Общечеловеческие ценности




Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Ценности «вечные»:
1. Базирующиеся на добре и разуме, истине и красоте, миролюбии и человеколюбии, трудолюбии и солидарности мировоззренческие идеалы, нравственные и правовые нормы, отражающие исторический духовный опыт всего человечества и создающие условия для реализации общечеловеческих интересов, для полноценного существования и развития каждой отдельной личности.
2. Благополучие близких, любовь, мир, свобода, уважение.
3. Жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром.
4. «Золотое правило нравственности» – не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.
5. Истина, красота, справедливость.
6. Мир, жизнь человечества.
7. Мир и дружба между народами, права и свободы личности, социальная справедливость, человеческое достоинство, экологическое и материальное благополучие людей.
8. Моральные требования, связанные с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности.
9. Основные законы, существующие в большинстве стран (запрет на убийства, воровства и т.п.).
10. Религиозные заповеди. Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.
11. Сама жизнь, проблема её сохранения и развития в природной и культурной формах.
12. Система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится в любом типе культуры в качестве ценностей.
13. Ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение.
14. Ценности моральные, существующие теоретически и являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Общечеловеческие ценности делят на несколько видов:
1.Культурные.
2.Социальные.
3.Нравственные.
Культурные ценности – это достояние определённой этнической, социальной, социографической группы, которые могут быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов искусств.
Культурные ценности человека:
-Литература
– как основной накопитель бесценного опыта поколений
-Религия – религиозные или заменяющие их идеологические (в том числе политические) убеждения, которые являются основными составляющими повседневной жизни человека, в том числе формирующими его внутреннюю культуру.
-Искусство – всё то, что даёт одному человеку выразить себя, а другому – через познание творчества другого вырасти духовно. Это очень сложные аспекты культуры.
Итак – литература, религия, искусство – являются формирующими частями внутренней культуры личности. Они же являются основными ценностями, без которых само существование культуры либо невозможно, либо представляется маловероятным.
Социальные ценности – это мир внутренних устремлений, незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека; жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть.
В систему ценностей социальных ценностей субъекта могут входить различные ценности:
-смысложизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
-универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
-ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;
-ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;
-демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.
На основе социальных ценностей формируются социальные нормы. Социальная норма (от лат. norma — правило, образец, мерило) — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Виды социальных норм: обычаи, традиции, ритуалы, нормы морали, правовые и религиозные нормы.
Высшие нравственные ценности человека:
-Взаимопомощь
– стремление человека к благу (помощи, спасению) по отношению к окружающим.
-Милосердие – отказ от осуждения и готовность помочь ближнему.
-Сострадание – Жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека; снисхождение к слабому, увечному, больному.
-Честность – еще одна из высших нравственных ценностей. Самый простой способ определить уровень моральности человека – это проследить, насколько часто он лжет. Единственное практическое оправдание лжи – ложь во спасение.

Из опыта воспитания честности:

Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребенка. Ребенок отрицает это. Родители не замечали за ребенком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребенок солгал. Как бы поступили вы?

Когда вы узнали о каком-то проступке ребенка не от него, а от посторонних людей, ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз - это может иметь обратный результат. Наш гнев лишь утвердит ложь как средство, с помощью которого можно избежать наказаний и упреков. Надо создать такие взаимоотношения в семье, чтобы у ребенка не было потребности обманывать. Если дети нам доверяют, не боятся нас, если у них есть возможность спокойно объяснять свое поведение, будь оно хорошее или плохое, тогда нет нужды говорить неправду.

Особое значение в воспитании честности играет поведение взрослых, личный пример родителей, близких людей. Взрослые должны быть честны даже в мелочах. Маленькие дети не понимают двойной морали. Если вы простите ребенка отвечать по телефону, что вас нет дома, то дети усвоят навыки такого поведения и честность их будет иметь такой же относительный характер.

Из опыта воспитания трудолюбия:

Важнейшим условием развития нравственных качеств является воспитание трудолюбия. Ответьте на вопросы.

1. Любит ли ваш ребенок трудиться?

2. Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно?

3. Можете ли вы позволить себе не контролировать выполнение ребенком домашней работы?

Основная цель домашнего труда ребенка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий. Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, но при этом их больше привлекает процесс труда, чем результат, их трудовая активность зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции.

Основной причиной, которая сдерживает привлечения детей к труду является длительная опека. Сначала родители убирают за маленьким ребенком игрушки, а потом уже чуть позже, когда он идет в школу, собирают ему ранец. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на жертву: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастают таким образом потребители. Необходимо приучать детей выполнять любую домашнюю работу, внушая детям, что любой труд, направленный на благо, благороден.

Вывод: У ребенка в семье должны быть постоянные обязанности, которые способствуют воспитанию ответственности за порученное дело. Какие факторы влияют на воспитание трудолюбия? Это прежде всего надо поощрять ребенка за самостоятельность и инициативу, качество выполненной работы. Если у ребенка что-то не получилось, не раздражаться, а терпеливо объяснить ему еще раз. Надо чаще практиковать совместный труд детей и взрослых и никогда не наказывать ребенка трудом, это вызовет у него отвращение к труду. Ребенок должен видеть, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше.

Из опыта воспитания доброты:

Ребенок пришел из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Наташки «двойка». Что вы ответите?

Вывод: Отсутствие сочувствия и сопереживания противоречит нашей ментальности.

Страшным проявлением безнравственности является жестокость.

· Иногда жестокость выступает средством достижения какой-нибудь цели. (отнять что-либо).

· Способ самоутвердиться среди сверстников.

· Неприязненные отношения в семье, когда родители сами проявляют жестокость по отношению к своим детям, между супругами часто возникают ссоры, хамство, оскорбление и крики.

Задача родителей – никогда не проявлять по отношению к своим детям грубые и жестокие поступки, чаще включать в общение доброе слово и ласку, а также научить детей уступать, договариваться и управлять своими эмоциями и конечно родителям необходимо более внимательно относится к покупке компьютерных игр и выбору телепередач для просмотра детьми.

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли порядочными, добрыми. Ребенок это подсолнух – поворачивается к добру как к солнцу. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, для этого надо доставлять ребенку радость общения с нами. Это может быть радость совместного познания, совместного труда, совместного отдыха. Доброта начинается с любви к людям, прежде всего, к близким и природе.

Вывод:Дети учатся любви и доброте у нас, надо проявлять доброту на деле, а не на словах. Ничто не приносит вреда воспитанию доброты как расхождение образа жизни взрослых с их наставлениями.

 

Действия, совершаемые человеком, накладывают отпечаток в первую очередь на него самого и лишь потом на общество. Человек - это то, что он делает. Нас формируют наши дела, слова и мысли. Совершая поступок, мы создаем самих себя. А значит, говоря о морали, мы поднимаем разговор о самих себе. О своем долге перед собственным существованием. (Ефим Свирский)

Попрание общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против человечности. Без этих ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. (Камбарова, К. У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность / К. У. Камбарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1810-1812. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30384/)

Самый ценный дар, который мы можем дать детям — это способность найти внутреннюю удовлетворенность и спокойствие духа. Ведь как говорили древние мудрецы: «Пусть будет мир на Земле и пусть он начнется с меня!»

Роль родителей в семье очень велика. Каждый из родителей оказывает определенное влияние на развитие ребенка.

Миссия матери заложить основы благочестия и морали. Она должна обеспечить детей необходимой моральной и духовной подготовкой. Когда мать наполнена духовностью, это благоприятно сказывается на детях, и они также наполняются ею.

Мужчина в семье играет главенствующую роль. Мужчина — это воплощение долга, мудрости и дисциплины. Муж должен с чувством ответственности оберегать и защищать жену и детей, должен обеспечивать семью всем необходимым, включая здоровье всех членов семьи и обучение детей. Отец внушает своим сыновьям понятие честности, мужественности, твердости воли, справедливости и ответственности – без этих качеств мужчина не способен быть настоящим мужчиной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: