационном контроле.
После вскрытия транспортной тары установлено, что фасовочные единицы (пачки) уложены ровным слоем. Количество пачек соответствует указанному в сопроводительных документах. В каждом коробе имеется упаковочный лист со следующими данными: наименование производителя, наименование лекарственного растительного сырья, номер серии, количество фасовочных единиц в коробе, ФИО упаковщика, дата упаковки.
Администратор аптеки, приняв лекарственное растительное сырье от поставщиков, направил его в отдел безрецептурного отпуска лекарств. Заведующий этим отделом, получив сырье, организовал его хранение в материальной комнате отдела, а часть сырья передал сразу же в отдел.
В это время в торговом зале аптеки идет обслуживание населения в отделе безрецептурного отпуска лекарств.
Больной М. обратился к сотруднику отдела с просьбой порекомендовать ему лекарственное растительное сырье, которое можно применять при простудном заболевании.
Больная В. попросила сотрудника отдела проконсультировать ее по срокам хранения сырья. Врач рекомендовал ей при лечении ОРЗ принимать настои цветков липы, листьев мать-и-мачехи и корневищ и корней девясила. В ее домашней аптечке эти виды сырья есть, но они были приобретены некоторое время назад. Больная В. спросила, какой срок годности у этих видов сырья, попросила показать на упаковке сырья, где это написано.
Больной К. пришел в аптеку сразу же после приема в поликлинике. Врач посоветовал ему принимать настой сбора трав: душицы трава, мать-и-мачехи листья, багульника побеги, вероники лекарственной трава, эхинацеи пурпурной трава. Больной поинтересовался, какие из перечисленных трав он может приобрести в аптеке.
Больной Е. попросил вызвать в зал администратора и обратился к нему с просьбой проверить: действительно ли в приобретенной несколько дней назад в аптеке пачке лекарственного растительного сырья «Подорожника большого листья» находится названное сырье. Администратор пригласил химика-аналитика аптеки, распорядился проверить подлинность сырья и дать ответ больному.
Администратора аптеки пригласил к телефону врач-терапевт соседней поликлиники и попросил проконсультировать его по вопросу, какие есть в аптеке лекарственные средства растительного происхождения, обладающие отхаркивающим и противовоспалительным действием и рекомендуемые при заболеваниях верхних дыхательных путей.
Задание для самоподготовки к проведению деловой игры
1. В деловой игре принимают участие следующие «действующие лица»: администратор аптеки, заведующий отделом безрецептурного отпуска лекарств, сотрудник отдела безрецептурного отпуска лекарств, химик-аналитик аптеки. Ознакомьтесь с разыгрываемой ситуацией, представьте себя в роли каждого из участников игры, продумайте свои действия.
2. Повторите учебный материал курса фармакогнозии по темам: «Приемка лекарственного растительного сырья», «Хранение лекарственного растительного сырья», «Виды классификации лекарственного растительного сырья», «Пути использования лекарственного растительного сырья», «Определение подлинности измельченного лекарственного растительного сырья».
3. Изучите учебный материал курсов фармакологии и клинической фармакологии по темам: «Отхаркивающие лекарственные средства», «Острые респираторные заболевания». (см. ниже)
4. Изучите перечень лекарственного растительного сырья, включенного в Государственный реестр лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению и перечень лекарственного растительного сырья, разрешенного к отпуску из аптек.