Монастыри и их роль в формировании особенностей христианского искусства




Тема: История искусства «варварских» государств империи франков в V-X веках.

 

После падения Древнего Рима население Европы представляло собой множество племен, среди которых были и прежние обитатели, и пришельцы. Все они находились в движении. Границы были неустойчивы, союзы недолговечны. Европу вплоть до_XI вв. сотрясали волны переселений.

Наиболее прочным на месте Римской империи оказалось государство франков. Франкский король Хлодвиг принял христианство. И создал первую королевскую династию Меровингов.

 

Декоративно-прикладное искусство.

 

Цель – украсить и сберечь человека от любых враждебных сил.

Это детали одежды, вооружение, богато украшенные рукояти мечей, изделие из металла, дерева, кости. В творчестве варваров господствовал орнамент: символика знаков, цвета объединяла элементы орнамента и определяла неразрывную связь всех явлений жизни человека и мира к котором он живет.

 

Стадии развития ДПИ:

  • Филигранный стиль – металлические изделия – фибулы, подвески, пряжки – были украшены тонкими золотыми или серебряными нитями, витыми шнурами, зернью.

 

 

  • Полихромный стиль – принесли племена готов. В изделиях использовались яркие драгоценные камни. Они помещались на поверхности или вставлялись в виде тонких шлифованных пластинок между золотыми перегородками, которые образовывали узор. Готы предпочитали красные камни: альмандин, поздние гранаты и цветное стекло. Позже вместо камней стали использовать цветные эмали.

 

 

Архитектура

 

Не имели собственных традиций и технологий, подражали римским постройкам.

  1. Мавзолей короля Теодориха в Равенне.

 

Это центрическое здание, увенчанное куполом. Но купол лишь внешнее подражание римским куполам. Он не выложен из блоков камня или кирпича, а представляет собой цельную каменную глыбу, выдолбленную в форме купола. Эта монолитная крыша весом 470 тонн, уникальна и не уступает мегалитическим сооружениям древности.

 

Монастыри и их роль в формировании особенностей христианского искусства

Важным явлением в жизни Европы стало распространение монашества. Оно возникло на Востоке, в Египте, где впервые появились пустынники, отшельники, бежавшие от преследования язычников или стремившиеся уйти от соблазнов мирской жизни. Бенедикт Нурсийский, основавший монастырь в Южной Италии, создал устав (распорядок жизни), получивший название бенидиктийского.

Монастыри располагались в уединенных местах. Монахи вели хозяйство собственными силами. Жизнь монастыря строго подчинялась уставу. Монастыри – центр грамотности, всевозможных знаний и, конечно, христианства. Там переписывались Священное Писание и богослужебные книги. Изготовляли, украшали и переплетали книги в специальных мастерских – скрипториях. В школах при монастырях обучали навыкам каллиграфического письма. Библиотеки при монастырях хранили старинные и новые рукописи.

Книга в средневековой Европе приобрела форму кодекса (стопка страниц подшитых к корешку). Материалом для книги были6 пергамент – кожа телят или ягнят. Страницы самых роскошных рукописей были окрашены дорогой, символизировавшей власть и богатство краской – пурпуром (пурпурные кодексы).

Над книгой работали два мастера: переписчик и художник. Для создания одной книги требовалось несколько лет. Созданные вручную книги называются манускриптами. Каждая книга уникальна.

Оформление книг – кодексов было скромным. Единственным украшением были выписанные киноварью или минием (красной краской) красные строки, начинавшие каждый раздел книги. С VI вв. появился инициал – особым образом украшенная первая буква. Сначала инициал выделялся цветом, затем украшался несложным орнаментом, и, наконец увеличился в размерах, заняв почти половину страницы. В книгу «проник» цвет, стали применятся не только красная. Но и синяя, зеленая, желтая краски, золото и серебро.

В эпоху Мировингов очень важно было украшение книги, ее декорирование. Задачей художника было превратить книгу в особый, требующий почитания священный предмет.

Большое внимание уделялось красоте шрифта, богато оформлялись инициалы, украшались слова текста, особенно начальные строки разделов. Книги были рассчитаны не только для прочтения, но и для рассматривание: ведь население, в основном, было неграмотным. Страницы изобиловали изображениями птиц, рыб. Растительных побегов, пальметтами, розетками. Все это раскрашено яркими цветами: красным, зеленым, желтым.

  1. Гелазианский Сакраментарий (сборник священных текстов)

 

 

В начале одного из разделов изображена большая арка, под которой помещен крест со свешивающимися с его перекладины буквами «альфа» и «омега» - первой и последней буквой греческого алфавита. Они образованы телами маленьких рыбок. Рыба-символ Христа.

 

3. Геллонский Сакраментарий

Фигурками рыб и птиц усеяны страницы роскошной рукописи. Каждая страница – произведение искусства. Писцы использовали каллиграфию округлого унциального шрифта.

4.Евангелие из Дарроу

 

 

Самобытной культурой в эпоху средневековья была Ирландия. Ирландские монах были образованы. Возникло особое каллиграфическое письмо. Буква – магический знак. Букву заключали в драгоценную оболочку из изощренного орнамента. Инициалы ирландских рукописей достигли огромных размеров, заполняя собой всю страницу.

 

5.Евангелие из Келлса («Келлская книга»).

 

Необыкновенная щедрость орнамента. Отчетливо видна связь с ювелирным искусством: орнаментальная страница похожа на драгоценный оклад для священного текста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: