Программа развития образования до 2010 г.




Приоритетные направления развития образования Российской Федерации заданы Федеральной целевой программой развития образования на 2006 – 2010 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1340-р от 3 сентября 2005 г.

Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием.

Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Заслуживают особого внимания положения Концепции Федеральной целевой программы развития образования, касающиеся перспектив развития современного российского образования, в которых указывается, что «при отсутствии такой программы будут ограничены возможности создания единых в Российской Федерации условий для развития механизмов в сфере образования, адекватных состоянию развития экономики, увеличится разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, не будет реально обеспечен принцип равных возможностей и доступа граждан Российской Федерации к получению качественного образования, будет существенно затруднено вхождение России в Болонский процесс…».

Достижение стратегической цели и решение задач Программы обеспечиваются путем реализации системы программных мероприятий:

· внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода;

· внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

· введение нового перечня направлений подготовки (специальностей) и профессий профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностного подхода, в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности;

· реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и обеспечения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования.

· совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций

· совершенствование механизмов признания эквивалентности документов об образовании для повышения академической мобильности, увеличения экспорта образовательных услуг, что будет способствовать интеграции России в мировое образовательное пространство.

Одним из направлений, по которым оцениваются социальные эффекты, получаемые в процессе и по результатам реализации Программы, является интеграция в европейское образовательное пространство, повышение мобильности профессионального образования, рост экспорта образовательных услуг, в том числе расширение сотрудничества с европейскими странами в области обеспечения качества образования (увеличение количества вузов, прошедших институциональную и специализированную аккредитацию и внедривших системы управления качеством на основе международного стандарта); введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, путем внедрения легко сравнимых степеней, Болонских студенческих документов (Европейский табель курсов, приложения к диплому (Diploma Supplement), кредитов ECTS в накопительно-переводном «формате» (увеличение количества вузов, использующих эти инструменты); увеличение количества вузов, соответствующих международным требованиям (имеющих валидизацию); рост академической мобильности студентов, академического и административного персонала (увеличение количества выданных ссуд и грантов для финансового обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей, увеличение числа граждан Российской Федерации в возрасте до 30 лет, участвующих в международных обменах); рост экспорта образовательных услуг (увеличение числа граждан других государств, обучающихся в учреждениях профессионального образования Российской Федерации).

Документом, уточняющим и конкретизирующим направления деятельности в рамках Болонского процесса стал приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2005 года «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» и «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации на 2005 – 2010 гг.». В этих документах сформулированы следующие задачи.

Задача 1: Развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях – бакалавриат и магистратура. Для достижения этой цели запланированы следующие мероприятия:

· в течение 2005 года внести в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском образовании"» в части установления двух уровней ВПО;

· в течение 2005 года внести в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ» в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования;

· в 2005 – 2006 гг. Минобрнауки должно разработать модели подготовки бакалавров и магистров с учётом особенностей профилей подготовки в ВПО, а также перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО с учётом российских и мировых потребностей рынка труда;

· на 2007 – 2008 гг. запланированы разработка, утверждение и введение в действие ГОС ВПО третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачётных единиц.

Задача 2: Изучение и введение системы зачётных единиц (ECTS), для чего необходимо:

· в течение 2005 – 2010 гг. подготовить информационные материалы для вузов по практике применения зачётных единиц и ходу эксперимента по использованию зачётных единиц в учебном процессе, проводимого в соответствии с приказом Минобразования России от 2 июля 2003 года; сюда входят: анализ опыта, накопленного вузами уже перешедшими на систему кредитов, обобщение результатов эксперимента по использованию системы зачётных единиц в российских вузах, расширение инновационной деятельности вузов по переходу на систему зачётных единиц, внедрение модульных технологий построения образовательных программ ВПО и переход на асинхронную организацию образовательного процесса.

· в 2005 – 2006 гг. сформировать методическую базу накопительной системы зачётных единиц (кредитов) в ВПО России;

· в 2008 году запланирован всеобщий переход на систему зачётных единиц.

Задача 3. Введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement). Для решения этой задачи необходимо:

· разработать образец приложения к диплому на основе единой системы классификации образовательных программ профессионального образования РФ, методических рекомендаций по заполнению приложения к диплому;

· необходим также перевод на английский язык дисциплин федеральных компонентов ГОС ВПО и их публикация;

Задача 4: Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах-участниках Болонской декларации. В свете этого актуальным является:

· решение вопросов признания иностранных документов об образовании в государствах-участниках Болонской декларации на основе разработки методических рекомендаций по академическому и профессиональному признанию российских документов об образовании в государствах-участниках Болонской декларации, а также совершенствования систему признания иностранных документов об образовании на территории РФ;

· создание системы подготовки переподготовки кадров по вопросам признания на территории РФ иностранных документов об образовании.

Задача 5: Проблема качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования. В этом направлении запланировано следующее:

· к 2006 году – создание системы сопоставимых критериев, методик и технологии оценки качества образования с целью обеспечения гармонизации российской системы оценки качества образования с европейскими системами;

· разработка технологии государственной аккредитации отдельных образовательных программ ВПО;

· создание инфраструктуры признания российской системы оценки качества образования другими странами-участницами Болонского процесса, создание банка данных образовательных программ российских и зарубежных вузов, лицензированных в РФ, и результатов их оценивания при аккредитации;

· привлечение зарубежных экспертов к работе экспертных комиссий по оценки качества образования;

· участие в работе международных организаций (сетей);

· содействие вхождению России в европейскую сеть агентств по обеспечению качества образования (ENQA);

· организация и проведение рабочих семинаров Международной сети агентств по гарантии качества высшего образования INQAAHE (2008 г.) и Сети аккредитационных агентств стран Центральной и Восточной Европы CEENET (2007 г.) в России;

· создание Евразийской сети органов по оценке качества образования (страны СНГ и Балтии) и обеспечение совместной деятельности.

Задача 6: Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов. Для этого необходимы:

· нормативно-правовая поддержка осуществления академической мобильности студентов и преподавателей;

· создание системы предоставления институциональных и индивидуальных грантов для обеспечения внутрироссийской и европейской мобильности российских студентов и преподавателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: