Виды краткосрочного рисунка




Перспективные зарисовки городских улиц

В перспективных зарисовках городских улиц в первую очередь необходимо следить за правильным перспективным построением. Напомним правила прямой линейной перспективы:

1. Равновеликие предметы по степени удаления от зрителя визуально уменьшаются. Размер предмета, расположенного ближе к зрителю, будет больше, чем размер такого же предмета, более удалённого от зрителя.

2. Параллельные линии, уходящие от зрителя, равномерно сближаются и сходятся в одной точке, называемой точкой схода. Горизонтальные параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта.

3. Вертикальные линии в перспективном рисунке остаются вертикальными и параллельными друг другу, за исключением некоторых случаев, когда для них предусмотрена дополнительная точка схода (так называемая «зенитная» перспектива, или перспектива «с птичьего полёта», когда мы смотрим снизу вверх или сверху вниз на предметы с большой протяжённостью вертикальных размеров).

При выполнении перспективных зарисовок городских улиц предпочтительно построение рисунка во фронтальной линейной перспективе с одной точкой схода на линии горизонта. В композиционном поиске необходимо выбрать соотношение изображаемого неба, поверхности земли, определить точку зрения (высокий или низкий горизонт).

Зарисовки бытовых предметов

Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее доступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. Объектом зарисовок в самостоятельной работе могут быть самые различные предметы.

Даже в кратковременной зарисовке, передавая особенности складок, следует все время чувствовать форму, на которой расположена ткань, а также уметь выделить из множества складок наиболее характерные по своей форме.

Навыки, полученные в подобных зарисовках, принесут пользу в работе и над композиционными заданиями как сюжетного, так и декоративного характера.

Большое значение придавал рисунку драпировки и ее связи с той формой, на которой она находится, Александр Иванов. Доказательством этого служат его многочисленные зарисовки и этюды к картине «Явление Христа народу». (Рис. 7)

Наброски интерьера

Наброски интерьера и его элементов развивают чувство перспективы, глазомер в определении пропорций различных предметов обстановки, позволяют усвоить определенные стилевые особенности архитектуры.

В кратковременном рисунке, изображающем даже небольшую часть помещения, надо учитывать законы перспективного сокращения плоскостей, стремиться лаконично, выразить характер отдельных форм и передать глубину помещения.

Даже небольшой набросок способен выразить в остроподмеченных элементах интерьера определенное действие, без изображения человека.

О том, как умело использовали интерьер многие выдающиеся художники, лучше всего говорят их произведения. Вспомним хотя бы такие полотна, как «Свежий кавалер» и «Анкор, еще Анкор!» П. А. Федотова, «Иван Грозный и сын его Иван» и «Не ждали» И. Е. Репина. (Рис. 8)

Зарисовки пейзажей

Работа над рисунком пейзажа может состоять из набросков раз­личных мотивов городского или сельского пейзажа и из зарисовок отдельных его элементов, например, деревьев, домов, земли, облаков и т. п.

Рисунок пейзажа, даже самый кратковременный, требует знаний правил линейной и воздушной перспективы, умения находить про­порции, определять масштабы и выявлять в изображаемом наиболее существенное.

Работая над зарисовкой отдельного элемента пейзажа, например дерева, нужно хорошо понять связь его конструктивной основы - ствола с ветвями, определить расположение листвы. Каждое дерево - ель, ива, береза, сосна и т. д.- имеет свой характер, свою форму, рисуя крону дерева, необходимо передавать ее трехмерность, при изображении сучьев учитывать разницу в трактовке ветки, иду­щей на нас, то есть находящейся в сильном сокращении, и ветки, находящейся по отношению к рисующему в развернутом положении.

Объектом для наброска в городском пейзаже может служить часть улицы с движущимся транспортом и уходящими в перспективу домами или аллея парка. Большой интерес представляет зарисовка памятников архитектуры и их отдельных декоративных элементов, отражающих особенности стиля. Очень полезна, может быть зарисовка строительства с изображением кранов и другой техники.

Такие наброски закрепляют знания по наглядной перспективе, тренируют глаз в определении пропорций крупных форм и масштабных соотношений.

Если в набросок городского мотива включены группы людей, то необходимо стараться увидеть натуру обобщенно, изображая фигуру, не упускать характер основной массы, ее силуэт, улица полна движения; чтобы передать его, нужно использовать возможности наброска, позволяющего обобщенно зафиксировать тот или иной жизненный момент. При этом каждый раз надо ставить определенную задачу.

Выдающиеся мастера пейзажа часто использовали наброски в качестве исходного материала для своих больших произведений. Так, на последней выставке произведений И. И. Левитана экспонировались небольшие по размеру наброски, в которых ясно видны замыслы его известных полотен.

В беглых карандашных набросках (из альбома 1890 - 1895 гг.) запечатлены мотивы, характеризующие его картины «Вечерний звон», «Тихая обитель». В наброске «Летний вечер» почти полностью определен мотив его одноименной, картины, изображающей околицу и полосу леса на дальнем плане, озаренную вечерним солнцем. (Рис. 9)

Наброски животных

Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характерные особенности. Ограниченное время, которое отводится для таких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания рисующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого животного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, позволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.

Зарисовки цветов

Рисование цветов - задача более трудная, чем рисование листьев. Форма цветов в отличие от формы листьев более сложная и разнообразная: колесовидная, колокольчатая, трубчатая, дискообразная, воронкообразная, шаровидная и т.д., что привлекает не только художников, но и мастеров народных художественных промыслов, создающих неповторимые по красоте и образному строю цветочные орнаменты и декоративные композиции.

При зарисовке цветов полезно знать основные принципы строения и изображения данных растений. В связи с этим нужно изучить наиболее характерные признаки конструктивного строения таких цветов, как лилия, ирис, роза, ромашка, колокольчик, василек.

Самая простая форма цветов такая, когда вокруг круглого центра симметрично располагаются несколько лепестков. Это наблюдается почти у всех плодовых деревьев во время их цветения весной.

Лепестки, пестики, чашелистики отличаются удивительным разнообразием формы, и в их строении можно подметить необычные для человека композиционные открытия, где симметрия своей «зеркальностью» поражает воображение.

Рисование цветов связано с изучением законов для творческих интерпретаций в области декоративно-прикладного искусства, а также с постижением принципов природного формообразования.

Рисуя цветы с натуры, нужно обращать внимание на то, как эти растения группируются: располагаются на стебле, растут большими группами в форме шара или цилиндра и т.д.

Рисуя цветы, нужно придерживаться принципов изображения: сначала общее очертание, затем наметка пропорций, пространственное расположение элементов и далее детальная проработка изображения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: