Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Создание и сущность денежно-кредитной системы Республики Беларусь….5
2 Структура денежно-кредитной системы Республики Беларусь……………..10
3 Денежно-кредитное регулирование……………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованных источников…………………………………………….29
ВВЕДЕНИЕ
Денежно-кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования экономики. В кредитно-денежной системе каждой страны выделяется три звена: Центральный банк, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения. Государственный банк - обычно Центральный банк страны, единый эмиссионный центр. Он регулирует денежное обращение, определяет кредитную политику страны, распределяет и перераспределяет ресурсы, контролирует основные направления деятельности коммерческих банков, устанавливает официальные курсы рубля к иностранным валютам. Основной задачей банковской системы является обеспечение устойчивости денег. Достигается это, прежде всего, регулированием кредитных операций и проведением экономически обоснованной денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Центрального банка Республики Беларусь (Банка Беларуси). Денежно-кредитная политика Центрального банка - система мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Центрального банка страны (высший уровень), универсальных и специализированных коммерческих банков (второй уровень), а также из примыкающих ко второму уровню небанковских кредитно-финансовых учреждений и организаций.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как от состояния денежно-кредитной системы страны зависит экономическое развитие Республики Беларусь и благосостояние ее населения.
Целью данной курсовой работы является изучение денежно-кредитной системы Республики Беларусь.
В связи с поставленной целью задачи будут следующими:
- определение создания и сущности денежно-кредитной системы Республики Беларусь;
- изучение структуры денежно-кредитной системы Республики Беларусь;
- рассмотрение денежно-кредитного регулирования.
Создание и сущность денежно-кредитной системы Республики Беларусь
На основе кредитно-денежных отношений возникает и формируется кредитно-денежная система, основу которой составляют банки.
Создание денежно-кредитной системы Республики Беларусь произошло в декабре 1990 года, когда были приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского Республиканского банка Госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь.
Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк.
На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки.
Среди них - Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие [3, с.95].
На сегодня в Беларуси зарегистрировано 33 банка, в том числе 9 из которых со 100-процентным иностранным участием в капитале. Число филиалов действующих банков на территории Республики составляет 264 банка, из которых 86 - филиалы ОАО «АСБ «Беларусбанк», 87 - филиалы ОАО «Белагропромбанк» (таблица 1.1)
Таблица 1.1 - Сведения о банках Республики Беларусь (на начало года)
Показатель | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Зарегистрировано банков, единиц | ||||||
Зарегистрировано банков со 100-процентным иностранным участием в капитале, единиц | ||||||
Банки, имеющие лицензии (разрешения), единиц на осуществление банковской деятельности | ||||||
на привлечение вкладов физических лиц | ||||||
на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями | ||||||
Число филиалов действующих банков на территории Республики Беларусь, единиц | ||||||
из них филиалы: ОАО «АСБ «Беларусбанк» | ||||||
ОАО «Белагропромбанк» | ||||||
Зарегистрированный уставный фонд действующих банков, млрд. руб. | 2161,2 | 2941,5 | 3738,0 | 4521,5 | 8678,6 | 9555,8 |
ИСТОЧНИК?????????
Банк - это юридическое лицо, созданное в определенной организационно-правовой форме и имеющее исключительное право на осуществление в установленном законом порядке деятельности от своего имени по привлечению средств на вклады (депозиты) и размещение указанных средств на условиях возвратности, платности, срочности.
Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и выполняет следующие функции:
- разработка и осуществление денежно-кредитной политики;
- эмиссия денег;
- эмиссия ценных бумаг Национального банка;
- регулирование денежного обращения и кредитных отношений;
- валютное регулирование;
- рефинансирование коммерческих банков;
- организация эффективного, надежного и безопасного функционирования системы межбанковских расчетов и т.д.
Кроме того, Национальный банк осуществляет надзор и регулирует деятельность коммерческих банков, утверждает правила совершения банковских операций, устанавливает экономические нормативы.
Денежно-кредитная политика традиционно - важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.
Стратегические цели денежно-кредитной политики Республики Беларусь:
- обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы;
- содействие денежно-кредитной системы достижению устойчивого экономического роста;
- повышение реальных денежных доходов населения;
- рост инвестиций и сбережений.
Основная задача денежно-кредитной политики Республики Беларусь заключается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с рисками изменения обменного курса.
При осуществлении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь особое внимание уделяется развитию банковской системы. Основные задачи развития банковской системы Республики Беларусь:
- повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;
- оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;
- расширение состава и улучшения качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий [5, с.95].
Таким образом, на основе кредитно-денежных отношений возникает и формируется кредитно-денежная система, основу которой составляют банки. Создание денежно-кредитной системы Республики Беларусь произошло в декабре 1990 года, когда были приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них - Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие. Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и выполняет следующие функции: разработка и осуществление денежно-кредитной политики; эмиссия денег; эмиссия ценных бумаг Национального банка; регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование; рефинансирование коммерческих банков; организация эффективного, надежного и безопасного функционирования системы межбанковских расчетов и т.д. Кроме того, Национальный банк осуществляет надзор и регулирует деятельность коммерческих банков, утверждает правила совершения банковских операций, устанавливает экономические нормативы. Стратегические цели денежно-кредитной политики Республики Беларусь: обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы; содействие денежно-кредитной системы достижению устойчивого экономического роста; повышение реальных денежных доходов населения; рост инвестиций и сбережений.
Структура денежно-кредитной системы Республики Беларусь
В Республике Беларусь в настоящее время создана двухуровневая банковская система, состоящая из Национального банка Республики Беларусь (первый уровень) и коммерческих банков (второй уровень).
Национальный банк Республики Беларусь находится в собственности республики и действует исключительно в ее интересах. Он регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь.
Основными целями Национального банка Республики Беларусь как центрального органа управления являются:
1) кредитно-денежное регулирование экономической системы Республики Беларусь;
2) поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь;
3) обеспечение устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь.
Основными функциями Национального банка Республики Беларусь являются:
- проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
- регулирование денежного обращения;
- валютное регулирование;
- выполнение функций центрального депозитария;
- организация и осуществление валютного контроля;
- организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;
- консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Совета Министров Республики Беларусь;
- совместное с Министерством финансов Республики Беларусь исполнение республиканского и местных бюджетов;
- государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;
- выдача лицензий на осуществление банковских операций;
- надзор за деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и ликвидного функционирования;
- регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;
- регулирование кредитных отношений;
- осуществление контроля за соблюдением установленного порядка кредитования;
- определение и утверждение порядка и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве Республике Беларусь и ответственности за их нарушение;
- создание и накопление золотовалютных резервов Республики Беларусь;
- осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка Республики Беларусь;
- регистрация эмиссии ценных бумаг банков;
- проведение анализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;
- инкассация и доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяйствования.
Коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством, привлекают денежные средства юридических и физических лиц, размещают их от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности и платности, открывают и ведут банковские счета, осуществляют другие банковские операции. В настоящее время в Республике Беларусь в нормальном режиме работает 31 коммерческий банк [16, с.135].
Специфику деятельности коммерческих банков (финансовое посредничество) определяют трансформационные функции банков в экономике:
- трансформация капиталов (укрупнительная функция). Банки привлекают значительное количество мелких вкладов (остатки по счетам) и выдают некоторое количество крупных кредитов;
- трансформация сроков. Банки привлекают и размещает ресурсы с разными сроками погашения (возврата), т.е. балансируют интересы вкладчиков и кредитополучателей в отношении обязующих сроков;
- трансформация рисков. Банки гарантируют возврат денежных средств, т.е. берут на себя риски размещения ресурсов.
К основным видам деятельности банков второго уровня относятся:
- предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств;
- кассовое обслуживание;
- открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, осуществление расчетов по их поручению;
- ломбардная деятельность;
- факторинг и форфейтинг;
- поручительство (предоставление гарантий);
- доверительное управление активами;
- банковское хранение;
- предоставление сейфов в имущественный найм;
- перевозка ценностей;
- деятельность по обмену валюты;
- инвестиционное посредничество;
- финансовое посредничество;
- дилинг с наличной и безналичной валютой;
- деятельность депозитария;
- инвестиционное консультирование;
- финансовое консультирование;
- деятельность инвестиционного банкира;
- деятельность инвестиционного поверенного;
- выпуск векселей;
- скупка, продажа и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Взаимоотношения банков второго уровня с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. К данным методам взаимодействия относится:
- порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно;
- контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы:
- минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;
- норматив неденежной части уставного фонда банка;
- норматив ликвидности банка;
- норматив достаточности банка;
- норматив обязательных отчислений в фонд резервов;
- норматив максимального риска на одного заемщика и др.
Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализация банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы, отсутствием четкого разделения функций. В странах с рыночной экономикой действуют целостные банковские системы с разделением функций у взаимодействующих в ее составе отдельных банков: сберегательные банки аккумулируют денежные средства, инвестиционные вкладывают капиталы в определенные сектора экономики. В переходный период при недостаточном развитии отдельных операций (ипотечные, инновационные, инвестиционные и др.) белорусские банки для обеспечения устойчивой прибыльности своей деятельности, диверсификации рисков, вынуждены быть универсальными [14, с.119].
Специализированные банки могут различаться специализацией, причем наиболее важной является функциональная специализация банка, определяющая характер его деятельности (рисунок 1.1)
Рисунок 1.1 - Критерии специализации банков
Таким образом, в Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система. Первый уровень представляет эмиссионный центральный банк страны (Национальный банк), второй - коммерческие банки. Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализация банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы, отсутствием четкого разделения функций. Национальный банк Республики Беларусь находится в собственности республики и действует исключительно в ее интересах. Он регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь.