Задание 24. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и стилистические фигуры.





Тропы и фигуры речи Определение Примеры
Аллегория Изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Хитрость - в образе лисы, жадность - в образе волка, коварство - в виде змеи и т.п.
Аллитерация Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. (Звукопись - воспроизведение звуковой стороны изображаемой картины или явления). Ш ипенье пенистых бокалов и пун ш а пламень голубой (Пушкин).
Ассонанс Многократное повторение в строке, строфе, фразе одинаковых гласных звуков. Брожу ли я вдоль улиц шумных... (Пушкин).
Анафора (единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложения Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин).
Антитеза (противопостав-ление) Резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающих эффект резкого контраста. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица).
Архаизмы Устаревшие, вышедшие из употребления слова, выражения, заменённые другими. Семантические архаизмы - изменение значения слов. Зерцало (зеркало), сей (этот), токмо (только), лицедей (актёр), тщетно (напрасно), отрок (подросток). Позор (зрелище) - совр.бесчестье
Бессоюзие Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или частей сложного предложения. Швед скачет, русский колет, рубит, режет (Пушкин).
Вопросно-ответная форма изложения Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними. Знали ли эти солдаты о судьбе великого музыканта? Вряд ли.
Гипербола Художественное преувеличение. В сто сорок солнцзакат пылал. (Маяковский). Шаровары шириною с Чёрное море(Гоголь «Тарас Бульба»).
Градация Расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости. Пришёл, увидел, победил. (Цезарь) Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (О.Бергольц).
Гротеск Художественное преувеличение до невероятного, фантастического. Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой. (Пушкин «Евгений Онегин»).
Диалектизмы Слова или сочетания слов, распространённые на ограниченной территории и используемые литературным языком, но не входящие в его состав. Запаска — особая нижняя юбка в южных регионах; баить — говорить, рассказы­вать.
Инверсия Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усиления выразительности речи. Белеетпарусодинокий. (Лермонтов). Отговорилароща золотая. (Есенин).
Ирония Вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. Высшая степень проявления иронии - сарказм (едко-насмешливая ирония) Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (в обращении к ослу) (Крылов). Развёрнутая ирония - «За всё, за всё тебя благодарю я...» - весь текст стихотворения Лермонтова.
Историзмы Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех предметов, явлений, понятий, которые они обозначали. Арбалет, армяк, барщина, боярин, камзол, кафтан, оброк, опричник, помещик, смерд (простолюдин), урядник и др.
Каламбур Фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. Шёл дождь и два студента. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав.
Композиционный стык Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: все для фронта, все для победы.
Контекстные (или контекстуаль-ные) антонимы Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте. Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес (Довлатов).
Контекстные (или контекстуаль-ные) синонимы Слова, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в определенном контексте. Владимир Даль называет пакость скверной,мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским.
Лексический повтор Повторение в тексте одного и того же слова. В воздухе уже веяловесной —благостнойвесной Победы.
Литота Художественное преуменьшение. Мальчикс пальчик. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Некрасов).
Метафора (в том числе развернутая) Употребление слова (выражения) в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении предметов или явлений. Метафора - это скрытое сравнение. Развёрнутая метафора построена на различных ассоциациях по сходству. В саду гориткостёр рябины красной. (Есенин) Пустых небеспрозрачное стекло. (Ахматова) Вот охватывает ветерстаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха…разбивая в пыль и брызгиизумрудныегромады. (Горький)
Метонимия Перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи: - между содержанием и содержащим; - между автором и произведением; - между действием и орудием действия; - между предметом и материалом, из которого сделан предмет; - между местом и людьми, находящимися в этом месте. Я три тарелки съел. (И.А. Крылов). ТраурныйМоцарт зазвучал под сводами собора. (В. Астафьев). Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там (Н.Гоголь).    
Многозначность Наличие у одного и того же слова нескольких, связанных между собой значений (одно из которых прямое). Бежитчеловек - бегутчасы, (дни), бежитвода, (ручей, река). Гусиное перо -стальное перо. Остроеперо сатиры.
Однородныечлены предложе­ния Синтаксическое средство выразительности, позволяющее: а) подчеркнуть различные качества чего-либо; б) увидеть динамику действия; в) в деталях увидеть, услышать, понять что-либо. С неба, сверху, плыветто рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, тозоввесталок, торулады рожка, то звуки клавесина, тоговорперекатного ручья... (В. Астафьев).
Оксюморон Соединение в образе или явлении несовместимых понятий. «Живой труп» (Л.Толстой), «И невозможное возможно» (А.Блок), «Печаль моясветла» (М.Лермонтов).
Окказиона­лизмы Индивидуально – авторские неологизмы. Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын).
Олицетво­рение Наделение предметов неживой природы свойствами живых существ. Великаямузыка пела о счастье, когда вокруг бесновалось горе.
Парцелляция Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша.Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт (Довлатов).
Перифраз(а) Замена слова или словосочетания описательным выражением. Земля -голубая планета,Луна -ночное светило.
Риторичес­кий вопрос Выражение утверждения в вопросительной форме Кто из нас не любовался восхо­дом солнца, летним разно­травьем лугов, бушующим мо­рем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? (В.Астафьев).
Риторичес­кое восклица­ние Выражение утверждения в восклицательной форме. Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (Сухомлинский)
Риторичес­кое обращение Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится. Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (Войнович).
Синекдоха Частный случай метонимии Перенесение значения с одного предмета на другой. Обозначение целого через его часть. Все Флаги в гости будут к нам. (Пушкин). И слышно было до рассвета, Как ликовалфранцуз. (Лермонтов).
Сравнительный оборот(в томчисле развернутое сравнение) Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано: 1. С помощью сравни­ тельных союзов как, точно, будто, словно, что, как будто и т.п. 2. С помощью слов похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с... 3. Родительным падежом существительного. 4. Творительным падежом существительного.   5. Сравнительным оборотом.     6. Отрицанием (т.е, не сопоставлением, а противопоставлением одного предмета или явления другому). 7. Придаточным сравнительным. Ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидалиськак красные, синие и белые лепестки гиацинтов...   Икабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокниж­ника, чем простого музыканта. Лак на скрипке был цвета крови. Его игра была толькобешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному... Вместе с ней росло в душе мэт­ра мучительное нетерпение и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества. Не скрипка — душа музыканта звучала в этой тоскующей мелодии.
Фразеологизмы   Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Картина радует иберет за душу именно тем, что она по-настоящему поэтична.
Эллипсис Синтаксическая фигура, при которой происходит намеренный пропуск слов (чаще всего глагола) в предложении, часто - для усиления эффекта. Особенно часто встречается в пословицах и поговорках. Молвит слово - соловей поёт (будто). Жить - Богу служить (значит). Учи других - и сам поймёшь (тогда).
Эмоционально - оценочная лексика Лексика оценочного характера, имеющая как позитивный, так и негативный оттенок. Речь этого развязногопустомели возмутила пассажиров (Никонов).
Эпитет Художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчер­кивает в определяемом слове какое- нибудь его отличительное свойство. Чёткий воздухсвеж и чист (Волошин). Помолись,церковная Россия (Цветаева). Трепетная осина шепчет (Пришвин). Сквозьпризрачный снег (Брюсов).
Эпифора Повторение слов или выражений в конце каждой строки в строфе. Тороватому бояринуслава! И красавице боярынеслава!И всему народу христианскому слава! (М.Лермонтов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: