Лекция 6.
Синтаксис и предложение.
Синтаксис – учение о связной речи, о единицах, больших чем слово. (Словосочетания и предложения).
Предложения.
Основная функция – коммуникативная => предложение связано с конкретной ситуацией общения, также это означает, что предложение выражает: убеждение, побуждение или вопрос. Как привило предложение реализуется по средствам нескольких слов, но, существуют и однословные предложения, типа “Ночь”, «День». Надо отметить, что односложные предложения отличаются от того же слова «ночь» или «день» интонацией и смысловым наполнением. Слово, в отличии от предложения, выполняет номинативную функцию, это означает, что, произнося слово “ночь”, мы имеем ввиду целый класс объектов, которые обладают признаками данного времени суток. В то же время, произнося предложение “Ночь.”, мы утверждаем наличие данного факта в ситуации общения. В зависимости от ситуации, данное предложение может выражать волнение говорящего, удивление, также причину. Основная характеристика предложения – предикация. Предикация – это отнесение содержания высказывания к действительности. Предикативная связь наблюдается между подлежащим и сказуемым в предложении. Ученых и лингвистов до сих пор волнует вопрос о том, что же является главным в предложении: подлежащее или сказуемое?
На этот счет существует 3 точки зрения:
1. Главным является подлежащее.
Док-во: Сказуемое всегда согласуется с подлежащим(подчинено).
2. Главным является сказуемое. (Фартунатов, Шахматов, Вишковский,
Холодович) Считается, что предложения типа “Ночь?”, “День” представляют собой сокращенные предложения со скрытым глаголом (есть, идет)
|
3. Подлежащее и сказуемое равнозначны.
Грамматическая структура предложения
Глагольное предложение описывает некоторую ситуацию, в которую вовлечены участники и этих участником мы называем “партиципанты”.
Различают следующие партиципанты:
1. Агенс – тот, кто совершает действие. («Снег идет» Агенс – Снег)
[Агенс не всегда совпадает с подлежащим. (Дом строится)]
2. Пациенс – тот, над кем совершается действие.
3. Орудие (инструмент) действия. Например: Я ем кашу ложкой.
Дополнительные:
4. Тема сообщения. Например: мы говорим о погоде.
5. Адресат сообщения. Например: Я рассказал об этом другу.
Каждому партиципанту соответствует актант, т.е. определенный тип предложения. Описываемая в предложении ситуация обладает рядом признаков:
1) Временем действия,
2) Местом действия.
3) Способом действия..
Они называются Сирконстанты.
Принято различать валентности глаголов. Валентность глагола – его способность сочетаться с другими членами предложения. (С подлежащим и дополнением)
Различают глаголы:
1) Безвалентные глаголы– ни с чем не могут сочетаться. (Светает, смеркается)
2) Одновалентные глаголы – они сочетаются с подлежащим. (Я лежу, я сижу.)
3) Двухвалентные глаголы - сочетаются и с подлежащим и с дополнением.(Я пишу письмо)
4) Трёхвалентные глаголы - Я пишу письмо другу
Актуальное членение предложения
Это – коммуникативная значимость, передаваемая говорящим, той информацией, которую он выражает. По этому критерию различают:
1. Тема – отправная точка высказывания, т.е. то, что известно говорящему и слушающему. В простых предложениях – тема совпадает с подлежащим. (Мама пришла)(У меня ангина)
|
2. Рема – новая информация, неизвестная прежде всего для слушающего. В простых предложениях – рема совпадает со сказуемым. (Мама пришла)(У меня ангина)
В русском языке можно менять тему и рему только по средствам интонации. Пример: Я прочитал книгу (Поставив акцент на любой из членов данного предложения, мы делаем его ремой)
Существуют некоторые другие средства передачи актуальной информации:
a) Частицы
Даже – определяет рему.
(Даже Катя умеет петь.)
То – выделяет тему.
(Я то об этом не знал.)
b) Местоимения
Неопределенные местоимения типа “один”, “некоторый”, “какой-то” определяют рему.
(Один знакомый рассказал мне это.)
(Некоторые люди умеют писать обеими руками.)
Указательные местоимения выделяют тему.
(Дай мне эту тетрадь.)
Оборот “Что касается” определяет тему.
(Что касается меня, я туда не пойду.)
(It was he, who have done it) – определяет рему.
c) Артикли
Определенные: определяют тему
(The door is opened.)
Неопределенный: определяет рему
(this is a book.)
d) Изменение залога
C активного на пассивный
(I[тема] write a book[рема])
(A book[тема] was written by me[рема])
Лекция 7.
Слово. Значение слова. Способы изучения значения слова. Способы изменения значения слова.
Слово– минимальная самостоятельная, значащая единица языка, выполняющая номинативную функцию.
Самостоятельность слова – его смысловая и синтаксическая зависимость.
Смысловая независимость означает, что слово обладает конкретным значением, которое фиксируется словарями.
|
Синтаксическая независимость означает, что слово может употребляться в любом месте предложении, с одной стороны, с другой стороны, одно слово способно образовывать предложение.
Значение слова – Отрасль лингвистики занимающаяся изучением значения слова.
Существует 3 точки зрения на то, что такое значение слова:
1. Значение слова – это его компонент, который передает понятие.
2. Значение слова – то, что стоит за этим словом в реальной действительности.
3. Значение слова – тот образ, и те ассоциации, которые возникают у нас при виде данного слова.
Полноценным лексическим значением обладают только знаменательные слова: Существительные, глаголы, прилагательные и наречия.
Служебные слова обладают либо очень абстрактным лексическим значением, либо исключительно грамматическим значением: Союзы, предлоги, частицы, местоимения.
Существует определенное отношение между предметом, словом и понятием, которое это слово выражает. Традиционно, эти отношения представляют в виде семантического треугольника, который был предложен Окденом и Ричардсом.
Понятие
Слово Предмет.
Пунктир означает, что связь между словестным знаком и предметами не прямая – она опосредована понятиями.
Пример:
(Pillow/Подушка/Kissen)