Проведение опытно-экспериментальной части исследования.




Для второго этапа опытно-экспериментальной базой исследования послужила гимназия № 22.г.Майкопа.

В нем участвовал 3 «а» класс, опять же первая группа, состоящая из 10 человек. Эксперимент проходил в конце года, когда учащиеся в течение года изучали компьютер.

Цель: с помощью компьютера выявить степень интеллектуальных способностей и дать основ­ные представления об алгоритме.

Задание 1

Как можно пройти от круга до сердечка по трем дорожкам? Через какие фигуры пройдет путь?

Задание 2

Найди разные пути из трех дорожек от квадрата до треугольника. Какие фигуры встретятся на пути?

(алгоритм) выполнения задачи, но и ус­ловный. Происходит знакомство с ветв­лением в алгоритмах.

Задание 3

Посмотри на рисунок. Круги - это до­мики. В них живут жители - буквы и циф­ры. Между кругами есть линии - дорож­ки. По ним ходит почтальон и разносит письма. При этом почтальон соблюдает правило своего движения: если дорожка соединяет домики, где есть одинаковые жители, то по такой дорожке можно идти. Если дорожка соединяет домики, где оби­тают разные жители, то по такой дорожке идти нельзя.

Задание 4

Помоги почтальону разнести письма. Укажи промежуточный домик.

Задание 5

Определи недостающую фигуру.

Задание 6

Доставь письмо адресату. Укажи про­межуточные дома.

При этом необ­ходимо обратить внимание учащихся на то, что почтальон при одних услови­ях «ходит по извилистой линии», а при других «ходит углами», - т.е. дети вмес­те с учителем могут составить последовательный план действий.

Результаты эксперимента см. в таблицах №, 2.

№ п\п Ф.И. учащегося Задание Общий балл
               
  Кушнерев Александр + + + + + +  
  Данилина Дарья + + + + + +  
  Кирпичев Алексей + + + + + -  
  Мирошников Валерий + + + + + -  
  Нехай Марина + + + + + +  
  Сихаджок Ренат   + + + + +  
  Тихонов Денис + + + + + -  
  Черкашин Сергей + + + + - -  
  Тенизбаев Никита + + + + + +  
  Питимко Артем + -+ - - - -  

 

Анализ результатов

Результаты проведенного исследования представлены в следующей таблице №3

Таблица №3

№ п\п Ф. И. учащегося Общий результат (балл) Уровень развития  
 
  Кушнерев Александр   высокий  
  Данилина Дарья   средний  
  Кирпичев Алексей   средний  
  Мирошников Валерий   средний  
  Нехай Марина   средний  
  Сихаджок Ренат   высокий  
  Тихонов Денис   средний  
  Черкашин Сергей   низкий  
  Тенизбаев Никита   высокий  
  Питимко Артем   низкий  

 

Оценка результатов работы производилась следующим способом:

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий;

8-9 баллов — высокий;

4—7 баллов —средний;

2—3 балла — низкий;

0—1 балл — очень низкий.

Из таблицы видно, что у большой части детей (5 человек) повысился уровень интеллектуального развития, 3 человека имеет высокий уровень развития и 2 человека – низкий уровень.

Из анализа полученных данных следует, что классе с 1 заданием справился на 75%.

Со вторым заданием - 90%.

С третьим заданием - 95%.

С четвертым заданием в классе справилось 85%

C заданием 5 справились 65% учащихся.

С шестым заданием в классе справилось 85% учащихся.

Итак, на основании полученных данных можно сде­лать вывод.

Вывод: учащиеся экспериментального класса справились с заданием и показали, что у них развито логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и т.п. Выполнение заданий не вызвало у них больших затруднений.

Таким образом, учащиеся экспериментального класса справились с работой (выполнили работу 94 %).Сравнительные результаты двух экспериментов можно посмотреть в приложении.

Анали­зируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложе­ния.

В результате специально организованного изучения с применением методов и приёмов развивающего обучения с применением компьютера происходит развитие умственных, интеллектуальных способностей детей; повышается интерес к обучению; улучшается качество знаний.

Эксперимент показал целесообразность использования компьютера для развития интеллектуальных способностей.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.

Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.


Заключение

Следует ли детям использовать компьютеры в школе?

Многие педагоги считают, что да. У некоторых имеются возрождения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к компьютерному веку необходима.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.

Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.

Центральным фундаментом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся младших классов является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников.

Ряд педагогов сомневаются в реальности достижения целей компьютерной грамотности в младших классах. Некоторые из них считают, что компьютеры представляют не что иное, как еще одно средство отвлечения внимания детей в классе. Другие настаивают на том, что невозможно подготовить учителей к использованию компьютеров на уроках и компетентному обучению детей компьютерной грамотности без серьезной профессиональной подготовки их в области вычислительной технике. Третьи выражают опасение, что постоянное использование компьютеров в школе приведет к такому положению, когда цельное поколение людей не сможет складывать и вычитывать числа, если не будет рядом компьютера. Одним из серьезных аргументов против включения компьютеров в содержание школьного обучения является столь быстрое развитие вычислительной техники, что даже постоянно обновляемая программа будет хронически отставать от него.

Еще более серьезным возражением является то обстоятельство, что дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, поскольку значительную часть времени они будут проводить за компьютером. В этой связи выражается опасение, что дети, привыкшие к общению с компьютерами, будут оказывать более высокое предпочтение таким формам общения, которым свойственны точность и четкость, а не интуиция или неоднозначность, которые необходимы для искусства и гуманитарных видов деятельности.

По сравнению с прошлым в наше время пользоваться компьютером стало намного проще, для них характерно “дружественное” по отношению к пользователю программное обеспечение с простым меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов. Чтобы заставить компьютер делать то, что вы хотите, теперь вовсе необязательно владеть программированием. Нас повсюду окружает новая техника, и для современных детей компьютер сегодня страшен не более, чем стереосистема.

Таким образом, задачи, которые мы ставили в своем исследовании были достигнуты. Применение компьютера – эффективный метод в развитии интеллектуальных способностей.

Применение в школе компьютерной технике учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.

В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подхода компьютерного обучения в начальной школе.

Описанные в данной работе программы помогут в работе учителям начальных классов разнообразить свои уроки и сделать их более эффективными в развитии познавательных процессов младших школьников.

Итак, мы пришли к выводу, что применение компьютерной техники в начальной школе развивает интеллектуальные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление. Улучшает восприятие мира.


Литература

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004. - 221 с.

2. Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование, 1994. – С. 3.

3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 Первин Ю.А. Курс "Основы информатики" для начальной школы. / Информатика и образование, 2002. – С.12.

4. https://www.zankov.ru/director/doc6.asp

5. Выготский Л.С. Собрание сочинение. Т.4, - М., 1972.

6. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. –М.: Радио и связь, 1997.

7. Коджаспирова Г.М., Петров К.В.Технические средства обучения и методика их использования.- М., 2005-352с.

8. Кржен Дж. Компьютер дома. –М., 1996.

9. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.

10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.: Педагогика, 1972.

12. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов "Развитие ".

13. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.,: Педагогика, 1979.

14. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. - М.: Владос, 1999.

15. Подласый И.П. Педагогика. - Том 1. - М.: Владос, 1999.

16. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1980.

17. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс,

18. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 512 с.).

19. Шауцукова Л.З. Информатика: Учеб. Пособие для 10-11 кл. М.: Просвещение, 2000. - 416 с.

20..Философский энциклопедический словарь/Под ред. И. С. Аверинцева, Э.А.Араб – Оглы, Л.Ф.Ильичева и др..- 2-е изд.- М.:Сов.энциклопедия, 1989.- 815с.

21. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –2004. -№2.- С.47

22. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. – 2003. - №3.- С.32

23. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. – 2001. - №3.- С.67

24. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 2001. - №3.

25. Варченко В.И. ПМК "Радуга в компьютере" – технология игрового обучения в начальной школе. //Информатика и образование, №3. М.:, 2001

26. Варченко В.И. Радуга в компьютере. // Начальная школа. – 2005. -№10. – С92.

27. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. – 1993. - №2.- С.67

28. Витуховская А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы//Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу Информатика и образование-.2001г. №1.- С.12

29. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. – 1994. - №4.- С.10

30. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994. - №4.- С.89

31. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика – 2004. - №5.- С49

32. Гребнов Методические проблемы компьютеризации обучения в школе// Педагогика- №5- 1994-С- 56.

33. Давыдов В. В., Рубцов В. В.Тенденции информатизации современного образования// Современная педагогика- №2- 1999-C/ 36г.

34. Заничковский Е.Ю. Проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 2004. - №2.- C/56

35. Зинченко Г.П. ЭВМ в начальной школе. // Информатика и образование. –1999. -№3.C.38

36. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой. // Информатика и образование. – 2004. - №2.- С.37

37. Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников. // Информатика и образование. – 2005. - №2. – С13.

38. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.: Изд-во "УРАО", 1998.

39. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. – 1998. - №1.

40. Лапчик М. Информатика и технология: компоненты педагогического образования. // Информатика и образование. – 1991. -№6.

41. Луцкий Р.М. Графика “Агата” – новые возможности. // Информатика и образование. – 1992. - №1.

42. Маргоми Я.М., Иванов А.М., Баранкина З.С. Содержание и методы непрерывного обучения информатике в начальной и средней школе. //ИНФО, 1991. -№1.- С47

43. Мехонцева Д. Объективная цель воспи­тания — формирование самоуправляемой и управляемой личности//Народное Образование, -2001, № 8- С.67

44. Мехонцева Д. Проблемы воспитания // Народное образование. – 1992. -№9.-48

45. Наймушина Л.И. Русский язык и математика на уроках информатики//Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу "Информатика и образование".2001г. №1 – С.78

46. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. –1994. -№4.- С.9

47. ПлеуховаЛ.Ф., Ситников Ю.К. Компьютерные системы заданий//Информатика и образование.1999. №2.- С.24

48. Сутирин Б., Житомирский В. Компьютер в школе сегодня и завтра. //Народное образование, -1986. - №3. – С 21.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: