Основу любой композиции икебана составляют три элемента – три цветка либо ветки.




Икебана — одно из искусств, входящих в программу обучения учениц гейш.

Элементы икебаны.

Син, Соэ, Тай – Небо, человек, земля,
Шосин – центр, еще ее называют «ветка истины»,
Укэ – «принимающая» ветвь,
До – тело,
Маеоки – передний план,
Нагаси – «струящаяся» ветвь,
Микоси – «смотрящая» ветвь.

Основу любой композиции икебана составляют три элемента – три цветка либо ветки.

Первая ветка, самая длинная, по-японски – син, символизирует небо. Вторая – соэ, на четверть короче первой – символ человека. Третья – икаэ, на четверть короче второй – символ земли. Графически их обозначают соответственно кружком, квадратом и треугольником Высота трех основных веток зависит от высоты вазы и находится в строгой пропорциональности по отношению друг к другу. Размер первого элемента - син - полтора диаметра вазы плюс полторы высоты вазы. Второй главный элемент - соэ - должен составить 3/4 высоты первого элемента (син), третий элемент - хикаэ - 3/4 от второго элемента (соэ). Если букет составляют из зелени и цветов, то син исоэ - это зелень, а хикаэ - цветы.

К каждому из трех главных элементов добавляются помощники (дзюси). Они короче своих хозяев, по месту тяготеют к ним. Обычно дзюси бывают из того же материала, что и ветка-хозяин (цветок - так цветы, ветка - так и дзюси ветки). Дзюси третьего элемента - хикаэ - ставятся так, чтобы короткие цветы были сзади, а более длинные впереди, с наклоном вперед и в сторону на столько градусов, сколько указано в схеме. Такое размещение цветов придает букету объемность, создает впечатление глубины и пространства.

В современной Японии существует 5 основных стилей аранжировки:
• Рикка (Rikka) классическая и современная,
• нагэирэ (Nageire),
• сейка (Seika) или сёка (Shōka), классическая и современная,
• морибана (Moribana)
• дзиюка, свободный стиль (Jiyūka).


1) Рикка (Rikka, стоящие, воздвигнутые цветы)
- самый древний стиль икебаны, возникший во время становления в Японии буддизма, то есть в VI веке. Крупные композиции в стиле Рикка ставили у подножий статуй Будды, а создавали их буддийские священники. Композиции высотой 1.70 см до двух метров размещались в дорогих бронзовых вазах и состояли из 7-9 элементов, символизирующих холмы, водопады, долины и другие природные объекты. Концы ветвей направлены строго вверх. Составители Рикка стремились воплотить в букетах священную буддийскую гору Сумисэн, поэтому в качестве основы использовались сосновые ветви, а также кедр, кипарис или бамбук. Особое место отводилось белым хризантемам.

2) С возникновением чайной церемонии для её украшения зарождается особый стиль икебана - Тябана (Chabana, "цветы к чаю"). Его минимализм подчеркивает грубоватую простоту, естественность.
Непритязательные аранжировки Тябана часто состояли из одного цветка, бутона или ветки.
Материалами для ваз могло быть что угодно, от бронзовых и керамических до природных материалов, например, трава, бамбук и прочее. Создавая икебану в этом стиле, сначала выбирают цветы, а уже потом подходящую к ним ёмкость. Строгих правил не существует, главное – создать ощущение, какое возникает при взгляде на растения в природе.

Есть растения, которые считаются неприемлемыми для использования в Тябана – их называют кинка (kinka, букв. «запрещенные цветы »). К кинка относят цветы с неблагозвучными названиями, неприятным или сильным запахом, цветы, появление которых не связано с определенным сезоном, а также цветы с длительным периодом цветения.
Суть икебаны из одного цветка — идея дзэн: в малом заключается весь мир. Один-единственный цветок или ветка — отдельная вселенная со своей тайной и смыслом.

Позже икебана Тябана стала называться нагэирэ (Nageire), " брошенные цветы ". Название обусловлено тем, что мастеру необходимо было создать впечатление нечаянности, словно цветок или ветка стоит в своем природном виде, сама по себе, без затраченных с его стороны усилий. Однако за этой внешней лёгкостью крылся глубокий смысл, отразить который и было сложнее всего. Один элемент композиции должен передать настроение, эмоции, время года, создать приятную атмосферу для беседы (чаепития).
Вазы для нагэирэ должны быть простыми, неброскими, лучше однотонными, например, бамбуковые сосуды. Цветок в такой икебане - не украшение, а живая самостоятельная часть природы.

3) Сёка (Shōka), или сейка (Seika). Новые взгляды изменили интерьер японского дома, а с появлением ниши - токонома возникает стиль Сёка, отражающий естественную красоту растущего в природе растения. В 1820 году мастер Сэндзё создал сочетание элементов Рикка и Нагэирэ, из которого возникло новое направление - сёка, где соединились простота нагэирэ и строгая выразительность рикка.
Как в рикке, все элементы сёка (как правило два-три) выходят из одной "ноги", удерживаясь металлическим кольцом, надетым на нее. В отношении ваз и аранжировочного материала жесткого ограничения нет, и это дает простор для фантазии мастера.

Если стиль рикка воплощает дух Природы, незыблемый и величественный, то стиль сёка передает естественный образ Природы. В сёкасёфутай (сёка традиционного направления) три основные линии - син, соэ и тай - обозначают неизменное триединство Неба, Человека и Земли и выражают постоянное изменение и обновление жизни. Красота стиля заключается в его простоте, а создавался он, чтобы подчеркнуть неповторимость каждого растения.

4) Морибана была изобретена в конце XIX века. Икебана в этом стиле - пейзаж в миниатюре.
Именно в это время японские мастера стали создавать ландшафтные композиции, используя символику элементов. УнсинОхара (UnshinOhara, 1861-1916), основатель школы Охара упорядочил правила построения подобных композиций.

С установлением широких связей с западными странами в Японию стали завозить невиданные до тех пор пышные цветы, яркие краски. Традиционная икебана уже не удовлетворяла его, в ней неприемлемы были и новые цветы. Охара-сан стал использовать для своих произведений из живых растений неглубокие широкие сосуды, где размещал низкорослые растения, что противоречило традиционным канонам икебаны. Был создан совершенно новый стиль - морибана (цветы, нагроможденные в плошках).. Морибана позволила отображать природу, миниатюрные ландшафты в сосуде с водой. А открытая водная поверхность стала существенным дополнительным художественно-композиционным элементом в цветочных композициях.
Для удобства составления морибаны был изобретен кэнзана (kenzan, досл. по-японски "гора из мечей") - основа для крепления цветов с металлическими зубцами. Ваза для составления морибаны берется низкая (но не ниже четырех сантиметров) или высокая, но обязательно с широким горлом, кэнзан располагают асимметрично и лишь крайне редко в центре.

5) Свободный стиль (дзюигата, дзиюка, школа Согэцу и др.) Стиль Дзиюка отличает творческая составляющая.
Здесь используются цветы и разнообразные материалы по желанию автора. Этот стиль представляют все нетрадиционные композиции. Свободный стиль позволяет использовать любые материалы - стеклянные вазы различных конфигураций, бумагу или синтетическую вату, что позволяет выйти за рамки канона и традиционной символики.

В 1930-е годы молодое поколение мастеров икебаны выступило против ограничивающих предписаний - так родился свободный стиль школы Согэцу: синтез традиций и новой техники. Широко применяемые здесь неживые материалы - стекло, пластмасса, проволока, металл - сделали композиции более похожими на европейские перформансы. Наверное, именно поэтому свободную икебану заимствовали европейские и американские художники.
Один из вариантов икебаны дзиюка - плавающий букет. Делают его обычно для украшения обеденного или банкетного стола. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные под черенок, добавляют несколько листьев. В этом букете должна быть видна вода. Школы

Икебана развивается в рамках определённых школ и стилей. Наиболее известными в Японии считаются школы Икэнобо, Охара, Согэцу.

Икэнобо

Первой школой развития икебаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине XV века ИкэнобоСэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккакудо в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор существуюттакие виды икебаны как стиль Сёка и Рикка. Икебана в стиле Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств.

Охара

Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны

Согэцу

Школа Согэцу (яп. 草月 — «Трава и Луна») — наиболее современная из школ, возникшая в 1927 году.Отличие этой школы — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икебаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро.Создал школу Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: