История социологии
Этапы развития социологии | Парадигмы и теории | Объект социологии |
1. Донаучный этап (3 тыс. до н.э. –XVIIIв.) | Преобладало мифологическое и религиозное отражение действительности | |
2. Классический (позитивистский) этап (к. 40-х (1839) - к. XIX в.) | Позитивизм/А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм/. Марксизм(К. Маркс, Ф. Энгельс). | Общество как целостная система |
3 этап. Не классический (модерн) 90-е гг. XIX в. – 20-е гг. XXв.) | Макс Вебер, Георг Зиммель, Фердинанд Тённис | |
4. Этап. Нео классический этап (неопозитивизм) (с 20-х - сред. 60-х гг. XX в.) | Структурный функционализм Т. Парсонса. Теория конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа, теория человеческих отношений Элтона Мэйо, теория бихевиоризма П. Лазерфельда, Д. Уотсона; социологический плюрализм П. Сорокина | Развития социологии как эмпирической дисциплины Общество как система социальных действий и взаимодействий социальных групп и свободно оганизованных акторов |
5 этап - социологии постмодерна с сред. 60-х годов XX в. – наст. вр.) | социология действия, символический интеракционизм и этнометодология. | Изучение процесса конструирования человеком меняющегося социального мира |
2. Классический (позитивистский) этап (к. 40-х (1839) - к. XIX в.)
![]() | Огюст Конт (1798-1857гг.)французский философ, социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки «Курс позитивной философии» |
Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе.
Позитивизм О. Конта: основные принципы
1) Принцип универсализма: Социология (первоначально он называл ее «социальной физикой») – призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.
2) Использования в изучении общества методов, которые утвердились в естествознании. Свои открытия социология совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод = это позитивный метод.
3) Истинность понятий должна устанавливаться на основе эмпирических проверок
4) Социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.
(О.Конт термин «позитивный» рассматривал в пяти значениях: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий):
О. Конт подразделил социологию на 2 части: социальную статику и социальную динамику.
![]() | (до нач. XIV в.) (с XIV до XIX вв.). (с XIX в.). |
![]() | Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ, социолог – второй «отец-основатель» социологии, сторонник эволюционизма Труды: «Основания социологии», «Социология как предмет изучения» |
Теория Г. Спенсера основывается на две базовых идеях:
Общество как организм (уподобление общества организму)
эволюция общества от простого состояния к сложному.
1) Г. Спенсер уподобил общество живому биологическому организму, сравнивал части общества с частями организма.
Правительство в государстве = мозг человека.
Торговля = кровообращение.
Телеграфные провода, транспорт = нервная система.
Общество состоит из 3-х систем «органов»:
1) Поддерживающая, производственная (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло) — производство необходимых продуктов;
2) Распределительная (торговля, дороги, транспорт) — разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма
3) Регулятивная (старейшины, государство, церковь) — организация частей на основе их подчинения целому
В качестве специфических частей общества он выделял учреждения (социальные институты) = устойчивая структура «социальных действий»; механизмы самоорганизации совместной жизни людей.
Социальные институты:
· Домашние институты — семья, брак.
· Обрядовые (церемониальные) — обычаи, обряды, этикет и т. д.
· Политические — в их становлении решающую роль играли конфликты и войны (потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество).
· Церковные — храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.
· Профессиональные (гильдии, профессиональные союзы) и промышленные институты - поддерживают производственную структуру общества.
2) эволюция общества. Развитие общества - часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам. Растет внутренней дифференциации общества (усложнении политической организации, социальном расслоении, появлении новых институтов и т. д.).
Главный фактор общественного развития он видел в разделении труда. Чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцировано, тем больше разнообразие между частями общества.
Этапы развития человечества:
Главным - является деление на военное и промышленное общества. (Идея деления обществ на «традиционные» и «индустриальные »).
1. «военные» - сотрудничество людей является принудительным. Сильный централизованный контроль.
2. «промышленные» (индустриальные) - сотрудничество людей является добровольным. В «промышленном» обществе появляется политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой.
Спенсер в целом дал реальную картину исторического процесса, отражающую переход от общества с натурального хозяйства к обществу, основанному на товарном производстве и разделении труда.
Идея о закономерной эволюции от военного общества, основанного на принудительной («механической») кооперации, к индустриальному, базирующемуся на добровольной («органической») кооперации.
Основной закон социального развития – закон выживания наиболее приспособленных индивидов (3 аспекта):
ü «естественный отбор»,
ü «борьба за существование»,
ü «выживание сильнейшего».)
Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» — вымирать; а сильные смогут достигать всё более высоких уровней исторического развития.
В индустриальном обществе — экономическая конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; выживание и процветание слабейших, людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, ведет к деградации общества.
Спенсер считает, что главным для социологии является вопрос о том, что такое общество.
Общество это не собирательное имя для обозначения суммы индивидов. По его мнению, это особое бытие, которое, хотя и слагается из отдельных единиц, но не равно их сумме. Главное здесь - постоянство отношений между частями общества.
Задача социологии – изучение типичных массовых явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей.
Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии.
![]() | Карл Маркс Немецкий̆ философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический̆ журналист, общественный̆ деятель. "Капитал", "Нищета философии", "Манифест Коммунистической партии» Родился: 1818 г., Пруссия Умер: 1883 г. (64 года), Лондон, Англия, |
![]() | Фридрих Энгельс (1820 - 1895, Лондон) немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса и соавтор его трудов. Родился в семье преуспевающего текстильного фабриканта. |
Основные положения теории Маркса:
1. учение о прибавочной стоимости, «Капитал» - экономика.
2. материалистическое понимание истории: «Немецкая идеология» совместная работа
К. Маркса и Ф. Энгельса
3. учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата: «Манифест Коммунистической партии» совместная работа К. Маркса и Ф. Энгельса
1. Материалистическое понимание истории
Определяющую роль в развитии общества играет экономика, способ производства материальных благ.
Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни.
Все общества раньше или позже проходят в своем развитии одни и те же ступени.
Общество на определенной ступени развития – общественно-экономическая формация.
(Далее: 2 разные схемы по структуре общ.-эконом. формации)
Закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил. Развитие производительных сил, согласно Марксу, является непреложным законом; они не могут не развиваться. Производственные отношения отстают от уровня развития производительных сил.
Противоречием между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и отстающими производственными отношениями – разрешается путем социальной революции, происходит смена общественных формаций
Такой способ изменения общества Маркс считал исторически неизбежным и желательным, так как он позволяет ускорить общественный прогресс