Наименование учебного предмета: Общественно-государственная подготовка.




Утверждаю

Начальник 76 ПЧ Управления по ЮВАО Главного управления МЧС России по г. Москве

майор внутренней службы

И.И. Жогов

________________ 2007 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по Общественно-государственной подготовке

 

Наименование учебного предмета: Общественно-государственная подготовка.

Тема: Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России. Задачи МЧС России на 2007 учебный год.

Вид занятия: Классно-групповое

Цель: Изучение с л/с материала по данной теме.

Время: 2 часа.

Место проведения: Учебный класс.

Нормативные акты, учебные пособия и литература:

Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

Материально-техническое и информационное обеспечение:


Развернутый план занятия.

  № п\п   Уч. вопросы (вкл. контр. знаний) Время (мин.)   Содержание учебного вопроса  
1. 2. 3. 4.
1.       Проверка наличия личного состава     Вступительная часть. По списку в учебном журнале производится проверка наличия личного состава. Проверяется его внешний вид, наличие тетрадей для ведения конспектов.
2.     Основная часть.

Современный мир полон острых противоречий политического, эконо­мического, социального и историчес­кого характера. В этой ситуации особенно сложно приходится России, так как она имеет уникальные геог­рафическое положение, природные ресурсы, многонациональное населе­ние, разнообразные культурные и на­учные достижения. Поэтому для нашей страны очень важно обеспе­чение национальной безопасности, без которой невозможно ее разви­тие.

 


 

Основополагающим документом в области безопасности государ­ства является «Концепция нацио­нальной безопасности Российской Федерации».

В соответствии с существующей в России законодательной и нор­мативно-правовой базой нацио­нальная безопасность - это гаранти­рованная защищенность жизненно важных интересов личности, об­щества и государства, а также на­циональных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз (политических, экономичес­ких, военных, информационных, экологических и др.).

Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безо­пасности. Первая - это функцио­нальная система, отражающая про­цессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая - это система орга­нов, сил, средств, различных орга­низаций, призванных решать зада­чи по обеспечению национальной безопасности.

Для осуществления политичес­кой стратегии государства в облас­ти национальной безопасности на­циональные ценности должны быть выражены в предметной фор­ме. Ее они обретают в националь­ных интересах.

Под национальными интересами понимаются объективные потреб­ности гражданина, общества и го­сударства, вытекающие из особен­ностей социально-экономического и политического устройства госу­дарства, уровня его экономическо­го развития, исторически сложив­шегося места в международном разделении труда, специфики геог­рафического положения, нацио­нальных и культурных традиций. Национальные интересы реали­зуются во внешнеэкономичес­ких, внешнеполитических и во­енных доктринах, различного ро­да концепциях, программах и т. д.. Для каждого государства сущест­вует определенный набор крити­ческих параметров, нарушив кото­рые оно утрачивает свою самостоя­тельность и даже может перестать существовать. Эти критические па­раметры охватывают области, в на­ибольшей степени связанные с проблемой выживания, к кото­рым относятся прежде всего меж­дународные, внутригосударствен­ные политические и социальные отношения, экономика, экология, здравоохранение, культура и др.

На основе национальных инте­ресов соответствующие институты и органы государственного управ­ления вырабатывают и формулиру­ют цели государственной полити­ки, отражающие интересы граж­дан, общества и государства. Для их осуществления руководство страны вырабатывает и осущес­твляет специальные меры.

Интересы, трансформировавши­еся в цели государственной поли­тики, выносятся государственны­ми институтами на мировую арену, где и формируется международная политика и проявляется конфликт­ность межгосударственных отно­шений. Если состояние государ­ства характеризуется нестабиль­ностью его политического, эконо­мического, социального и национального базиса, противоречи­востью интересов различных соци­альных групп и слоев, осложняют­ся отношения на внутригосудар­ственном уровне. В результате обострения противоречий в обоих случаях возникают реальные угрозы тем или иным интересам, внешние и/или внутренние. Причем в силу объективности и неизбежности многообразия интересов личности, общества, государства рождаются противоречия, которые могут стать источником потенциальных угроз их безопасности.

Угроза безопасности - совокуп­ность условий и факторов, создаю­щих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угроза может быть внешней или внутренней в зависимости от того, где расположен источник опаснос­ти. Если опасность исходит от дру­гого государства или его граждан, то угроза признается внешней, ес­ли же нанесение вреда исходит со стороны сограждан государства, то это внутренняя угроза.

Деление угроз безопасности на эти два вида имеет практическую значимость, хотя в настоящее вре­мя воздействие многих угроз носит трансграничный характер. К ним относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Рос­сийской Федерации, которые сов­мещают в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам возникнове­ния и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являются внеш­ними. Трансграничные угрозы для безопасности РФ и для российско­го военного планирования будут иметь тенденцию к возрастанию.

К числу таких угроз можно от­нести: создание, оснащение, обес­печение и подготовку на террито­рии других государств вооружен­ных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российс­кой Федерации или территориях ее союзников; деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепарати­стских, национальных или религи­озных экстремистских группиро­вок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, соз­дание угрозы территориальной це­лостности РФ и безопасности ее граждан; трансграничная преступ­ность, включающая контрабанд­ную и иную противозаконную дея­тельность в масштабах, угрожаю­щих военно-политической безо­пасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ; ведение враждеб­ных по отношению к России и ее союзникам информационных (ин­формационно-технических, ин­формационно-психологических и т.д.) действий; деятельность между­народных террористических орга­низаций; деятельность наркобиз­неса, создающая угрозу транспор­тировки наркотиков на террито­рию РФ или использование терри­тории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

В соответствии с принципом все­объемлющей безопасности и в за­висимости от рода угроз, масшта­бов и средств их воздействия на объекты безопасности различают политическую, экономическую, военную, технологическую, ин­формационную, экологическую, генетическую и другие виды безо­пасности страны.

 

Под обеспечением националь­ной безопасности Российской Фе­дерации понимается целенаправ­ленная деятельность государствен­ных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопас­ности личности, общества и госу­дарства и противодействию им в качестве обязательного и непре­менного условия защиты нацио­нальных интересов России. Она проявляется в определении поли­тическим руководством страны це­лей и постановке принципиальных задач по защите национальных ин­тересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей.

Политика национальной безо­пасности осуществляется на прин­ципах строгой законности; соблю­дения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, обще­ства и государства за национальную безопасность и интегрированности с международными система­ми коллективной безопасности.

Главной целью обеспечения на­циональной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищен­ности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, созда­ющего благоприятные условия для развития личности, общества и го­сударства и исключающего опас­ность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъ­екта международного права, под­рыва способности государства реализовывать национальные интере­сы Российской Федерации.

Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основ­ными из них являются:

- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внут­ренних угроз национальной безо­пасности Российской Федерации;

- реализация оперативных и дол­госрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

- обеспечение суверенитета и территориальной целостности Рос­сийской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

- обеспечение на территории России личной безопасности чело­века и гражданина, его конститу­ционных прав и свобод;

- укрепление правопорядка и сохранение социально-политичес­кой стабильности общества;

- обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Рос­сийской Федерации всеми гражда­нами, должностными лицами, госу­дарственными органами, полити­ческими партиями, общественными и религиозными организациями;

- подъем и поддержание на дос­таточно высоком уровне военного потенциала государства;

- укрепление режима нераспро­странения оружия массового унич­тожения и средств его доставки;

- принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иност­ранных государств, направленной против Российской Федерации;

- выявление, устранение и пре­дупреждение причин и условий, порождающих преступность;

- усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механиз­ма ее применения;

- укрепление системы правоох­ранительных органов, прежде всего структур, противодействующих ор­ганизованной преступности и тер­роризму, создание условий для их эффективной деятельности;

- привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупрежде­нию противоправных деяний;

- расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками СНГ;

- содействие урегулированию конфликтов, включая миротвор­ческую деятельность под эгидой ООН и других международных ор­ганизаций;

- достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооруже­ниями, поддержание стратегичес­кой стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

- выполнение взаимных обяза­тельств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреп­лению доверия и стабильности, обеспечение международного конт­роля за экспортом товаров и техно­логий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;

- адаптация существующих сог­лашений по контролю над воору­жениями и по разоружению к но­вым условиям международных от­ношений, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укреп­ления доверия и безопасности;

- содействие созданию зон, сво­бодных от оружия массового унич­тожения;

- развитие международного сот­рудничества в области борьбы с транснациональной преступ­ностью и терроризмом;

- противодействие экономичес­кой, демографической и культур­но-религиозной экспансии на тер­риторию России со стороны других государств;

- пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

- осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства госу­дарств - участников СНГ;

- предотвращение загрязнения природной среды за счет повыше­ния степени безопасности техноло­гий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промыш­ленных и бытовых отходов;

- предотвращение радиоактивно­го загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произо­шедших ранее радиационных ава­рий и катастроф;

- экологически безопасное хра­нение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерны­ми энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ра­кетного топлива, топлива атомных электростанций;

- безопасное для окружающей природной среды и здоровья насе­ления хранение и уничтожение за­пасов химического оружия;

- создание и внедрение безопас­ных производств, поиск способов практического использования эко­логически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологи­чески опасных регионах Российс­кой Федерации;

- совершенствование организа­ции и ведения гражданской оборо­ны на территории Российской Фе­дерации, качественное совершен­ствование единой государственной системы предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интегра­ция ее с аналогичными системами иностранных государств;

- совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция Рос­сии в мировое информационное пространство;

- противодействие угрозе развя­зывания противоборства в инфор­мационной сфере.

Национальная безопасность обеспечивается всеми имеющими­ся в распоряжении страны сред­ствами - политическими, экономи­ческими, правовыми, военными, организационными и ресурсными - на основе последовательной реа­лизации политики национальной безопасности.

Важнейшим средством обеспече­ния военной безопасности Рос­сийской Федерации являются Во­оруженные Силы.

Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляю­щая основу обороны Российской Федерации, главный элемент воен­ной организации государства.

Изменившаяся внешнеполити­ческая ситуация последних лет, но­вые приоритеты обеспечения на­циональной безопасности постави­ли перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи. Они могут быть структурированы по че­тырем основным направлениям:

1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопас­ности или интересам Российской Федерации.

2. Обеспечение экономических и политических интересов Российс­кой Федерации.

3. Осуществление силовых опе­раций мирного времени.

4. Применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность пере­растания выполнения одной зада­чи в другую, поскольку наиболее проблемные, с точки зрения безо­пасности РФ, военно-политичес­кие ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооружен­ных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует формулирования новых подходов к их строительству и развитию.

Основные приоритеты строи­тельства Вооруженных Сил РФ оп­ределяются характером задач в сфере национальной безопаснос­ти и геополитическими приорите­тами развития страны. Можно го­ворить о существовании несколь­ких принципиальных требований к Вооруженным Силам Российс­кой Федерации, которые будут оп­ределять основные параметры во­енного строительства:

- способность осуществить стра­тегическое сдерживание;

- высокая боевая и мобилизаци­онная готовность;

- стратегическая мобильность;

- высокая степень укомплектован­ности хорошо обученным и подго­товленным личным составом;

- высокая техническая оснащен­ность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований поз­воляет выбрать приоритеты рефор­мирования и укрепления Воору­женных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:

1. Сохранение потенциала стра­тегических сил сдерживания.

2. Наращивание количества сое­динений и частей постоянной го­товности и формирование на их ос­нове группировок войск.

3. Совершенствование оператив­ной (боевой) подготовки войск (сил).

4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.

5. Выполнение программы мо­дернизации вооружения, военной и специальной техники и поддер­жание их в состоянии боеготовнос­ти.

6. Совершенствование военной науки и военного образования.

7. Совершенствование систем социального обеспечения военнос­лужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Конечной целью данных мероп­риятий является устранение парал­лелизма, ликвидация дублирую­щих звеньев или перенацеливание их на решение других оборонных задач и обеспечение в случае необ­ходимости комплексного примене­ния Вооруженных Сил и воинских формирований силовых минис­терств и ведомств РФ. Все вышеиз­ложенное необходимо учитывать при решении вопросов, связанных с обеспечением национальной бе­зопасности России, так как:

- несмотря на позитивные пере­мены в международной обстанов­ке, резкое сокращение военного противостояния, военно-полити­ческая обстановка в мире остается сложной и противоречивой;

- Россия в силу геополитическо­го положения остро ощущает на се­бе воздействие негативных факто­ров и особенностей современной военно-политической обстановки;

- существуют реальные источни­ки угрозы национальной безопас­ности России.

А это требует принятия адекват­ных мер по укреплению оборонос­пособности Российского государ­ства, повышению боевой готовнос­ти его Вооруженных Сил.


 

  3.       Подведение итогов занятия     Заключительная часть. Путем краткого опроса производится закрепление знаний личным составом изученного материала.

 

Методический план составил:

Заместитель начальника 76 ПЧ Управления

по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве

майор внутренней службы В.Ю. Кацапов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: