Образ птицы в вышивке и одежде




Образ птицы в народном творчестве

Отгадайте загадку:

Прилетела пава,

Села на лаву,

Распустила перья

Для всякого зелья.

Это Весна. В народной традиции птица всегда символизировала приход весны, тепло, радость, счастье, птица – женский образ.

 

 

Люли-люли-люли,

Прилетели гули,

На головку сели,

Оладушек съели…

Словно сквозь сон из дальнего детства доносятся эти слова, и чья-то мягкая рука гладит по головке, успокаивает. А дальше вспоминаются любимые сказки «Гуси-лебеди», «Финист - ясный сокол», «Жар-птица», образ пушкинской царевны Лебедь: «А сама-то величава, выступает, словно пава, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит!» В народной поэзии девушка-невеста непременно называется белой лебедушкой, павушкой, птицей-утицей. А птички-свистульки и карамельные петушки на палочке…

 

 

Птицы – легенды

Птица – один из древнейших образов в народном искусстве – участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья. Эти представления дошли до нашего времени в народных песнях, сказках и легендах. В одной из них рассказывается о том, что когда ещё ничего не было среди огромного океана, на островке сидели две птицы. Одна нырнула на дно морское, достала оттуда синь-камень и сотворила огромное небо, солнце и звезды, другая птица достала со дна моря песку морского и сотворила плодородную землю с травами, деревьями и животными. В других сказаниях птицы были перевозчиками солнца: после захода оно путешествовало по подземному морю-океану с помощью водоплавающих птиц.

Свои знания о земных животных люди переносили на атмосферные явления. Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, грозу и солнечный свет. С птицей сравнивали тучу, а падающий из неё снег - с перьями и пухом. У многих народов есть предания о волшебной птице с прекрасными золотыми перьями. В русском народном фольклоре – это жар-птица.

 

Её название указывает на связь с огнём. Основой для сказки о жар-птице могло служить поверье о том, что счастье и удача выпадут тому, кто первый увидит журавлиные танцы. Ведь многие словесные обозначения «жара» близки к словам, обозначающим журавлей (например, жералик – журавль, или раскалённые угли). Журавли наравне с аистами, голубями, и соловьями считались на Руси божьими птицами, приносящими добро человеку.

Образ птицы в русском фольклоре неоднозначен. Есть случаи, когда птицы выступали вестниками бед и несчастий, например, Обида и гневный Див. Но чаще всего птица являлась олицетворением света и радости. Давным-давно, когда вся Русская земля ещё была покрыта дремучими лесами, жила гордая птица Скопа, которая защищала земли от набегов бесчисленных врагов – кочевников. Именно она дала название городу Скопину, а затем заняла свое место и на его древнем гербе. Скопа – вполне реальное существо. Это редко встречающаяся хищная птица – белогрудая, желтоглазая, с мощными крыльями и сильными когтями. Мастера-умельцы из города Скопина прославили свою птицу в фигурной керамике.

 

 

Птицы Сирин и Алконост

С востока пришли на Русь древние легенды о сладкоголосых птицах-девах, живущих в мифической стране – Эдеме. Спускаясь на землю, они пленяли людей райским пением. Птицы Сирин и Алконост занимают особое место в мире образов народной фантазии, о них повествуют легенды и древние сказания, их упоминают русские летописи. Дивные изображения Сирина и Алконоста встречаются в резном декоре и крестьянских изб, и белокаменных соборов Владимира и Суздаля. Изображения райских птиц украшали предметы крестьянского обихода – расписные прялки, посуду, сундуки, мебель. В обыденном сознании бытует представление, что Сирин – это птица радости, Алконост - птица печали, русский художник В.М.Васнецов в 1896 году написал картину «Сирин и Алконост. Песня радости и печали». Живописец изобразил двух фантастических птиц: одна из них – черная, печальная, другая – светлая, радостная. В памятниках народного творчества Сирин и Алконост олицетворяют собой всё самое светлое, доброе и радостное.

 

 

Образ птицы и жилище

Одним из воплощений духа огня на земле считался в древние времена петух. “Гласим-царь”, “Будимир-царь” - верные часы народной Руси. “Петух поёт, значит, нечистой силы темное время прошло”. Петух считается существом, отгоняющим нечистую силу и охраняющим от пожара. Поэтому на коньке крыш ставят деревянного или железного петуха. Считалось, что он своим громким пением приветствует восход и как бы призывает солнце, пробуждая к жизни спящую природу. Крик петуха сравнивали с раскатами грома и со звоном колокола. Бог-громовик был богом и земного огня, и домашнего очага. Как представитель огня, молний и рассвета петух изображался красной или золотой птицей. При строительстве избы на нижних концах жердей вырезались курицы, поддерживающие водосток крыши избы. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Произведения народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Дивные сказочные птицы жили в узорах расписных прялок, блюд, ковшей и прочей домашней утвари.

 

 

 

 

 

Птица-талисман и оберег

Образ птицы в глубокой древности был привычным талисманом, оберегом. Уточка - символ продолжения Рода, создателя Земли и счастливой дружной семьи. По древнеславянскому преданию уточка является творцом Мира и знаком его вечного продолжения. Среди птиц утка считается самым древним символом Создателя, символом духа. Долбленые ковши имеют форму водоплавающей птицы, потому что уточка считалась символом очистительной силы воды. Гребень, украшенный стилизованными фигурками водоплавающих птиц, геометрическим или чешуйчатым орнаментом был одновременно и защитным оберегом. Уткоконь, или птица-ладья, символизирует вечный ход Солнца по небесному своду, где его несут кони, и по подземному Океану, где его колесницу уже влекут утки. Сам оберег соединяет в себе два могучих символа - коня и утки, а вдвоем их мощь усиливается многократно.

 

 

Образ птицы в вышивке и одежде

Испокон веков славилась русская земля искусством мастериц-рукодельниц. Все русские женщины умели прясть, ткать, вышивать. Скатерти, покрывала, полотенца, одежда – всё это украшалось вышитым, тканым орнаментом. Одним из самых любимых мотивов вышивки выступает орнамент с птицами. Птицы на вышивках отличаются от своих природных собратьев: они очень декоративны, стилизованы. Расположение двух птиц по сторонам дерева, ветки, стилизованного листа означает начало жизни, символ добра и счастья, полотенца с таким орнаментом дарили новобрачным.

Вышивка в одежде играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. На рукавах могли быть вышиты птицы как связь женщины со стихией воздуха. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю.

 

 

Женский головной убор

Названия головных женских уборов, напоминают о птицах: сороке, курице, лебеди. Головные уборы нередко украшены изображениями солнца, звёзд, древа, птиц, да и сами названия некоторых головных уборов птичьи: кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка – утка, сорока. Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями. Форма кокошника спереди напоминает корону, а сбоку – утку. Вспомним значения русских слов: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица-наседка. Сорока - головной убор тульской крестьянки напоминает гребень экзотической птицы: она состоит из расшитого золотой нитью очелья и веерообразного верха из красных, синих, розовых и зеленых полос. Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими селезневыми перышками.

 

 

 

Образ птицы в игрушке

Птичка глиняная

А сколько интересных образов птицы в народной игрушке! Птиц изображали разных: тетеревов, голубей, куриц, петухов, и все они принимали декоративные формы. Индюк в дымковской игрушке, филимоновские, тверские птицы-свистульки. Первоначально игрушка возникла совсем не для забавы. Различные фигурки животных и птиц, носившие обобщенный, условный характер имели магический заклинательный смысл. Глиняные игрушки чаще были свистульками. По древним поверьям, свист и вообще шум был способен отгонять злые силы: в то же время свист напоминал пение птиц. В старину люди верили, что зима – время господства тёмных сил, а птицы своим пением прогоняли злых духов и помогали пробуждению природы. Практически во всех местах, где делалась игрушка, мастера, лепили из глины или вырезали из дерева разнообразных птиц. Чаще всего это обобщенный собирательный образ птицы, которые делают из глины во многих областях России. Дымковская игрушка знаменита своими петухами и индюками, которые зачастую бывают довольно крупных размеров. Эти птицы с пышными, напоминающими солнце хвостами, многоцветные, сверкающие кусочками сусального золота, предстают как жар-птицы из русских сказок. В Каргополе птицы обобщенной формы с солнечными знаками на боках. Совсем другие по пластике филимоновские птички. Сильно вытянутые по вертикали, с плавными, текучими линиями доносят до нас не столько конкретное изображение птицы, а её поэтический сказочный образ. Как и все филимоновские игрушки, птицы раскрашены яркими светящимися на белом фоне разноцветными линиями и геометрическим орнаментом, имеющим древние корни. В каждой области, где делали глиняную игрушку, мастера привносили в изображение птицы своё видение, создавали разнообразные пластические формы, зачастую продиктованные свойствами местной глины и изобразительными традициями. Абашевские птички задорны и горделивы. И им есть чем гордиться: они украшены яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях.

 

 

Птичка деревянная

Игрушки-птички не только лепили из глины, но и вырезали из дерева. В Нижегородской области из небольшого кусочка дерева вырезают гладкие обтекаемые свистульки, расписанные анилиновыми красителями. Яркие, пышные цветы росписи, как и цветущие весенние травы и деревья создают настроение радостного праздника.

Особое место среди птиц, вырезанных из дерева, занимают щепные птицы. Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство. В северных деревнях и по сей день мастерят щепных птиц-солнце и подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе. В современном жилище это память о предках и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее, оберегает, приносит счастье. В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье, мастер должен был выточить её за 52 (по числу недель в году) прикосновения к дереву ножа или топора. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа. 52 удара - 52 слова, неизвестных нам сейчас. Однако птица-солнце не просто красивое украшение дома, это связь с нашими предками и обычаями. С древнейших времён птица считается предвестницей весны. Есть поверье, что своим громким криком прогонят птицы с земли русской мрак и стужу и принесут «тепло летушко». Поэтому ещё одно название этой птицы - птица счастья.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: