Контрольное задание по курсу «Патопсихология»
РЕФЕРАТ ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ
Написание реферата является компонентом контрольной работы для студентов заочной формы обучения при прохождении курса «Патопсихологии».
Требования к написанию реферата: реферат должен быть по объему: 10-страниц машинописного текста или соответствующее количество страниц рукописного текста. Содержание представляет собой реферативное изложение (обзор) не менее 3-4 источников по патопсихологической тематике. ЛИТЕРАТУРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ МОГУТ СЛУЖИТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ, ТЕЗИСЫИ ДОКЛАДЫРАЗЛИЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ, В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ - УЧЕБНИКИ И СТАРЫЕ МОНОГРАФИИ!
Можно использовать журналы: Вопросы психологии, Психологический журнал, Вестники университетов (МГУ. СпбГУ и др.), Мир психологии, Журнал практической психологии, Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С,Корсакова, Российский психиатрический журнал, Социальная и клиническая психиатрия, Вопросы психического здоровья детей и подростков, Московский психотерапевтический журнал, Психиатрия, Дефектология, Независимый психиатрический журнал, Аутизм и нарушения развития, Школа здоровья, Вопросы психического здоровья детей и подростков и др. периодические издания (в т.числе зарубежные). Можно использовать интернет-источники (с соответствующим оформлением ссылок), авторефераты диссертаций (по психиатрии и медицинской психологии). Допускается самостоятельный выбор клинико-психологической литературы. Годы издания, которые можно включить в реферат: 1999-2010(последние 12лет).
Структурные компоненты реферата:
Введение
Основная часть (можно по пунктам)
Список использованных источников
Во Введении автор обозначает выбранную тему, ее ракурс и называет источники. В основной части - реферативное изложение по избранной тематике. Студенты должны следить за грамотностью и литературным стилем реферирования, недопустимо прямое цитирование источников без правильного оформления цитат (например, не должно быть фраз типа: «В нашем исследовании …», «Мы провели обследование…» и т.п.) Если тема работы больше клиническая, чем психологическая (например, реферативный обзор клинических работ по шизофрении и др.), то автор реферата должен указать психологические аспекты работы с данным контингентом, осветить участие психологов в диагностике и лечении пациентов и т.п. В тексте реферата должны быть фамилии авторов и ученых, на исследования которых ссылается выполняющий реферат студент. В конце должен быть представлен список использованных источников (библиографический – т.е. с указанием автора, названия статьи, журнала, номера, серии, страниц, или названия сборника с указанием года и места издания, издательства, редактора, если возможно).
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «ПАТОПСИХОЛОГИЯ » (примерный список тем рефератов по курсу):
1. Аффективная патология, направления клинико-психологические исследования.
2. Виды экспертиз в патопсихологии.
3. Возрастная специфика и ее проявления в патопсихологии.
4. Вопросы дифференциальной диагностики в патопсихологии.
5. Депрессии в современном мире и их психологическое изучение.
6. Исследование патологии психической деятельности при шизофрении в школе Ю.Ф. Полякова.
7. История патопсихологии
8. Мультидисциплинарный подход к изучению, лечению и курации психически больных.
9. Направления в изучении психической деятельности больных наркоманией.
10. Направления исследования и методы изучения мыслительной деятельности в современной патопсихологии
11. Нарушения мышления и их экспериментальные исследования.
12. Нарушения личности при психических заболеваниях.
13. Нарушения целеполагания при шизофрении.
14. Неврозы, их клинико-психологическая характеристика.
15. Методы исследования памяти в клинической психологии.
16. Нарушения психической деятельности больных алкоголизмом.
17. Изучение психической деятельности больных наркоманией.
18. Новые направления и методы исследования мышления в патопсихологии.
19. Патопсихология пожилого и старческого возраста.
20. Нарушения психической деятельности больных шизофренией.
21. Новые направления психологических исследований аффективной патологии.
22. Подходы к исследованию памяти в патопсихологии.
23. Особенности исследования неврозов в современной клинической психологии
24. Пиктограмма как метод исследования в патопсихологии.
25. Проблема депрессий в современном мире.
26. Проблема психокоррекции в патопсихологии
27. Проблема ПТСР в патопсихологии
28. Психологическая квалификация состояний зависимости при психических заболеваниях (алкоголизм, наркомании).
29. Психологические исследования в области пограничной психиатрии.
30. Психологические исследования невротических расстройств.
31. Психологический анализ нервной анорексии.
32. Психологический аспект комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
33. Расстройства эмоциональной сферы при душевных заболеваниях.
34. Современные подходы к проблеме нарушений эмоционально-волевой сферы при алкоголизме.
35. Современные подходы к изучению особенностей психической деятельности больных эпилепсией.
36. Современные представления об истории патопсихологии.
37. Современные психологические исследования нервной анорексии.
38. Современные тенденции в исследовании патологии мышления при психических расстройствах
39. Социальная поддержка пациентов. Роль семьи и ближайшего окружения в обеспечении качества жизни психически больных.
40. Формирование патологических потребностей при душевных расстройствах (нервная анорексия, алкоголизм)
41. Экспериментальные исследования личности в патопсихологии.
42. Экспериментальные исследования нарушений общения и эмоций при шизофрении
Допускается самостоятельный выбор темы реферата, изменение формулировки темы в соответствии с используемыми источниками, также возможен самостоятельный выбор темы сообразно вопросам и темам общего курса патопсихологии, однако реферат должен быть построен в полном соответствии с требованиями, описанными выше.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1. Сделать конспект
· статьи В.В.Лучков, В.В.Рокитянский «Понятие нормы в психологии», Вестник МГУ сер.14 Психология, 1987, № 2.
сделать конспект книги Патопсихология детского и юношеского возраста гл. 6.2 или гл 7.2
2. Назвать несколько известных Вам художественных произведений, героями которых являются душевно нездоровые люди
3. Провести диагностическое исследование 2 испытуемых по патопсихологическим методикам:
- 10 слов
- парные ассоциации
.- конструирование объекта
- рисунок человека и рисунок человека сздади
Слов по А.Р.Лурия
Инструкция: Первая инструкция: Сейчас проверим Вашу память Я буду называть слова, вы их внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. Как только я закончу, назовите все слова, что запомнили, в любом порядке. Все понятно? Слушайте внимательно!
(записать в протокол с номером воспроизводимого слова).
Вторая инструкция. Вы хорошо запомнили слова, но с первого раза никто не запоминает всех слов, поэтому я назову те же слова еще раз и Вы снова назовете все, что запомнили, в любом порядке и те, что уже назвали, и те, что пока пропустили.
Снова все фиксируется в протоколе.
Затем просто – Теперь еще раз послушайте и запомните (и так всего 5 предъявлений).
После окончания всего исследования, но не ранее, чем через 40 минут – спросить снова, что помнит из тех слов, что заучивал в самом начале и внести данные в протокол.
Имя_________пол_____________
возраст__________ дата______________
Отср. | ||||||
лист | ||||||
часы | ||||||
кот | ||||||
мак | ||||||
ключ | ||||||
ведро | ||||||
мост | ||||||
нос | ||||||
мина | ||||||
пальто | ||||||
Количество слов | ||||||
Новые слова |
Оценка: объем непосредственной слухо-речевой произвольной памяти (1 воспроизведение), кривая заучивания, объем удержанного отсрочено, наличие литеральных или вербальных парафазий, повторов, оценка эффекта края.
2. парные ассоциации
Инструкция: будем запоминать слова парами. ваша задача запомнить какое слово с каким в паре. проверять будем так: я называю первое слово из пары, а вы – второе, какое вместе с ним было.
1. простые пары
1. ЗИМА-ЛЕТО
2. КОШКА-СОБАКА
3. РОМАШКА-ВАСИЛЕК
4. СТОЛ-СУЛ
5. ДЕНЬ-НОЧЬ
6. ЛАМПА-СВЕТ
7. НОС-РОТ
8. РУЧКА-КАРАНДАШ
9. ПОЛ-ПОТОЛОК
10. КЛЮЧ-ЗАМОК
Инструкция та же.
2. Сложные пары:
1. ЦВЕТОК- ВОДА
2. ПАПКА-ПАКЕТ
3. ГОРА-ТРОПА
4. ПИСЬМО-ЧТЕНИЕ
5. БАНКА-КОРОБКА
6. СТЕНА-КАРТА
7. КУСТ-КОРЕНЬ
8. ЗВОНОК-КЛЮЧ
9. ДЕРЕВО-ЛЕС
10. ВЕСНА-РУЧЕЙ
По окончании надо спросить, какой список было легче запомнить 1 или 2 и почему.
3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА
Методика модифицирована Т.К.Мелешко, С.М.Алейниковой и В.А.Литвак на основе методики, предложенной В.И.Слободчиковым. Имеет широкий возрастной диапазон применения (от 5-7 лет до пожилого возраста, есть свои нормативные данные на каждый возраст), направлена на исследование мышления, в первую очередь его предметно-содержательного аспекта.
Стимульным материалом служат 7 наборов из 4-х свойств:
Желтый Пушистый Маленький легкий | Длинный Теплый Ароматный гладкий | Белый Пушистый Холодный скрипучий | Низкий Деревянный Старый сухой | Круглый Прозрачный Хрупкий Теплый | Острый Твердый Блестящий Тонкий | Тяжелый Холодный Гладкий Чертит |
ИНСТРУКЦИЯ: Перед Вами 4 признака какого-то предмета. Ваша задача угадать или придумать, что это за предмет, главное, чтобы все 4 свойства у него были. Слова даны в мужском роде, Ваш объект может быть любого рода. Все понятно? (называете первый набор) Что это или кто это?
Дополнение к инструкции. Если экспериментатору непонятно, почему названный объект обладает каким-либо свойством. НЕОБХОДИМО ЗАДАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС, например: «Почему банан теплый?» и записать ответ в протоколе.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ Сначала дается общая инструкция и затем перед испытуемым выкладываются на карточках последовательно по одному из наборов, можно одновременно назвать свойства вслух или попросить испытуемого прочесть их вслух. Ответы испытуемого записываются в протоколе экспериментатором, если нужна дополнительная инструкция – ответ также фиксировать в протоколе. Если испытуемый спросит, можно ли давать несколько ответов, то следует указать, что возможно несколько вариантов и вообще нет одного–единственного правильного ответа. Если у испытуемого нет ответа, можно после небольшой стимуляции разрешить перейти к следующей карточке, отметив в протоколе отсутствие ответа.
ПАРАМЕТРЫОЦЕНКИ. Выполнение задания анализируется по следующим параметрам:
1. Количество ответов в целом
2. Количество ответов, удовлетворяющих инструкции (по всем 4 признакам) – так называемое целостное конструирование
3. Стандартность ответов (см. приложение) –отношение стандартных ответов к общему числу ответов у данного испытуемого (коэффициент стандарности, в котором в числителе – количество стандартных ответов, данных испытуемых, в знаменателе – общее количество ответов, удовлетворяющих инструкции).
4. Наличие комбинаторного способа выполнения задания (т.е. когда для того, чтобы данное свойство имелось у объекта, необходимо создать дополнительные условия: например, налить в стакан горячий чай, чтобы все в целом стало как в наборе № 5).
4. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА и рисунок человека сзади
Методика восходит к разнообразным вариантам проективных рисунков (см. Маховер, Потемкина, Романова и др.)
ИНСТРУКЦИЯ: пожалуйста, нарисуйте человека
Заетм перевернуть лист и попросить нарисовать человека сзади.
Необходимые уточнения: способ изображения выбирает сам испытуемый, по завершении рисунка (использовать формат А4) просят подписать его и уточнить, в каком виде нарисован человек, т.е.кто это, сколько лет, доволен ли он,.
ОЦЕНКА Возможно проведение оценки по одному из стандартных для психодиагностики варианту, но в любом случае необходимо уточнить:
· пол изображенного человека (совпадает или нет в обеих пробах и с полом испытуемого)
· Тип рисунка (схема, реалистический или пластический)
· Размер и расположение рисунка на листе
· Качество рисунка (соответствие возрастным нормам)