Тропы и фигуры речи | Определение | Примеры |
Аллегория | Изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. | Хитрость - в образе лисы, жадность - в образе волка, коварство - в виде змеи и т.п. |
Аллитерация | Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. (Звукопись - воспроизведение звуковой стороны изображаемой картины или явления). | Ш ипенье пенистых бокалов и пун ш а пламень голубой (Пушкин). |
Ассонанс | Многократное повторение в строке, строфе, фразе одинаковых гласных звуков. | Брожу ли я вдоль улиц шумных... (Пушкин). |
Анафора (единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложения | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин). |
Антитеза (противопостав-ление) | Резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающих эффект резкого контраста. | Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица). |
Архаизмы | Устаревшие, вышедшие из употребления слова, выражения, заменённые другими. Семантические архаизмы - изменение значения слов. | Зерцало (зеркало), сей (этот), токмо (только), лицедей (актёр), тщетно (напрасно), отрок (подросток). Позор (зрелище) - совр.бесчестье |
Бессоюзие | Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или частей сложного предложения. | Швед скачет, русский колет, рубит, режет (Пушкин). |
Вопросно-ответная форма изложения | Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними. | Знали ли эти солдаты о судьбе великого музыканта? Вряд ли. |
Гипербола | Художественное преувеличение. | В сто сорок солнцзакат пылал. (Маяковский). Шаровары шириною с Чёрное море(Гоголь «Тарас Бульба»). |
Градация | Расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости. | Пришёл, увидел, победил. (Цезарь) Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (О.Бергольц). |
Гротеск | Художественное преувеличение до невероятного, фантастического. | Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой. (Пушкин «Евгений Онегин»). |
Диалектизмы | Слова или сочетания слов, распространённые на ограниченной территории и используемые литературным языком, но не входящие в его состав. | Запаска — особая нижняя юбка в южных регионах; баить — говорить, рассказывать. |
Инверсия | Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усиления выразительности речи. | Белеетпарусодинокий. (Лермонтов). Отговорилароща золотая. (Есенин). |
Ирония | Вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. Высшая степень проявления иронии - сарказм (едко-насмешливая ирония) | Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (в обращении к ослу) (Крылов). Развёрнутая ирония - «За всё, за всё тебя благодарю я...» - весь текст стихотворения Лермонтова. |
Историзмы | Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех предметов, явлений, понятий, которые они обозначали. | Арбалет, армяк, барщина, боярин, камзол, кафтан, оброк, опричник, помещик, смерд (простолюдин), урядник и др. |
Каламбур | Фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. | Шёл дождь и два студента. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав. |
Композиционный стык | Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. | Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: все для фронта, все для победы. |
Контекстные (или контекстуаль-ные) антонимы | Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте. | Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес (Довлатов). |
Контекстные (или контекстуаль-ные) синонимы | Слова, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в определенном контексте. | Владимир Даль называет пакость скверной,мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским. |
Лексический повтор | Повторение в тексте одного и того же слова. | В воздухе уже веяловесной —благостнойвесной Победы. |
Литота | Художественное преуменьшение. | Мальчикс пальчик. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Некрасов). |
Метафора (в том числе развернутая) | Употребление слова (выражения) в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении предметов или явлений. Метафора - это скрытое сравнение. Развёрнутая метафора построена на различных ассоциациях по сходству. | В саду гориткостёр рябины красной. (Есенин) Пустых небеспрозрачное стекло. (Ахматова) Вот охватывает ветерстаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха…разбивая в пыль и брызгиизумрудныегромады. (Горький) |
Метонимия | Перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи: - между содержанием и содержащим; - между автором и произведением; - между действием и орудием действия; - между предметом и материалом, из которого сделан предмет; - между местом и людьми, находящимися в этом месте. | Я три тарелки съел. (И.А. Крылов). ТраурныйМоцарт зазвучал под сводами собора. (В. Астафьев). Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там (Н.Гоголь). |
Многозначность | Наличие у одного и того же слова нескольких, связанных между собой значений (одно из которых прямое). | Бежитчеловек - бегутчасы, (дни), бежитвода, (ручей, река). Гусиное перо -стальное перо. Остроеперо сатиры. |
Однородныечлены предложения | Синтаксическое средство выразительности, позволяющее: а) подчеркнуть различные качества чего-либо; б) увидеть динамику действия; в) в деталях увидеть, услышать, понять что-либо. | С неба, сверху, плыветто рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, тозоввесталок, торулады рожка, то звуки клавесина, тоговорперекатного ручья... (В. Астафьев). |
Оксюморон | Соединение в образе или явлении несовместимых понятий. | «Живой труп» (Л.Толстой), «И невозможное возможно» (А.Блок), «Печаль моясветла» (М.Лермонтов). |
Окказионализмы | Индивидуально – авторские неологизмы. | Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын). |
Олицетворение | Наделение предметов неживой природы свойствами живых существ. | Великаямузыка пела о счастье, когда вокруг бесновалось горе. |
Парцелляция | Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. | Жил в Германии хрупкий болезненный юноша.Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт (Довлатов). |
Перифраз(а) | Замена слова или словосочетания описательным выражением. | Земля -голубая планета,Луна -ночное светило. |
Риторический вопрос | Выражение утверждения в вопросительной форме | Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? (В.Астафьев). |
Риторическое восклицание | Выражение утверждения в восклицательной форме. | Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (Сухомлинский) |
Риторическое обращение | Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится. | Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (Войнович). |
Синекдоха | Частный случай метонимии Перенесение значения с одного предмета на другой. Обозначение целого через его часть. | Все Флаги в гости будут к нам. (Пушкин). И слышно было до рассвета, Как ликовалфранцуз. (Лермонтов). |
Сравнительный оборот(в томчисле развернутое сравнение) | Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано: 1. С помощью сравни тельных союзов как, точно, будто, словно, что, как будто и т.п. 2. С помощью слов похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с... 3. Родительным падежом существительного. 4. Творительным падежом существительного. 5. Сравнительным оборотом. 6. Отрицанием (т.е, не сопоставлением, а противопоставлением одного предмета или явления другому). 7. Придаточным сравнительным. | Ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидалиськак красные, синие и белые лепестки гиацинтов... Икабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта. Лак на скрипке был цвета крови. Его игра была толькобешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному... Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества. Не скрипка — душа музыканта звучала в этой тоскующей мелодии. |
Фразеологизмы | Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. | Картина радует иберет за душу именно тем, что она по-настоящему поэтична. |
Эллипсис | Синтаксическая фигура, при которой происходит намеренный пропуск слов (чаще всего глагола) в предложении, часто - для усиления эффекта. Особенно часто встречается в пословицах и поговорках. | Молвит слово - соловей поёт (будто). Жить - Богу служить (значит). Учи других - и сам поймёшь (тогда). |
Эмоционально - оценочная лексика | Лексика оценочного характера, имеющая как позитивный, так и негативный оттенок. | Речь этого развязногопустомели возмутила пассажиров (Никонов). |
Эпитет | Художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое- нибудь его отличительное свойство. | Чёткий воздухсвеж и чист (Волошин). Помолись,церковная Россия (Цветаева). Трепетная осина шепчет (Пришвин). Сквозьпризрачный снег (Брюсов). |
Эпифора | Повторение слов или выражений в конце каждой строки в строфе. | Тороватому бояринуслава! И красавице боярынеслава!И всему народу христианскому слава! (М.Лермонтов). |