Виды и классификации экономических информационных систем




Эффективное управление современной организацией представляет собой достаточно сложную задачу, учитывая многообразие используемых ресурсов и высокую скорость изменения операционного окружения. Основными функциями управления являются, как известно, планирование, организация, активизация, координация, контроль и анализ, которые осуществляются в многомерном пространстве различных областей деятельности организации. Управленческие решения, формируемые в ходе выполнения перечисленных выше функций, служат отправным моментом для конкретных исполнителей. В рыночных условиях достичь конкурентного превосходства можно в первую очередь за счет владения полными, достоверными и своевременными сведениями, образующими единое информационное пространство данного экономического объекта. Такое пространство может быть создано лишь на базе электронного документооборота с привлечением средств автоматизации поддержки принятия управленческих решений.

Экономику в целом, а также ее отдельные компоненты (предприятия, фирмы, компании, учреждения и т.д.) можно отнести к динамическим системам. Работа таких систем сопряжена с воздействиями изменчивой внешней среды и обработкой огромных объемов информации.

Под системой понимают набор взаимосвязанных компонентов, функционирующих совместно для достижения определенной цели. Для описания системы используют такие понятия, как:

• структура (множество элементов и взаимосвязей между ними);

• входы и выходы (материальные, финансовые и информационные потоки, входящие в систему и выводимые ею);

• законы поведения (функции, связывающие входы и выходы системы);

• цели и ограничения (процессы функционирования системы, описываемые рядом переменных; на отдельные переменные обычно накладываются ограничения).

Под управлением понимают изменение состояния системы, ведущее к достижению поставленной цели.

Процесс управления системой определяется целями управления, окружающей обстановкой и внутренними условиями.

С позиций кибернетики такой процесс трактуется как направленное воздействие на элементы системы для достижения цели, и может быть представлен в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и аппарат управления.

Информационный обмен, который лежит в основе процесса управления системой, заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:

• сбора информации о текущем состоянии управляемого объекта;

• анализа полученной информации и сравнения текущего состояния объекта с желаемым;

• выработки управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;

• передачи управляющего воздействия объекту.

Управление экономическим объектом основано на получении, переработке и использовании информации, которая циркулирует в каналах связи системы управления.

Управленческая информация (совокупность плановой, нормативной и распорядительной информации) формируется управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о внешней среде. Учетно-отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю ситуацию объекта и степень влияния на нее внешней среды.

Информация о внешней среде – нормативно-законодательная информация, создаваемая государственными учреждениями, информация о конъюнктуре рынка, создаваемая конкурентами, поставщиками, потребителями.

Потоки управляющей информации, направляемой от субъекта к объекту управления, и учетно-отчетной информации о достигнутых показателях в обратном направлении, представляют собой информационные связи между субъектом и объектом управления. Эффективность управления достигается с помощью обратной связи - получения информации о текущем состоянии управляемого объекта. На основе анализа потоков информации принимаются соответствующие управленческие решения.

Исходящая информация предназначена для других объектов экономики, вышестоящих организаций: отчетная финансовая информация – для государственных органов, инвесторов, кредиторов и т.д.; маркетинговая информация – для потенциальных потребителей.

К базовым элементам, на которых строится система управления организации можно отнести:

 бизнес-процессы;

 организационную структуру (структура управления);

 способы взаимодействия (потоки и коммуникации);

 регламенты и мотивацию (сотрудники).

 

Задача развития системы управления, повышения её эффективности и всего бизнеса в целом заключается в поддержке каждого ее элемента в требуемом состоянии.

Взаимосвязанная совокупность средств, методов, персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели составляет информационную систему (ИС).

Автоматизированная информационная система – это комплекс, который включает в себя компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также системный персонал. Система обеспечивает поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей и для принятия решений.

Информационные технологии (ИТ) – инфраструктура, обеспечивающая реализацию информационных процессов – процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Они предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.

Функциональные подсистемы и приложения – специализированные программы, предназначенные обеспечить обработку и анализ информации для целей подготовки документов, принятия решений в конкретной функциональной области на базе ИТ.

Управление ИС – компонент, который обеспечивает оптимальное взаимодействие ИТ, функциональных подсистем и связанных с ними специалистов, развитие их в течение жизненного цикла ИС.

Каждая автоматизированная информационная система ориентирована на ту или иную предметную область. Под предметной областью понимают область проблем, знаний, человеческой деятельности, имеющую определенную специфику и круг фигурирующих в ней предметов.

При этом каждая автоматизированная система ориентирована на выполнение определенных функций в соответствующей ей области применения.

Существует большое разнообразие автоматизированных ИС, отличающихся своей ориентацией на уровень управления, сферу функционирования экономического объекта, на тот или иной характер процесса управления, вид поддерживаемых информационных ресурсов, архитектуру, способы доступа к системе и др.

По целевой функции ИС можно условно разделить на основные категории.

Особую важность в общественной жизни имеют экономические информационные системы (ЭИС), связанные с предоставлением и обработкой информации для разных уровней управления экономическими объектами. Эта информация позволяет наиболее полно осуществлять функции учета, контроля, анализа, планирования и регулирования с целью принятия эффективных управленческих решений.

В зависимости от области функционирования экономических объектов можно выделить ЭИС промышленно-производственной и непромышленной сфер.

Системы поддержки принятия решений (СППР) – аналитические ИС, ИС руководителя – системы, обеспечивающие возможности изучения состояния, прогнозирования, развития и оценки возможных вариантов поведения на основе анализа данных, которые отражают результаты деятельности компании на протяжении определенного времени. В таких системах применяются современные технологии баз данных, OLAP (OnLine Analytical Processing - оперативная аналитическая обработка данных), ХД (хранилище данных), глубинный анализ и визуализация данных.

Информационно-вычислительные системы используются в научных исследованиях и разработках для проведения сложных и объемных расчетов, в качестве подсистем автоматизированных систем управления и СППР в том случае, если выработка управленческих решений должна опираться на сложные вычисления. К ним относятся информационно-расчетные системы, САПР (системы автоматизированного проектирования), имитационные стенды контроля.

Информационно-справочные системы предназначены для сбора, хранения, поиска и выдачи потребителям информации справочного характера; используются во всех сферах профессиональной деятельности (Гарант, Кодекс, Консультант-Плюс и др.).

Основными видами ИС образования являются автоматизированные системы дистанционного обучения, системы обеспечения деловых игр, тренажеры и тренажерные комплексы. Они предназначены для автоматизации подготовки специалистов и обеспечивают обучение, управление процессом обучения и оценку его результатов.

ИС, предназначенные для автоматизации всех функций управления, охватывающие весь цикл функционирования экономического объекта от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия, называют интегрированными.

Корпоративные – это ИС, автоматизирующие все функции управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами.

При современном уровне развития компьютерной техники и средств связи автоматизация процесса управления позволяет разным категориям пользователей ИС быстро и эффективно решать стоящие перед ними задачи. Пользователей ИС можно разделить на четыре категории:

1. Администратор системы – это специалист (или группа специалистов), отвечающий за эксплуатацию системы и обеспечение ее работоспособности, понимающий потребности конечных пользователей, работающий с ними в тесном контакте и отвечающий за определение, загрузку, защиту и эффективность работы банка данных.

2. Прикладные программисты – занимаются разработкой программ для решения прикладных задач, реализации запросов к базе данных.

3. Системные программисты – осуществляют поддержку информационной системы и обеспечивают ее работоспособность, занимаются разработкой и сопровождением базового программного обеспечения компьютеров (операционных систем, систем управления базами данных, трансляторов, сервисных программ общего назначения).

4. Конечный пользователь (потребитель информации) – лицо или коллектив, в интересах которых работает ИС. Он работает с ИС повседневно, связан с ограниченной областью деятельности и, как правило, не является программистом. Например, это может быть бухгалтер, маркетолог, финансовый менеджер, руководитель подразделения и др.

 

Автоматизированные ИС включают в себя множество автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, средства коммуникации и обмена информацией, другие средства и системы, позволяющие автоматизировать работу персонала. Современные автоматизированные ИС используют новейшие компьютерные технологии по хранению, передаче и обработке информации, необходимые для экономического анализа и принятия управленческих решений; оснащены современными техническими и программными средствами обработки информации, телекоммуникационными средствами работы в мировом информационном пространстве.

Эффективность применения ИС для управления экономическими объектами (предприятиями, банками, торговыми организациями, государственными учреждениями и т.д.) зависит от широты охвата и интегрированности на их основе функций управления, от способности оперативно подготавливать управленческие решения, адаптироваться к изменениям внешней среды и информационных потребностей пользователей.

Возможности использования компьютерных информационных систем в принятии управленческих решений могут быть определены:

• в зависимости от структурированности решаемых управленческих задач;

• с учётом уровня иерархии управления организацией, на котором решение должно быть принято;

• в зависимости от принадлежности решаемой задачи к тому или иному функциональному комплексу;

• в зависимости от вида используемой информационной технологии.

 

Задачи считаются структурированными, если лицу, принимающему решение (ЛПР), известны все их элементы и взаимосвязи между ними. Обычно при таком высоком уровне понимания задачи удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Эти задачи носят повторяющийся, рутинный характер. Целью использования ИС для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т. е. сведение роли человека к нулю.

Задачи, по которым ЛПР не удается выделить отдельных элементов и установить связи между ними, называются неструктурированными. Решение неструктурированных задач связано с большими трудностями и часто оказывается невозможными Примером неструктурированной задачи можно считать неэффективность работы подразделения фирмы, в которой работники из-за различий в поведении, культуре, моральных ценностях и целях не могут работать как одна команда.

Заметим, что в практике работы предприятия существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве же задач можно сказать, что менеджер имеет о них неполное представление, зная лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются плохо структурированными. Так, например, задача выбора места при строительстве нового завода может рассматриваться как плохо структурированная, поскольку ЛПР известна лишь часть ее элементов (стоимость земли, налоги, транспортные расходы). Другие элементы (риск природных бедствий, отношение к строительству нового завода в регионе) обычно не могут быть измерены.

Решение хорошо структурированных задач по жестким, раз и навсегда созданным алгоритмам производится компьютером и, в принципе, не требует участия менеджера. Для решения неструктурированных проблем компьютер оказывается бесполезным, здесь основная работа остается за менеджером.

Решение плохо структурированных задач требует использования компьютера, совместно с усилиями менеджера. ИС, используемые для решения плохо структурированных задач, подразделяются на два вида.

Первый из них, ориентированный главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию), формирует специальные управленческие отчеты. Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение.

Второй вид ИС оказывает управляющему более фундаментальную помощь, разрабатывая для него возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

ИС могут оказывать лицу, принимающему решение, три вида поддержки: информационную, модельную и экспертную.

Информационная поддержка обеспечивает доступ пользователя к информации и её частичную обработку. Функции информационной поддержки сводятся к обеспечению пользователя первичными данными и данными различной степени сжатия.

Процедуры манипулирования первичными данными должны обеспечивать следующие возможности:

• составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;

• быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

• управление данными при помощи функций, предоставляемых системами управления базами данных;

• обеспечение логической независимости данных этого типа от других баз данных, входящих в информационный фонд системы поддержки;

• автоматическое отслеживание качества потока информации для наполнения баз данных.

 

Информация "сжатого" типа представляет собой вторичные, или обработанные данные, получаемые в результате решения задач сортировки, фильтрации и агрегирования.

На основе модельной поддержки, реализуемой через построение модели проблемной ситуации, пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования. Модельная поддержка связана с предоставлением пользователю математических, статистических, финансовых и других моделей, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения.

Основными функциями модельной поддержки пользователя являются:

• возможность работы в среде типовых экономико-математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа "Как сделать, чтобы?", "Что будет, если?", анализ чувствительности и др.;

• достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

• оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

• возможность графического отображения динамики модели;

• возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

 

Экспертная поддержка также обеспечивает выработку и оценку возможных альтернатив, но не за счет использования моделей, а за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка реализуется на двух уровнях. Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции "типовых управленческих решений", в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т. е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на первом ее уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив. Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.

Другим признаком, используемым для дифференциации ИС в интересах поддержки принятия решений, является их принадлежность к той или иной функциональной сфере: маркетингу, финансам, производству, учёту и т.п.

Особое место среди функциональных ИС занимают информационные системы, обеспечивающие мониторинг предприятия в интересах высшего руководства для целей контроля и выявления проблем ещё на стадии их скрытой эволюции.

Важным элементом классификации ИС является их разделение по следующим трем уровням иерархии управления фирмой:

• стратегическое планирование;

• управленческий контроль;

• оперативный контроль.

 

Таким образом, каждая из функциональных подсистем (маркетинг, финансы, кадры и т. п.) будет характеризоваться этими тремя уровнями управления.

Оперативный контроль обычно имеет дело с рутинными, постоянно повторяющимися операциями, выполняемыми работниками низшего уровня, для проведения которых уже предварительно были созданы необходимые процедуры и правила. Решения, принимаемые на уровне оперативного контроля, покрывают короткий промежуток времени. Благодаря оперативному контролю, обеспечивается уверенность руководства, что все специфические задачи и процедуры выполняются эффективно.

Примером системы обработки экономической информации, связанной с операцией продажи товаров фирмой, является создание выходного документа для покупателя (чека или квитанции), а также проверка на соответствие нормативу уровня запасов указанных товаров на складе и при его уменьшении выдача заказа поставщику с указанием потребного количества товара и сроков поставки.

Примером контрольного отчета может быть ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных средств кассой, формируемый с целью контроля баланса наличных средств. Запрос в файл персонала базы данных может иметь целью получение данных о требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности.

Управленческий контроль проводится на уровне руководителей подразделений фирмы для того, чтобы дать оценку текущей ситуации, выбрать необходимые контрольные операции, сформулировать новые правила принятия решений для персонала, находящегося на оперативном уровне управления, а также распределить имеющиеся ресурсы. Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы была видна тенденция изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

• оценка планируемого состояния объекта управления;

• оценка отклонений от планируемого состояния;

 

• выявление причин отклонений;

• анализ возможных решений и действий.

База данных, используемых для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:

1) данных, накапливаемых на основе оценки операций, производимых фирмой;

2) планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).

Стратегическое планирование включает в себя определение целей компании, ресурсов, используемых для достижения этих целей и политики (стратегии), которая должна привести к достижению поставленных целей. Горизонт стратегического планирования гораздо шире, чем для управленческого контроля. Примерами решений, принимаемых на уровне стратегического планирования, могут быть решения о расширении количества видов выпускаемой продукции (диверсификации) или о строительстве нового предприятия в рамках компании.

Для принятия стратегических решений обычно требуется информация, лежащая за пределами деятельности фирмы. Здесь решаются следующие задачи обработки данных:

• исследование возможностей конкурентов в части расширения их доли рынка;

• исследование текущего и перспективного политического развития стран, интересующих фирму;

• разработка альтернативных стратегий развития фирмы и их ресурсного обеспечения.

Помощь, оказываемая информационными системами при принятии решений на стадии стратегического планирования, много меньше, чем на более низких стадиях из-за низкой структурированности возникающих там задач.

Следует указать на использование и других классификационных признаков при дифференциации ИС. Так, при использовании в качестве классификационного признака степени автоматизации ИС (т.е. степени участия человека в её работе) указанные системы подразделяются на ручные, автоматизированные (где предполагается неполная автоматизация управления) и автоматические (системы с полной автоматизацией). Широко распространенной в отечественной практике является использование классификации ИС, построенной по стадиям производственного процесса, куда вошли наиболее разработанные в стране виды систем:

• автоматизированные системы научных исследований (АСНИ);

• системы автоматизированного проектирования (САПР);

• автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП);

• автоматизированные системы организационного управления (АСОУ). АСНИ предназначены для автоматизации труда научных работников.

 

САПР – это система, автоматизирующая труд инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники и технологии. При управлении сложными технологическими процессами (например, сталелитейным или химическим производством) используются АСУТП, работающие, как правило, в режиме реального времени. Наиболее близкими к выбранной нами тематике являются АСОУ, предназначенные для автоматизации функций административно-управленческого персонала.

За последнее время появились попытки новой дифференциации ИС на индивидуальные, групповые и внутрифирменные.

Индивидуальные ИС призваны обслуживать одного из сотрудников фирмы. При этом сотрудник, использующий индивидуальную ИС, вынужден одновременно выполнять не только роль пользователя и оператора, но также и роль постановщика и/или разработчика многих нестандартных видов программного обеспечения.

Групповые ИС обычно создаются для подразделений фирмы или предприятия в рамках локальной сети, охватывающей несколько связанных между собой компьютеров. Здесь каждый сотрудник, работающий на компьютере, совмещает лишь роли пользователя и оператора, оставляя функцию разработчика-программиста профессионалу, который (или которые) появляются в штате подразделения, охваченного групповой ИС.

Внутрифирменные ИС охватывают всю фирму (предприятие) и представляют собой совокупность нескольких групповых и индивидуальных ИС, дополненных вычислительным центром при аппарате управления. Если проследить эволюцию использования ИС в сфере экономики, легко заметить, что вначале акцент был на простой обработке данных, затем – на подготовке информации, полезной для принятия решений, далее – на поддержке принятия решений путем разработки и оценки возможных альтернатив. Сегодня наибольшее значение приобретают коммуникационный и консультационный аспекты использования ИС. Соответственно этому были созданы и функционируют до сих пор следующие специализированные разновидности ИС, использующие различные виды информационной технологии.

СЭОД – системы электронной обработки данных предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки, ведущие прямо к вычислению решения задачи. Система работает в автоматическом режиме с минимальным участием человека. Используется файловая система хранения данных. СЭОД применяется на уровне оперативного управления фирмой с целью автоматизации управленческого труда. В практике СЭОД часто называют "Информационными системами бухгалтерского учета", что объясняется их первым и наиболее популярным направлением использования, связанным с обработкой данных о коммерческих операциях, производимых фирмой. Участие этого вида ИС в поддержке принимаемых на фирме решений минимально.

ИСУ – информационные системы управления используются для помощи управленцам при худшей структурированности решаемых задач. В этих системах появляется возможность манипулирования данными за счет появления в их составе СУБД. Система может осуществлять поиск и обработку входной информации. Выходная информация выдается в виде ответов на запросы пользователя, а также в виде специальных управленческих отчетов, осуществляющих сортировку, фильтрацию и агрегирование данных, представляя их в удобном для принятия решения виде. ИСУ не предназначена для чисто автоматического режима, все решения в ней принимает человек. Она является типичным примером ИС, обеспечивающих информационную поддержку принимаемых решений. Хотя система может использоваться как на уровне оперативного контроля, так и на уровне стратегического планирования, наибольший вклад она вносит, используясь на уровне управленческого контроля.

СППР – системы поддержки принятия решений используются для решения в режиме диалога плохо структурированных задач, для которых характерна неполнота входных данных, недостаточность имеющихся стандартных процедур, неполная ясность целей и ограничений. Участие человека в работе системы велико. Он в случае необходимости может вмешиваться в ход решения, модифицировать входные данные, процедуры обработки, цели и ограничения задачи. Выбор стратегий оценки альтернатив решения - исключительная функция пользователя. Помимо запросно-ответной системы, созданной на базе СУБД, СППР включает в себя базу моделей и систему управления этой базой (СУБМ), а так же систему управления диалогом. Как отдельный подвид систем выделяются групповые СППР.

В отличие от ИСУ, могущих поддерживать своей информацией сразу группу менеджеров компании, находящихся на одном уровне управления или работающих в одной функциональной сфере, СППР поддерживают лишь одного управленца, решающего свою специфическую задачу. СППР могут использоваться на любом уровне управления фирмой, реализуя информационную и модельную поддержку принимаемых решений.

САО – системы автоматизации офиса, используются для целей автоматизации офиса и поддержания связи между управленцами и работниками компании. Они включают в себя такие программные продукты, как текстовые редакторы (процессоры), графику, издательские системы, а также коммуникационные средства типа электронной почты, факсимильной связи и телеконференций. САО участвуют в информационной поддержке принимаемых на фирме решений.

ЭС – экспертные системы основываются на моделировании процесса принятия решения человеком-экспертом (человеческих эмпирик) при помощи компьютера и разработок в области искусственного интеллекта. В отличие от всех вышерассмотренных систем ЭС основываются на использовании не только данных и информации, но и знаний, что дает им возможность самообучения.

Обычно ЭС не включают в себя моделей, улучшающих принимаемое человеком решение. Их цель – обеспечить экономию за счет замены высокооплачиваемого эксперта-пользователя сравнительно низкооплачиваемым специалистом. ЭС призваны автоматизировать многие решения пользователя (но не все).

Следует отметить попытки объединить возможности ЭС и СППР в рамках так называемых гибридных экспертных систем, получивших распространение за последние годы. В целом ЭС могут использоваться на любом уровне управления, а также специалистами – не управленцами, реализуя экспертную поддержку принятия решений.

Все указанные виды ИС могут работать в рамках одной и той же организации (предприятия) одновременно, выполняя свои специфические функции и участвуя помимо этого в процессе принятия решений.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что понимается под системой управления экономическим объектом?

2. В чем заключается иерархичность систем управления?

3. Что такое информационный контур организации и информационная система?

4. Что такое принятие решения? В чем заключается процесс принятия решения?

5. Как влияют уровни и функции управления на ИС организации?

6. Что такое дискретность управления, каково его влияние на частоту получения информации и принятия решений?

7. Что такое информация?

8. Чем отличаются данные от информации?

9. Какая информация является экономической?

10. Охарактеризуйте особенности экономической информации.

11. Перечислите основные характеристики экономической информации.

12. По каким признакам классифицируют экономическую информацию?

13. Перечислите виды экономической информации по функциям управления.

14. Какая информация является входной и выходной для организации?

15. Что такое информация из внешней и внутренней среде организации?

16. Каковы свойства информации?

17. Что такое документ, документооборот?

18. Какова классификация документов?

19. Какие преимущества обеспечивает унификация форм документов?

20. Что понимают под информационными ресурсами?

21. В чем заключается управление информационными ресурсами?

22. Что такое информационная система?

23. Как можно классифицировать информационные системы?

24. Как можно представить процессы, происходящие в информационной системе?

25. Приведите примеры ИС, поддерживающих деятельность фирмы.

26. Как Вы представляете структуру информационной системы?

27. Какова миссия информационных систем?

28. Укажите состав и свойства обеспечивающей и функциональных частей автоматизированной информационной системы.

29. Дайте определение функциональным компонентам ИС.

30. Охарактеризуйте основные фазы управления, согласно которым определяется состав функциональных подсистем ИС.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: