Министерский эксперимент по зачетным единицам




European Credit Transfer System (ECTS) – Европейская система перевода и накопления кредитов, или кредитных единиц. Кредиты – величина условная, они обозначают соотношение различных частей образовательной программы между собой и их отношение к программе в целом и зависят только от объема трудозатрат на изучение дисциплины..Единое образовательное пространство предполагает взаимную прозрачность (понятность) образовательной практики разных стран и вузов по отношению друг к другу. Поэтому по документу о завершении определенной ступени образования и по содержанию конкретной образовательной программы, должно быть понятно, чему именно, как именно и на каком уровне (с какой именно глубиной) было обучено то или иное конкретное лицо. Мало того, если обучающийся часть из имеющихся знаний и умений получил в ином учебном заведении, а не в том, которое выдало ему диплом, руководство «родного» вуза должно быть в состоянии понять, чему именно научился во время зарубежной стажировки их студент – и не требовать, чтобы он вновь осваивал те же или аналогичные учебные дисциплины.

Официально задача «внедрения системы зачетных единиц по типу ECTS» была поставлена перед органами управления образованием и академической общественностью в Плане мероприятий по включению российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс на 2005-2010 гг.

На разработку методик использования зачетных единиц были в числе прочего направлены проекты, реализуемые УМО по классическому университетскому образованию в рамках ведомственной программы Минобрнауки России «Развитие научного потенциала высшей школы». Активная работа по созданию «технологических линий» внедрения ECTS в российских условиях проводилась также в регионах РФ в течение последних 3–4 лет в рамках программы TEMPUS/TACIS и ряда других совместных европейских проектов при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (научно-исследовательский проект №04-06-83602а/У).

Согласно логике большинства документов, в вузе в ходе эксперимента одновременно, в рамках одних и тех же образовательных программ должны функционировать два типа организации учебного процесса: 1) прежняя – с ключевыми понятиями: учебный план, семестровое обучение, экзаменационная сессия, циклы учебных дисциплин и т.д. и 2) заявленная кредитно-модульная – с принципиально иным набором схем, критериев, требований, терминов. Ясно, что эти две системы не соответствуют друг другу и их симбиоз жизнеспособен лишь на бумаге.

В министерском эксперименте по зачетным единицам участвовали как столичные, так и периферийные вузы России. Что они предложили?

К несомненным достоинствам пути, избранного Уральским государственным университетом, необходимо отнести детальную проработанность каждого действия, осуществляемого в рамках эксперимента. Эксперимент проводился на факультете международных отношений УрГУ

Для достижения основной цели использования кредитной системы УрГУ предлагает решение следующих задач:

1. Структурирование учебного плана, состоящего из трех блоков:

I блок – обязательные общепрофессиональные дисциплины (ОПД);

II блок – дисциплины специализации (ДС; студент может выбрать некоторое количество дисциплин на определенную по данному блоку сумму кредитов);

III блок – факультативы (Ф; перечень дисциплин данного блока может изменяться ежегодно в зависимости от учебных задач и кадрового состава факультета – например, в зависимости от приглашения российских и зарубежных лекторов для чтения определенных курсов). Студент может выбрать 2–3 факультатива, кредитная «стоимость» всех дисциплин этого блока одинакова.

2. Определение дисциплин, включенных в систему кредитования.

При переводе плана на зачетно-кредитную систему предлагается не учитывать обязательные для всех специальностей циклы социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, поскольку они не сопоставимы со структурами учебных планов родственных или близких специальностей и направлений европейских вузов.

В систему кредитов включаются только дисциплины старших (3–5) курсов, поскольку на первых двух курсах в основном ведется расширенная подготовка по дисциплинам блоков, не включенных в расчет кредитов. По иностранному языку необходимо введение отдельной системы учета кредитов.

3. Расчет трудоемкости в кредитах.

Кредиты в УрГУ рассчитываются путем деления общей нагрузки на количество предметов по блокам ОПД, ДС и Ф. Пропорциональность распределения кредитов по дисциплинам внутри блока определяется эмпирическим путем с учетом трудоемкости дисциплины.

Цена кредита на 5 курсе значительно повышается в связи с увеличением трудоемкости дисциплин.

Общепрофессиональный блок приравнивается к 142 кредитам;

Блок дисциплин специализации приравнивается к 24 кредитам;

Блок дополнительных и факультативных дисциплин – к 25 кредитам.

Эксперимент показал, что по разным специальностям эти цифры могут меняться.

И все же методику УрГУ нельзя признать отработанной до конца. Не дано разъяснений, как поступать с расчетом кредитной трудоемкости факультативов, а они создают, хоть и незначительную, но вариативность обучения. Данная методика на практике не подходит для пересчета в систему кредитных единиц магистерской нагрузки, которая должна исчисляться по несколько другой схеме. Реализуемые ныне формулы перевода представляют собой механический способ пересчета трудоемкости учебного плана в кредиты, не учитывая особенности каждой дисциплины, определяющей профессиональную подготовку специалиста.

Российский государственный профессионально-педагогического университет (РГППУ) в своем эксперименте один из первых стал вводить математически выверенную систему расчета трудоемкости в зачетных единицах.

Методология применения зачетных единиц основывается на идее эквивалентности студенческих трудозатрат в различных вузах при освоении аналогичных компонентов родственных образовательных программ. Создатели разработки попытались присвоить компонентам образовательной программы величины зачетных единиц, основываясь на имеющихся сейчас данных по трудозатратам. Студент изучает в течение учебного года 14 дисциплин и проходит квалификационную практику по рабочей профессии в течение 4 недель. Поправочный множитель для расчета зачетных единиц составляет 60:1984 = 0,0302. Далее умножением величины трудозатрат на каждый компонент образовательной программы на 0,0302 можно получить точное значение количества зачетных единиц для каждой дисциплины и практики. Эти значения затем округляются до целой величины, хотя такой порядок в российском образовании еще не устоялся, а в европейских странах применяют округление как до целого числа, так и до 0,5. Прикладным результатом эксперимента должно стать создание универсальной методики присвоения зачетных единиц различным компонентам содержания профессиональных образовательных программ направлений и специальностей высшего профессионального образования на базе нормативных элементов ГОС.

В Челябинском государственном университете (ЧелГУ) внедрение ECTS в образовательную практику начато с 1 января 2006 года в соответствии Приказом МОиН № 215 от 29.07.2005 г. «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачётных единиц».

Исходный принцип для проведения расчетов был взят из приведенного выше Информационного письма Минобрнауки России: 1 зачётная единица (далее именуемая Z) соответствует 36 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам). Зачетные единицы начислялись также за выполнение курсовых работ и практик. 1 зачетная единица равнялась 1 неделе практики.

Соответственно, расчет трудоемкости каждой дисциплины производился делением часов, отводимых на данную дисциплину в учебном плане, на 36. Однако, отступая от логики министерского документа, при установлении количества зачетных единиц учитывалось место дисциплины в учебном плане, т. е. важность предмета для профессиональной подготовки.

Делалось это в соответствии со структурой действующих ГОС ВПО, которые разделяют учебные дисциплины на несколько циклов:

- гуманитарные и социально-экономические;

- естественнонаучные;

- общепрофессиональные

- специальные.

В соответствии с логикой профессиональной подготовки, большее количество зачетных единиц выделялось на дисциплины 3-его и 4-го циклов. А при определении трудоемкости каждой дисциплины учитывался ее тип: ознакомительная, общепрофессиональная или специальная.

Как и в европейской практике использования ECTS, за один семестр студент мог получить 30 Z, бакалавр (4 года обучения) – 240 Z; специалист (5 лет обучения) – 300 Z; магистр (6 лет обучения) – 360 Z. Зачетные единицы, как и в Европе, начислялись студентам, успешно сдавшим зачет или экзамен по данной дисциплине, и не зависели от полученной оценки.

В данном эксперименте делался расчет на понижение объемов учебной нагрузки в Z по дисциплинам группы ГСЭ и соответственно на повышение числа Z по дисциплинам из группы ОПД. Методика начисления зачетных единиц имела в своей основе корректирующий принцип. Предлагаемая ЧелГУ методика является более гибкой, чем министерская, однако ее ярко выраженным минусом является отсутствие строгой математической обоснованности понижающих/повышающих коэффициентов по блокам дисциплин.

Методика Российского университета дружбы народов» (РУДН) наиболее близка к требованиям Болонского процесса, хотя она, как и предыдущая, скорее описывает структуру нового учебного плана, нежели математически его обосновывает.

Проектируя образовательную программу в виде учебного плана, необходимо, по мнению экспертов РУДН, обозначать лишь нижнюю и верхнюю границы, устанавливающие уровень соответствия стандарту в части содержания, трудоемкости, а также естественно-логической последовательности чтения дисциплин. Изучаемые курсы лучше представить в виде определенных траекторий с указанием последовательности дисциплин, владение инструментарием которых необходимо для понимания всех связующих элементов. Таким образом, на базе учебного плана должен образоваться массив траекторий, по которым ведется обучение студентов.

Принципы пересмотра учебных планов можно свести к следующим:

Использование трех форм учебного плана по каждому направлению (специальности):

· базовые учебные планы – общие по направлению (специальности), служат для определения содержания и общей трудоемкости работы каждого студента;

· индивидуальные учебные планы – различные для каждого студента, определяющие его образовательную траекторию;

· рабочие планы – планы для формирования ежегодного графика учебного процесса и расчета учебной нагрузки преподавателей.

Предлагается объединение циклов ГСЭ и ЕН в единый цикл «Общеобразовательные дисциплины», на освоение которого выделяется определенное количество кредитов.

Возможно введение нового цикла дисциплин для студентов, успешно прошедших текущую аттестацию по всем дисциплинам индивидуального учебного плана и желающих специализироваться в определенной области знаний для написания выпускной работы, а также для более углубленной подготовки по иностранному языку.

По степени обязательности и последовательности усвоения содержания образовательной программы учебный рабочий план может включать 3 группы дисциплин:

· изучаемых обязательно и строго последовательно во времени;

· изучаемых обязательно, но, возможно, не последовательно;

· изучаемых по выбору студента.

Кредитные единицы набираются по семестрам. Для каждой дисциплины в учебном плана указываются три цифры, которые следуют сразу же после ее названия. Например, (3:2:0). Первая цифра обозначает максимальное число к.е., отводимых на освоение дисциплины; 2-я – академические часы в неделю, отводимые на работу в аудитории (лекции, опрос, дискуссии, демонстрации и различные комбинации этих форм); 3-я – время в академических часах в неделю, отводимое на практическую работу (лабораторные и практические занятия, семинары, курсовые и проектные работы, чертежно-графические работы, работа в компьютерном классе).

В отличие от других вузов Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ – ВШЭ) произвел расчет не только трудоемкости обучения для студентов, но и нагрузки для преподавателей.

В ходе эксперимента данный вуз сосредоточил внимание на обеспечение возможности индивидуального обучения студентов: формирование индивидуальных образовательных программ и графиков обучения, усиление личной мотивации в обучении.

При проведении эксперимента учитывались следующие параметры:

· нагрузка на 1 студента – общая (аудиторная + самостоятельная работа)

· число кредитов за период обучения – 60 кредитов за 1 год обучения

· число кредитов, необходимое для выдачи диплома (соответственно: свидетельство о неполном высшем образовании – 120; 180; бакалавр – 240; специалист – 300; магистр – 360).

В ходе эксперимента обозначены были такие важные проблемы, как проблема «накопительного» кредита или «кредитной задолженности», связанной со сроками образования; проблема цены «студенческого» кредита, дающей возможность перехода с одной программы на другую; проблема цены «преподавательского» кредита.

Переходя на язык «зачетных единиц» (кредитов) при формировании трудоемкости обучения студента, вуз неизбежно сталкивается с проблемой определения трудоемкости деятельности преподавателя и цены труда профессорско-преподавательского состава (ППС) через систему кредитов.

Возможным (простейшим) способом решения этой проблемы может быть способ перевода нормативной нагрузки преподавателей из аудиторных часов в кредиты по аналогии с методикой расчета трудоемкости ОПП.

По действующим нормативам максимальная аудиторная нагрузка преподавателя – 900 часов. Исходя из деления академической нагрузки в часах на 36 (по рекомендациям Минобразования РФ) получаем нормативную аудиторную нагрузку ППС равную 25 кредитам (зачетным единицам). Получается, что аудиторная годовая нагрузка распределяется в соответствии с должностями следующим образом:

до 25 кредитов – для ППС в должности преподавателя и старшего преподавателя;

до 20 кредитов – для ППС в должности доцента;

до 15 кредитов – для ППС в должности профессора.

Сопоставление методик, разработанных российскими вузами в рамках министерского эксперимента, подтверждает, что практически все они исходят из базовой позиции: 36 часов – 1 кредитная единица. Это, на первый взгляд, представляется логичным, так как средний объем часов, отводимых на обучение (у нас, правда, в основном лекционное), в целом, по-видимому, именно таков. Данная цифра близка и к европейским стандартам: 1 кредит ECTS в Европе равняется примерно 25–30 часам (включая самостоятельное обучение).

Прочие же параметры пересчета трудоемкости в кредитные единицы в разных вузах подвергаются самым различным – от логико-описательных (ГУ-ВШЭ, РУДН, УрГУ, ЧелГУ) до математический исчисленных (РГППУ) – вариациям. Часть вузов более или менее последовательно пересчитывает все (или большую часть) учебных дисциплин, наполняющих ныне действующие учебные планы, в кредиты в соотношении 36 к 1, а затем округляет полученный результат, добиваясь его соответствия европейской норме 60 кредитов в год. Далеко не всегда при этом выполняются промежуточные европейские нормы: 30 кредитов за семестр или 20 за триместр. А ведь академическая мобильность студентов чаще всего исходит из их семестрового пребывания за рубежом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: