Фрагменты программы по курсу
Теория и методика этнохудожественного образования
Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для дошкольных учреждений
Психологические особенности художественного восприятия и художественно – творческой деятельности дошкольников. Отечественные и зарубежные программы и методики художественного образования дошкольников на основе национально – культурных традиций.
Особенности преподавания народной художественной культуры дошкольникам в условиях экспериментальных образовательных учреждений. Специфика организации этнохудожественного образования и воспитания дошкольников в разновозрастных группах. Игровые основы этнохудожественного образования дошкольников. Роль народных игрушек и игр в формировании детей дошкольного возраста.
Педагогический потенциал русских народных сказок. Интегрированные системы этнохудожественного воспитания и развития личности на основе русских народных сказок. Современные методы сказкотерапии, их использование в работе с детьми дошкольного возраста. Роль русских народных сказок, пословиц, поговорок и пестушек в развитии речи и художественно – образного мышления дошкольников в формировании их представлений о времени, пространстве, движении, энергии и др.
Музыкальное воспитание на основе русских народных песен и произведений для детей русских композиторов – классиков. Методы музыкотерапии в работе с дошкольниками. Дыхательная терапия с использованием русских народных духовых музыкальных инструментов и свистулек.
Роль русского декоративно – прикладного творчества и произведений русских художников на занятиях изобразительным искусством. Русские народные танцы и пластические импровизации под русскую музыку в системе этнохудожественного образования дошкольников.
|
Использование образов и произведений народного художественного творчества в духовно – нравственном и физическом воспитании дошкольников.
Методика разработки и внедрения авторской программы по народной художественной культуре в дошкольных учреждениях.
Роль наставников и родителей в приобщении дошкольников к русскому народному творчеству, к традиционным ценностям и идеалам русской культуры.
Роль практического психолога в диагностике эффективности этнохудожественного образования дошкольников.
Народное изобразительное и декоративно – прикладное творчество, место в этнохудожественном образовании
Характеристика основных видов детского изобразительного и декоративно – прикладного творчества:
- рисование,
- аппликация,
- лепка,
- бумажная пластика,
-вышивка,
-кружевоплетение,
- роспись,
- плетение из бересты,
- бисероплетение
-макраме
- оригами
- выжигание и др.
Роль освоения детьми народных художественных промыслов.
Графические методы психодиагностики и их использование при работе с детьми.
Методика подготовки и проведения занятия по народному художественному творчеству в дошкольном учреждении
Определение темы занятия по народному художественному творчеству. Характеристики аудитории, на которую ориентировано занятие. Учет знаний об особенностях аудитории при подготовке и проведении занятия. Учет психологических особенностей развития дошкольника (ведущая деятельность, социальная ситуация развития, новообразование) в процессе подготовки и проведения занятия.
|
Цель занятия и его образовательно – воспитательные задачи. Составление плана проведения занятия.
Организация занятия. Подготовка участников к занятию, мобилизация их внимания. Готовность помещения к занятиям. Оформление помещения, размещение наглядного материала.
Содержание и методика проведения занятия. Виды работ руководителя, их взаимосвязь.
Сочетание индивидуальной и групповой работы с участниками.
Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для общеобразовательных школ и школ с этнокультурным компонентом
Психологические особенности художественного восприятия и художественно – творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Отечественные и зарубежные программы и методики художественного образования младших школьников на основе национально – культурных традиций.
Особенности преподавания народной художественной культуры младшим школьникам в условиях экспериментальных образовательных учреждений. Логика развертывания значений и смыслов русской традиционной художественной культуры в целостном семантическом пространстве начальной школы. Формирование национального самосознания, патриотическое воспитание, социализация и социальная адаптация младших школьников средствами традиционной русской художественной культуры. Формирование исторического мышления учащихся на материале истории русской культуры. Роль и место русского церковного искусства в содержании этнохудожественного образования младших школьников.
|
Взаимосвязь истории и современности в этнохудожественном образовании младших школьников. Знакомство учащихся с национальными образами мира и особенностями древнеславянской картины мира.
Традиции народной художественной культуры как основа содержания базовых учебных дисциплин (музыки, изобразительного искусства и других) в экспериментальных образовательных учреждениях.
Традиции народной художественной культуры как основа содержания дополнительных дисциплин учебного плана (театр, архитектура, экология, введение в русскую культуру, древнеславянская мифология и другие).
Методика разработки и внедрения авторской программы по народной художественной культуре для начальной школы.
Взаимосвязь учебных курсов с содержанием и формами организации культурно – досуговой деятельности учащихся в экспериментальном образовательном учреждении.
Игровые и театрализованные формы и методы этнохудожественного образования в начальной школе. Дидактические и народные игры в этнохудожественном образовании. Методика проведения ситуативных и ролевых игр на занятиях по народной художественной культуре. Русские народные подвижные игры на уроках физкультуры.
Театрализованные уроки народной художественной культуры. Сценарии экспериментальных театрализованных уроков – спектаклей, уроков – конкурсов («Русская красавица», «Добры молодцы» и др.), уроков – праздников («Русь изначальная», «Как князь Владимир Русь крестил», «На московской ярмарке», «Песни птицы Гамаюн», «Святки», «Масленица» и др.).
Методика организации выставок, конкурсов и фестивалей народного художественного творчества в начальной школе.
Психологические особенности подросткового возраста и их учет в этнохудожественном образовании. Обзор изданных программ и учебных пособий по народной художественной культуре для средней школы.
Структура и содержание интегрированной программы «Искусство», основанной на традициях отечественной художественной культуры. Структура и содержание программы «Культура России» (для 5 – 9 классов) и других.
Роль материалов по истории народной художественной культуры в программах по истории, литературе и другим учебным дисциплинам в средней школе.
Особенности организации этнохудожественного образования на основе взаимодействии общеобразовательных школ с музыкальными школами и школами искусств, с музеями, библиотеками, театрами и другими учреждениями культуры. Организация музеев народного творчества и традиционной культуры в школах. Школьные этнографические театры: опыт организации и деятельности. Школьные музыкальные и литературно – поэтические салоны. Школьные мастерские народных художественных промыслов и ремесел. Организация фольклорных ансамблей и студий в школе.
Участие народных мастеров, деятелей культуры и искусства, представителей общественных фондов и других организаций в организации этнохудожественного образования в средней школе.
Методика разработки и внедрения авторских программ по народной художественной культуре для средней школы. Формы и методы проведения интегрированных уроков на материале народной художественной культуры в средней школе.
Народная художественная культура как основа содержания современных программ и учебников по мировой художественной культуре для общеобразовательных школ
Современные концепции и модели образования на основе традиционной народной художественной культуры.
Роль и место народной художественной культуры в содержании современного общего гуманитарного образования. Отражение различных видов народного художественного творчества в современных программах для общеобразовательных школ по музыке, изобразительному искусству, мировой художественной культуре, русскому языку, литературе, истории и другим дисциплинам.