Международный институционный механизм реализации




Международная правоприменительная деятельность осуществляет­ся в определенных организационно-правовых формах, которыеможноохарактеризовать как институционный механизм реализации.

Право предполагает его юридическую гарантированность. Встает, таким образом, вопрос о юридической обеспеченности норм между­народного права в случаях спорных ситуаций их применения и в случае их нарушения. Средства содействия должны дополняться мерами по защите прав потерпевших государств, по решению споров и конфликтных ситуаций, мерами ответственности.

Многие договоры содержат положения не только о содействии осуществлению их норм, но также о мерах в случаях спорных ситуаций, возникающих в процессе реализации, в том числе в связи с нарушением норм. Организационно-правовыми формами разработки и применения таких мер являются переговоры, посредничество и согласительные комиссии, консультации, встречи, конференции, международные организации и органы, международные судебная и арбитражная процедуры. В своей основе они представляют собой совокупность средств мирного разрешения международных споров.

В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. принцип мирного разрешения споров обязывает государства стремиться «к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредниче­ства, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональ­ным органам и соглашениям или иными средствами по своему выбору». Названные и иные мирные средства могут использоваться государствами не только для разрешения споров, но и в целях решения иных проблем — международного нормотворчества (включая правообеспечительное), осуществления правоприменительной деятель­ности, в конечном итоге — для обеспечения реализации норм международного права.

В определении места и роли той или иной организационной формы в процессе реализации норм международного права многое зависит от уровня и сферы сотрудничества, количества участников, заинтересованных в рассмотрении конкретного вопроса, от срочности, сложности и характера вопросов и других обстоятельств.

Переговоры. Это — установление контактов и обмен мнениями в целях решения вопросов, представляющих взаимный интерес для государств-участников. Переговоры могут использоваться для подго­товки и заключения международных договоров (в том числе конкретизирующих), разрешения споров между государствами, обсуж­дения хода реализации норм и принятия, если необходимо, мер в целях повышения их эффективности или в целях защиты нарушен­ных прав. Они являются наиболее распространенной формой обсуждения и решения международных проблем. Непосредственный контакт представителей государств позволяет быстро и детально ознакомиться с позициями друг друга, взаимными претензиями, выяснить возможность и пределы уступок и компромиссов, на которые могут пойти государства.

По числу участвующих государств переговоры делятсянадвусторонние и многосторонние.

Переговоры могут проводиться на различных уровнях в зависимости от статуса участвующих в них должностных лиц: на уровне специально уполномоченных, послов, министров иностранных дел. Особое значение имеют переговоры на высшем уровне — с участием глав государств и правительств.

Как правило, организация и проведение переговоров — дело самих государств. Однако в определенных ситуациях они могут воспользо­ваться помощью третьих государств (одного или нескольких), международных органов или организаций и даже частных лиц.

В зависимости от роли третьих государств различают переговоры, организованные посредством добрых услуг, и переговоры с помощью посредничества третьего государства.

Ни добрые услуги, ни посредничество не являются самостоятель­ными формами решения проблем. Основная цель добрых услуг и посредничества — содействие мирному урегулированию споров путем переговоров.

Добрые услуги. Это — деятельность третьих государств но организации проведения переговоров между спорящими сторонами.

Добрые услуги могут быть оказаны либо по просьбе спорящих сторон, либо по инициативе самих третьих государств. Роль третьего государства заключается в том, что оно создает благоприятные условия для установления контактов между спорящими сторонами, содействует вступлению их в переговоры посредством выяснения и передачи условий переговоров, предлагаемых одной стороной другой стороне, предоставления территории для встречи представителей спорящих сторон, выполняет различные просьбы спорящих сторон.

С началом переговоров полномочия третьего государства обычно заканчиваются, хотя оно может с согласия сторон присутствовать на переговорах. На решение спора третье государство не может повлиять. Его услугами государства воспользовались лишь для установления контакта, встречи.

Посредничество — это деятельность третьих государств или меж­дународных организаций с целью не только организации переговоров, но и оказания помощи в решении спора по существу.

Посредник является активным участником переговоров и имеет возможность влиять на процесс переговоров, а также на их результат. Он обязан глубоко изучить суть спора и ситуацию, возникшую в связи с ним. На основе анализа и оценки ситуации он может давать советы, рекомендации участникам переговоров, предлагать проекты такого решения.

Посредничество осуществляется в интересах спорящих сторон, какие-либо попытки навязывать решение должны быть исключены. В ст. 6 Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. подчеркивается, что «добрые услуги или посредничество, будут ли они применяться по просьбе спорящих сторон или по почину непричастных столкновению Держав, имеют исключительное значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными».

Международное право не содержит специальных процессуальных норм, регламентирующих процедуру переговоров. Стороны сами могут определять правила и руководствоваться общими принципами международного права—суверенного равенства, сотрудничества го­сударств друг с другом, невмешательства во внутренние дела другого государства и др.

Результатом переговоров может быть выяснение позиций госу­дарств, обмен мнениями по тому или иному вопросу, подписание соглашения или принятие иного решения (например, о применении мер в отношении государства-нарушителя, о передаче дела в судебные или арбитражные органы и др.).

Консультации. В договорах нередко предусматривается, что наряду с переговорами государства проводят консультации, встречи, причем иногда в одном договоре речь идет и о переговорах, и о консультациях, и о встречах.

На консультациях чаще всего государства обсуждают вопросы, уже урегулированные правом, дают по ним друг другу советы.

Для встречи характерным является непосредственный характер, тогда как переговоры и консультации могут проводиться и путем переписки, а также по телефону. Встречи и консультации, предусмотренные в одном договоре, не противопоставляются друг другу, подчеркивается лишь необходимость более тщательной подго­товки, кроме того, авторитетность одной (встречи) и оперативность, рабочий характер другой (консультации).

Международные конференции. В рассматриваемом контексте международная конференция — это временный форум государств — участников договора для определения мер по обеспечениюеговыполнения. Основные цели конференций: обсуждение информации по исполнению договора, разработка рекомендаций, учреждение специальных органов для обеспечения выполнения обязательств по договору, рассмотрение и принятие поправок. Этот перечень не является исчерпывающим, каждая конференция может иметь свои цели и задачи в зависимости от сферы сотрудничества, намерения участников и т. д.

Конференциям по рассмотрению договоров государства придают большое и все возрастающее значение. Можно признать уже типичной ситуацию, когда, заключая договор, государства предус­матривают созыв участников договоров для рассмотрения того, как сказано, например, в ст. 12 Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологиче­ского) и токсинного оружия и их уничтожении 1972 г., «как действует конвенция, чтобы иметь уверенность в том, что цели, изложенные в преамбуле, и положения конвенции... осуществляются».

В сентябре 1991 г. в Женеве состоялась третья конференцияпо рассмотрению действия Конвенции. Изучив практику реализации, государства пришли к выводу о необходимости предусмотреть определенные меры проверки. Было принято решение об учреждении Специальной группы правительственных экспертов, которая должна провести работу по определению критериев запрещенной и незапре­щенной деятельности. Кроме того, в целях обеспечения реализации Конвенции государства договорились о таких мерах, как обмен данными об исследовательских центрах, о национальных программах исследований в области биологической защиты, о вспышках инфекционных заболеваний, а также о разработке законодательных и иных мер с целью предотвращения запрещенной Договором деятельности.

Конференции являются необходимым и важным этапом в претворении договорных положений в жизнь, анализируя на многосторонней основе ход выполнения договора. Третья конференция (1989 г.) участников Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. констатировала: ^Рассмот­рение действия Договора, проведенное конференцией, подтверждает, что обязательства, принятые в соответствии со ст. 1 Договора, добросовестно выполняются всеми государствами-участниками». Важ­ную роль сыграли конференции по другим договорам, в частности по Договору о нераспространении ядерного оружия, по Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

В силу специфики международного права проведение конфе­ренций призвано оказать действенную помощь в реализации его норм и является важным условием повышения их эффективности.

Международные органы. Расширение и углубление сотрудниче­ства государств неизбежно ведут к усложнению организационных форм его обеспечения. Государства все чаще создают специальные международные органы — комитеты, комиссии, рабочие группы. Они могут создаваться на постоянной основе (комитеты по защите прав человека, комиссии по экономическому, торговому, научно-техниче­скому сотрудничеству и др.) либо для решения какого-либо конкретного вопроса или спора (следственные и согласительные комиссии, миссии экспертов и докладчиков по выяснению фактов и др.

 

Конкретные функции и порядок действия международных органов определяются договорами, на основе которых они учреждаются, специальными соглашениями, резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Так, Генеральная Ассамблея в 1977 г. учредила Специальный комитет по усилению эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях. Во исполнение Декларации 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам в 1961 г. создан Специальный комитет по вопросу о ходе осуществления Декларации. В соответствии со ст. 8 Конвенции об охране всемирного культурного наследия 1972 г. учрежден меж­правительственный Комитет всемирного наследия.

Задача подобных международных органов — изучение и оценка действия конкретных принципов и норм, а также разработка мер по более успешному их осуществлению. В докладах комитетов о своей работе, в резолюциях Генеральной Ассамблеи четко прос­леживается мысль о том, что их деятельность служит необходимым условием и вместе с тем значительным средством усиления действенности норм международного права.

Комитет по правам человека учрежден в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Он изучает доклады, представляемые государствами — участниками Пакта, т. е., по существу, проводит контроль за реализацией обязательств. Комитет направляет свои замечания государствам относительно соблюдения Пакта, получает и рассматривает сооб­щения, что какое-либо государство не выполняет своих обязательств. Комитет может оказывать добрые услуги заинтересованным сторонам, в некоторых случаях создает согласительные комиссии.

Создание международных органов предусматривают и другие многосторонние договоры; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. (Комитет по ликвидации расовой дискриминации), Конвенция против пыток 1984 г. (Комитет против пыток) и т. д.

Учреждаются также двусторонние межправительственные органы — смешанные комиссии, рабочие группы и др. Как правило, на смешанные комиссии возлагаются следующие функции: а) контроль и координация выполнения соглашений; б) разработка программ дальнейшего развития сотрудничества; в) разработка мер по решению проблем, которые могут возникнуть при выполнении соглашений;

г) выработка рекомендаций по развитию сотрудничества.

Международные организации. В процессе реализации норм международного права особое место занимает непосредственная оперативная деятельность международных межправительственных организаций. Они создаются для координации сотрудничества госу­дарств в определенной сфере и по возможности оказывают необ­ходимую помощь государствам в реализации договоров в той же сфере сотрудничества. В свою очередь государства содействуют в достижении международными организациями их уставных целей. Так, согласно Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., государства-участники могут обращаться за содействием к Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры относительно информации, консультаций и услуг экспертов и добрых услуг, а Организация по своей инициативе может проводить исследования по вопросам незаконного перемещения культурных ценностей, делать государствам предложения по выполнению Конвенции. Если возникнут разногласия относительно ее применения, ЮНЕСКО может предложить добрые услуги для достижения соглашения между государствами.

Деятельность международных организаций по оказанию помощи государствам в развитии образования, культуры, средств информации (ЮНЕСКО), в предоставлении оборудования, ядерной технологии и материалов для использования их в мирных целях (МАГАТЭ), в содействии развитию сельского хозяйства, промышленности, транс­порта, здравоохранения и других сферах (ПРООН), другие виды помощи — это, по существу, создание материальной базы реализации норм международного права государствами. В будущем роль между народных организаций в данной сфере будет возрастать, особенно в осуществлении прав человека, а именно: получение информации через международные информационные центры и агентства, доступ к культурным ценностям путем осуществления международных. культурных программ, охрана здоровья и т. д.

Что касается правового обеспечения реализации норм междуна­родного права, то организации могут наделяться весьма широкими и разнообразными полномочиями. Они принимают конкретизирующие и детализирующие акты (например, Декларация о принципах международного права 1970 г., принятая Генеральной Ассамблеей), акты толкования (резолюция Генассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. «Определение агрессии»), осуществляют контроль за исполнением международных обязательств (рассмотрение докладов о мерах по исполнению обязательств, обсуждение эффективности реализации договора, проведение инспекций и др.).

Существенная роль, международных организаций также в деле решения споров. Он вправе предоставлять добрые услуги в споре о толковании и применении норм международного права (такое право по некоторым соглашениям предоставляется, например, ЮНЕСКО). Они осуществляют функции и правоприменительных органов — от выяснения обстоятельств до принятия решений (правоприменительного акта) по конкретному вопросу, включая применение санкций (деятельность Совета Безопасности и Международного Суда ООН, Суда Европейских сообществ, арбитражных и других органов, входящих в структуру международных организаций).

Мирное решение международных споров является важнейшей функцией ООН, В п. 1 ст. 1 Устав ООН предусматривает, что одной из целей ООН является «...проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Мирному разрешению споров специально посвящена гл. VI Устава ООН. Поскольку главная ответственность по поддержанию мира возлагается на Совет Безопасности, ему вверяются основные полномочия по разрешению споров. Он рассматривает любой спор или ситуацию, которая способна привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Совет Безопасности может: 1) потребовать от сторон разрешения спора при помощи мирных средств (п. 2 ст. 33); 2) рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования (п. 1 ст. 36);

3) рекомендовать такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими (п. 2. ст. 37); 4) делать спорящим сторонам в любом споре рекомендации поих просьбе с целью мирного решения спора (ст. 38).

Если стороны уладили спор после передачи его в Совет Безопасности, он прекращает дело. Вместе с тем ни одна из спорящих сторон не может прекратить дело в Совете Безопасности по своему усмотрению.

Споры могут рассматриваться также в Генеральной Ассамблее ООН. В соответствии с п. 2 ст. 11 Устава она может обсуждать и давать рекомендации по любым вопросам, относящимся к поддер­жанию мира и безопасности по просьбе любого члена Организации, государств — не членов, а также Совета Безопасности. Если Совет Безопасности уже рассматривает спор, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации в отношении него, если Совет не запросит об этом.

Региональные структуры. Международные споры могут рассматриваться также в региональных организациях (например, ОАЕ, ЛАГ, ОАГ) и в рамках иных форм постоянного сотрудничества (ОБСЕ). Устав ООН рекомендует использовать возможности региональных соглашений и органов для разрешения споров до передачи их в Совет Безопасности. Последний же должен поощрять мирное разрешение местных споров при помощи таких организаций. В частности, Организация африканского единства и Лига арабских стран сыграли позитивную роль в решении ряда спорных территориальных проблем. Организация по безопасности и сот­рудничеству в Европе (прежде СБСЕ) оказывает позитивное воздействие на урегулирование сложных, конфликтных ситуации в ряде районов бывшего Союза ССР. В ОБСЕ складывается для этого надлежащая правовая основа. В рамках ОБСЕ принята конвенция по примирению и арбитражу. Предусматривается создание примирительного арбитражного суда.

Деятельность следственных и согласительных комиссий обычно связана с нарушением норм международного права или угрозой такого нарушения. Они выясняют фактические обстоятельства нарушения норм или угрозы нарушения (в том числе посредством использования данных контрольной деятельности) и дают им юридическую оценку.

Следственные комиссии. Согласно Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. следственные комиссии обязаны облегчать разрешение споров выяснением вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного расследования. Они учреждаются на основе особого соглашения между спорящими сторонами, в котором точно определяются факты, подлежащие расследованию, порядок образования комиссии, объем полномочий, а также место пребывания комиссии, язык, которым она будет пользоваться (ст. 10).

Каждая спорящая сторона обязана сообщать комиссии факты, представлять акты, бумаги и документы, которые будут необходимы для раскрытия истины (ст. 19), обеспечить явку свидетелей и экспертов, находящихся на ее территории (ст. 23).

Следственные комиссии являются лишь элементом системы правоприменительных органов, поскольку выполняют лишь часть функций, присущих последним,— выяснение фактических обстоя­тельств. В итоге своей работы следственная комиссия составляет доклад, который не имеет обязывающего значения. За государствами

— участниками спора сохраняется полная свобода воспользоваться им по своему усмотрению.

Согласительные комиссии. В отличие от следственных сог­ласительные комиссии не ограничиваются выяснением фактов; они оценивают факты и могут вырабатывать условия урегулирования вопроса (или спора), хотя предложения согласительной комиссии также не являются обязательными для сторон.

Международные судебные учреждения. К ним относятся судебные и арбитражные органы.

Первым международным судебным органом была Постоянная палата международного правосудия, которая действовала в соот­ветствии со Статутом, принятым Ассамблеей Лиги Наций в 1920 г. В 1946 г. все судьи Палаты подали генеральному секретарю ООН заявление об отставке в связи с учреждением Международного суда ООН.

Международный Суд ООН является одним из главных органов Организации и ее главным судебным органом. Его правовое положение определяется главой XIV Устава ООН и Статутом Международного Суда. Основная функция Суда — разрешение споров

•между государствами по их инициативе. Для участвующих в деле и согласившихся на юрисдикцию Суда государств его решение является обязательным.

Европейский суд по правам человека был учрежден на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Его юрисдикция распространяется на все случаи толкования и приме­нения этой Конвенции. Решения Суда являются обязательными для государств и окончательными.

Экономический суд СНГ действует с 1994 г. Его статус определен ст. 32 Устава СНГ и специальным Положением. К его ведению отнесено разрешение межгосударственных споров, возникающих при выполнении экономических обязательств, а также других споров, обусловленных соглашениями государств — членов СНГ. В соот­ветствии с Положением государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его выполнение.

Международный арбитраж (третейский суд) — это временный международный орган, создаваемый по взаимному согласию государств для разрешения возникшего международного спора (или споров в будущем). Общие правила учреждения и деятельности арбитражных судов закреплены в Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г.

Стороны, обращающиеся к арбитражному разбирательству, подписывают соглашение (третейскую запись), в которой определя­ется предмет спора, порядок и сроки назначения судей, их состав и полномочия и другие вопросы деятельности арбитражного органа. Решения принимаются большинством голосов, являются окончатель­ными и обязательными для спорящих сторон.

 

ПЛАН РАБОТЫ:

1. Понятие формы и содержание реализации норм международного права;

1) Понятие и формы реализации норм международного права

2) Содержание процесса реализации норм

2. Механизм реализации норм международного права;

1) Внутригосударственный нормативный механизм реализации

2) Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации

3) Международный конвенционный механизм реализации

4) Международный институционный механизм реализации

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Проблемы реализации норм международного нрава Г. В. Игнатенко. 1999;

Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора.

Захарова Н.М. М 1987

Международное право. Г.

В. Игнатенко М.1995

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: