Структура денежно-кредитной системы Республики Беларусь




Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Создание и сущность денежно-кредитной системы Республики Беларусь….5

2 Структура денежно-кредитной системы Республики Беларусь……………..10

3 Денежно-кредитное регулирование……………………………………………16

Заключение………………………………………………………………………..27

Список использованных источников…………………………………………….29

ВВЕДЕНИЕ

 

Денежно-кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования экономики. В кредитно-денежной системе каждой страны выделяется три звена: Центральный банк, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения. Государственный банк - обычно Центральный банк страны, единый эмиссионный центр. Он регулирует денежное обращение, определяет кредитную политику страны, распределяет и перераспределяет ресурсы, контролирует основные направления деятельности коммерческих банков, устанавливает официальные курсы рубля к иностранным валютам. Основной задачей банковской системы является обеспечение устойчивости денег. Достигается это, прежде всего, регулированием кредитных операций и проведением экономически обоснованной денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Центрального банка Республики Беларусь (Банка Беларуси). Денежно-кредитная политика Центрального банка - система мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Центрального банка страны (высший уровень), универсальных и специализированных коммерческих банков (второй уровень), а также из примыкающих ко второму уровню небанковских кредитно-финансовых учреждений и организаций.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как от состояния денежно-кредитной системы страны зависит экономическое развитие Республики Беларусь и благосостояние ее населения.

Целью данной курсовой работы является изучение денежно-кредитной системы Республики Беларусь.

В связи с поставленной целью задачи будут следующими:

- определение создания и сущности денежно-кредитной системы Республики Беларусь;

- изучение структуры денежно-кредитной системы Республики Беларусь;

- рассмотрение денежно-кредитного регулирования.

 

 

Создание и сущность денежно-кредитной системы Республики Беларусь

 

На основе кредитно-денежных отношений возникает и формиру­ется кредитно-денежная система, основу которой составляют банки.

Создание денежно-кредитной системы Республики Беларусь произошло в декабре 1990 года, когда были приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского Республиканского банка Госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь.

Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк.

На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки.

Среди них - Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие [3, с.95].

На сегодня в Беларуси зарегистрировано 33 банка, в том числе 9 из которых со 100-процентным иностранным участием в капитале. Число филиалов действующих банков на территории Республики составляет 264 банка, из которых 86 - филиалы ОАО «АСБ «Беларусбанк», 87 - филиалы ОАО «Белагропромбанк» (таблица 1.1)

 

 

Таблица 1.1 - Сведения о банках Республики Беларусь (на начало года)

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Зарегистрировано банков, единиц            
Зарегистрировано банков со 100-процентным иностранным участием в капитале, единиц            
Банки, имеющие лицензии (разрешения), единиц на осуществление банковской деятельности            
на привлечение вкладов физических лиц            
на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями            
Число филиалов действующих банков на территории Республики Беларусь, единиц            
из них филиалы: ОАО «АСБ «Беларусбанк»            
ОАО «Белагропромбанк»            
Зарегистрированный уставный фонд действующих банков, млрд. руб. 2161,2 2941,5 3738,0 4521,5 8678,6 9555,8

ИСТОЧНИК?????????

Банк - это юридическое лицо, созданное в определенной органи­зационно-правовой форме и имеющее исключительное право на осуществление в установленном законом порядке деятельности от своего имени по привлечению средств на вклады (депозиты) и размещение указанных средств на условиях возвратности, платно­сти, срочности.

Национальный банк является центральным банком Республики Бела­русь и выполняет следующие функции:

- разработка и осуществление де­нежно-кредитной политики;

- эмиссия денег;

- эмиссия ценных бумаг Наци­онального банка;

- регулирование денежного обращения и кредитных отношений;

- валютное регулирование;

- рефинансирование коммерческих банков;

- организация эффективного, надежного и безопасного функциони­рования системы межбанковских расчетов и т.д.

Кроме того, Националь­ный банк осуществляет надзор и регулирует деятельность коммерческих банков, утверждает правила совершения банковских операций, устанавливает экономические нормативы.

Денежно-кредитная политика традиционно - важнейшая часть современной модели госу­дарственного регулирования национальной экономики.

Стратегические цели денежно-кредитной политики Республики Беларусь:

- обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы;

- содействие денежно-кредитной системы достижению устойчивого экономического роста;

- повышение реальных денежных доходов населения;

- рост инвестиций и сбережений.

Основная задача денежно-кредитной политики Республики Беларусь заключается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с рисками изменения обменного курса.

При осуществлении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь особое внимание уделяется развитию банковской системы. Основные задачи развития банковской системы Республики Беларусь:

- повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;

- оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;

- расширение состава и улучшения качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий [5, с.95].

Таким образом, на основе кредитно-денежных отношений возникает и формиру­ется кредитно-денежная система, основу которой составляют банки. Создание денежно-кредитной системы Республики Беларусь произошло в декабре 1990 года, когда были приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них - Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие. Национальный банк является центральным банком Республики Бела­русь и выполняет следующие функции: разработка и осуществление де­нежно-кредитной политики; эмиссия денег; эмиссия ценных бумаг Наци­онального банка; регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование; рефинансирование коммерческих банков; организация эффективного, надежного и безопасного функциони­рования системы межбанковских расчетов и т.д. Кроме того, Националь­ный банк осуществляет надзор и регулирует деятельность коммерческих банков, утверждает правила совершения банковских операций, устанавливает экономические нормативы. Стратегические цели денежно-кредитной политики Республики Беларусь: обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы; содействие денежно-кредитной системы достижению устойчивого экономического роста; повышение реальных денежных доходов населения; рост инвестиций и сбережений.

 

Структура денежно-кредитной системы Республики Беларусь

 

В Республике Беларусь в настоящее время созда­на двухуровневая банковская система, состоящая из Националь­ного банка Республики Беларусь (первый уровень) и коммерчес­ких банков (второй уровень).

Национальный банк Республики Беларусь находится в собствен­ности республики и действует исключительно в ее интересах. Он регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулирова­нию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Нацио­нальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь.

Основными целями Национального банка Республики Беларусь как центрального органа управления являются:

1) кредитно-денеж­ное регулирование экономической системы Республики Беларусь;

2) поддержка общей экономической политики Правительства Рес­публики Беларусь;

3) обеспечение устойчивости официальной де­нежной единицы Республики Беларусь.

Основными функциями Национального банка Республики Бе­ларусь являются:

- проведение единой государственной денежно-кредитной по­литики;

- регулирование денежного обращения;

- валютное регулирование;

- выполнение функций центрального депозитария;

- организация и осуществление валютного контроля;

- организация межбанковских расчетов и кассового обслужи­вания банков;

- консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Совета Министров Республики Беларусь;

- совместное с Министерством финансов Республики Беларусь исполнение республиканского и местных бюджетов;

- государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;

- выдача лицензий на осуществление банковских операций;

- надзор за деятельностью банков и специализированных кре­дитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и лик­видного функционирования;

- регулирование внешнеэкономической банковской деятель­ности;

- регулирование кредитных отношений;

- осуществление контроля за соблюдением установленного по­рядка кредитования;

- определение и утверждение порядка и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве Республике Беларусь и ответственности за их нарушение;

- создание и накопление золотовалютных резервов Республики Беларусь;

- осуществление всех видов банковских операций, необходи­мых для выполнения основных целей Национального банка Рес­публики Беларусь;

- регистрация эмиссии ценных бумаг банков;

- проведение анализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;

- инкассация и доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяй­ствования.

Коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством, при­влекают денежные средства юридических и физических лиц, размещают их от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности и платности, открывают и ведут банковские счета, осуществляют другие банковские операции. В настоящее время в Республике Беларусь в нормальном режиме рабо­тает 31 коммерческий банк [16, с.135].

Специфику деятельности коммерческих банков (финансовое посредничество) определяют трансформационные функции банков в экономике:

- трансформация капиталов (укрупнительная функция). Банки при­влекают значительное количество мелких вкладов (остатки по счетам) и выдают некоторое количество крупных кредитов;

- трансформация сроков. Банки привлекают и размещает ресурсы с разными сроками погашения (возврата), т.е. балансируют интересы вклад­чиков и кредитополучателей в отношении обязующих сроков;

- трансформация рисков. Банки гарантируют возврат денежных средств, т.е. берут на себя риски размещения ресурсов.

К основным видам деятельности банков второго уровня отно­сятся:

- предоставление кредитов от своего имени за счет собствен­ных средств;

- кассовое обслуживание;

- открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспон­дентов, осуществление расчетов по их поручению;

- ломбардная де­ятельность;

- факторинг и форфейтинг;

- поручительство (предос­тавление гарантий);

- доверительное управление активами;

- банков­ское хранение;

- предоставление сейфов в имущественный найм;

- перевозка ценностей;

- деятельность по обмену валюты;

- инвестици­онное посредничество;

- финансовое посредничество;

- дилинг с на­личной и безналичной валютой;

- деятельность депозитария;

- инвестиционное консультирование;

- финансовое консультиро­вание;

- деятельность инвестиционного банкира;

- деятельность инвес­тиционного поверенного;

- выпуск векселей;

- скупка, продажа и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Взаимоотношения банков второго уровня с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. К данным методам взаимодействия относится:

- порядок установления эко­номических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно;

- контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы:

- минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

- норматив неденеж­ной части уставного фонда банка;

- норматив ликвидности банка;

- норматив достаточности банка;

- норматив обязательных отчислений в фонд резервов;

- норматив максимального риска на одного заемщика и др.

Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализа­ция банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы, отсутствием четкого разделения функций. В странах с рыночной экономикой действуют целостные банковские системы с разделением функций у взаимодействующих в ее составе отдельных банков: сберега­тельные банки аккумулируют денежные средства, инвестиционные вкладывают капиталы в определенные сектора экономики. В переходный период при недостаточном развитии отдельных операций (ипотечные, инновационные, инвестиционные и др.) белорусские банки для обеспече­ния устойчивой прибыльности своей деятельности, диверсификации рисков, вынуждены быть универсальными [14, с.119].

Специализированные банки могут различаться специализацией, при­чем наиболее важной является функциональная специализация банка, определяющая характер его деятельности (рисунок 1.1)

 

Рисунок 1.1 - Критерии специализации банков

 

Таким образом, в Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система. Первый уровень представляет эмиссионный центральный банк страны (Национальный банк), второй - коммерческие банки. Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализа­ция банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы, отсутствием четкого разделения функций. Национальный банк Республики Беларусь находится в собствен­ности республики и действует исключительно в ее интересах. Он регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулирова­нию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: