В связи с изменением экономической жизни, изменилась и структура образования. Наряду с основной формой обучения выделился блок, в котором информатику как обязательный предмет начинают изучать с первого класса по одиннадцатый.
В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
И, конечно, простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Поэтому обучение имеет циклический характер. Раскрытие темы одного раздела может быть разнесено по всему курсу обучения и идет поэтапно по мере подготовки учащихся.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Вот почему очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок в интересную игру.
Компьютер дает возможность намного более полного и глубокого, чем при традиционном обучении, понимания процесса умственного развития ребенка. Современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая.
В последнее время ширится признание того, что пространственное мышление играет важную роль в овладении математикой и другими учебными дисциплинами, но до сих пор развитию навыков формального пространственного мышления уделяется мало внимания в учебном процессе.
Введение информатизации в начальной школе в значительной мере восполняет этот пробел. Информатизация несет детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Сущность творчества - в предугадывании результата. Учащийся, работая с компьютером, становится исследователем, открывателем. Это означает, что он учится делать выводы и обобщать, исходя из собственного опыта.
Для иформатизации обучения поставлены следующие задачи:
знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
формирование операционного стиля мышления;
умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
Для обучения можно выделить следующие основные разделы и фундаментальные понятия.
1. ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС.
Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира). Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звуки) и способов ее обработки. Что можно делать с информацией? Получение преобразование, передача, хранение информации. Общие сведения о двоичном кодировании и представлении информации в компьютерах.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
понятие информации, многообразие ее форм,
носители информации,
информационные процессы (передача, обработка, хранение информации).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов;
приводить примеры носителей информации.
2. НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера, их функции. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Начальные навыки работы на клавиатуре и считывание информации с дисплея. Компьютер как вычислительное устройство.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
назначение основных компонентов компьютера;
правила техники безопасности при работе на компьютере;
применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
работать в режиме микрокалькулятора;
пользоваться клавиатурой компьютера (вводить с клавиатуры русские,
латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы;
удалять ошибочно набранные символы; исправлять ошибки ввода);
пользоваться прикладными программами.
3. КОМПЬЮТЕР - УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.
Обработка графической информации на компьютере. Графический редактор. Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Запись и считывание изображений с диска.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
назначение и основные возможности графического редактора.
Учащиеся должны уметь:
"вырезать", "склеивать" и "стирать" произвольные части изображения;
применять для рисования произвольные "краски" и "кисти";
запоминать рисунки на внешних носителях, осуществлять их поиск и воспроизведение;
масштабировать (изменять размеры) рисунки;
добавлять к рисункам текст.
4. АЛГОРИТМЫИ ИСПОЛНИТЕЛИ.
Понятие об алгоритме. Исполнитель алгоритмов. Система команд исполнителя. Примеры алгоритмов и исполнителей. Способы описания алгоритмов. Линейный алгоритм. Непосредственный и программный способ исполнения алгоритмов. Процедуры. Условия в алгоритмах. Команды цикла и ветвления.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
понятие алгоритма, определение исполнителя;
понятие программы как последовательности команд исполнителя;
основные управляющие структуры (повторения, ветвления, процедуры);
представление о различных способах записи алгоритмов.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры алгоритмов;
решать линейные алгоритмические задачи;
находить ошибки в написанных алгоритмах;
анализировать команды исполнителя;
исполнять линейные программы для известных исполнителей;
указывать реакцию исполнителя на ошибки;
исполнять и составлять программы, содержащие управляющие структуры (повторения, ветвления, процедуры);
планировать свой действия, работая с программными пакетами.
5. АЛГОРИТМЫВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ.
Понятие сценария. Основные типы алгоритмов (линейный, разветвляющийся, циклический) и их реализация на языке сценариев.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
назначение и функции редактора сценариев.
Учащиеся должны уметь:
загружать и сохранять сценарий компьютерного фильма;
просматривать сценарий полностью и частично;
конструировать собственный сценарий.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
Для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие детей в мир основных понятий информатики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, а также программы, написанные самим учителем, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.
Особое внимание в курсе информатики уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы. Опыт работы показал, что гуманитаризация задач порождает подъем интереса детей к информатике.
Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием учеников.
При всем многообразии подходов к изучению предмета, связанного с различными типами техники, возрастными особенностями учеников, общим является девиз: «ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ».
Программное обеспечение, используемое для обучения в начальной школе, - это пакеты программ, разработанные в рамках проекта «Пилотные школы», а именно; программный пакет «Знакомство с компьютером», программный пакет «Компоненты компьютера», компьютерная среда «Кенгуренок» и «Пылесосик», графический пакет CPEN, а также пакет «Роботландия», программы и методические разработки учителей.
Итак, учащиеся младших классов должны приобрести умение работать с прикладным программным обеспечением.