Список использованных источников




Контрольное задание по курсу «Патопсихология»

РЕФЕРАТ ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ

Написание реферата является компонентом контрольной работы для студентов заочной формы обучения при прохождении курса «Патопсихологии».

Требования к написанию реферата: реферат должен быть по объему: 10-страниц машинописного текста или соответствующее количество страниц рукописного текста. Содержание представляет собой реферативное изложение (обзор) не менее 3-4 источников по патопсихологической тематике. ЛИТЕРАТУРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ МОГУТ СЛУЖИТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ, ТЕЗИСЫИ ДОКЛАДЫРАЗЛИЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ, В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ - УЧЕБНИКИ И СТАРЫЕ МОНОГРАФИИ!

Можно использовать журналы: Вопросы психологии, Психологический журнал, Вестники университетов (МГУ. СпбГУ и др.), Мир психологии, Журнал практической психологии, Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С,Корсакова, Российский психиатрический журнал, Социальная и клиническая психиатрия, Вопросы психического здоровья детей и подростков, Московский психотерапевтический журнал, Психиатрия, Дефектология, Независимый психиатрический журнал, Аутизм и нарушения развития, Школа здоровья, Вопросы психического здоровья детей и подростков и др. периодические издания (в т.числе зарубежные). Можно использовать интернет-источники (с соответствующим оформлением ссылок), авторефераты диссертаций (по психиатрии и медицинской психологии). Допускается самостоятельный выбор клинико-психологической литературы. Годы издания, которые можно включить в реферат: 1999-2010(последние 12лет).

Структурные компоненты реферата:

Введение

Основная часть (можно по пунктам)

Список использованных источников

Во Введении автор обозначает выбранную тему, ее ракурс и называет источники. В основной части - реферативное изложение по избранной тематике. Студенты должны следить за грамотностью и литературным стилем реферирования, недопустимо прямое цитирование источников без правильного оформления цитат (например, не должно быть фраз типа: «В нашем исследовании …», «Мы провели обследование…» и т.п.) Если тема работы больше клиническая, чем психологическая (например, реферативный обзор клинических работ по шизофрении и др.), то автор реферата должен указать психологические аспекты работы с данным контингентом, осветить участие психологов в диагностике и лечении пациентов и т.п. В тексте реферата должны быть фамилии авторов и ученых, на исследования которых ссылается выполняющий реферат студент. В конце должен быть представлен список использованных источников (библиографический – т.е. с указанием автора, названия статьи, журнала, номера, серии, страниц, или названия сборника с указанием года и места издания, издательства, редактора, если возможно).

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «ПАТОПСИХОЛОГИЯ » (примерный список тем рефератов по курсу):

1. Аффективная патология, направления клинико-психологические исследования.

2. Виды экспертиз в патопсихологии.

3. Возрастная специфика и ее проявления в патопсихологии.

4. Вопросы дифференциальной диагностики в патопсихологии.

5. Депрессии в современном мире и их психологическое изучение.

6. Исследование патологии психической деятельности при шизофрении в школе Ю.Ф. Полякова.

7. История патопсихологии

8. Мультидисциплинарный подход к изучению, лечению и курации психически больных.

9. Направления в изучении психической деятельности больных наркоманией.

10. Направления исследования и методы изучения мыслительной деятельности в современной патопсихологии

11. Нарушения мышления и их экспериментальные исследования.

12. Нарушения личности при психических заболеваниях.

13. Нарушения целеполагания при шизофрении.

14. Неврозы, их клинико-психологическая характеристика.

15. Методы исследования памяти в клинической психологии.

16. Нарушения психической деятельности больных алкоголизмом.

17. Изучение психической деятельности больных наркоманией.

18. Новые направления и методы исследования мышления в патопсихологии.

19. Патопсихология пожилого и старческого возраста.

20. Нарушения психической деятельности больных шизофренией.

21. Новые направления психологических исследований аффективной патологии.

22. Подходы к исследованию памяти в патопсихологии.

23. Особенности исследования неврозов в современной клинической психологии

24. Пиктограмма как метод исследования в патопсихологии.

25. Проблема депрессий в современном мире.

26. Проблема психокоррекции в патопсихологии

27. Проблема ПТСР в патопсихологии

28. Психологическая квалификация состояний зависимости при психических заболеваниях (алкоголизм, наркомании).

29. Психологические исследования в области пограничной психиатрии.

30. Психологические исследования невротических расстройств.

31. Психологический анализ нервной анорексии.

32. Психологический аспект комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

33. Расстройства эмоциональной сферы при душевных заболеваниях.

34. Современные подходы к проблеме нарушений эмоционально-волевой сферы при алкоголизме.

35. Современные подходы к изучению особенностей психической деятельности больных эпилепсией.

36. Современные представления об истории патопсихологии.

37. Современные психологические исследования нервной анорексии.

38. Современные тенденции в исследовании патологии мышления при психических расстройствах

39. Социальная поддержка пациентов. Роль семьи и ближайшего окружения в обеспечении качества жизни психически больных.

40. Формирование патологических потребностей при душевных расстройствах (нервная анорексия, алкоголизм)

41. Экспериментальные исследования личности в патопсихологии.

42. Экспериментальные исследования нарушений общения и эмоций при шизофрении

 

Допускается самостоятельный выбор темы реферата, изменение формулировки темы в соответствии с используемыми источниками, также возможен самостоятельный выбор темы сообразно вопросам и темам общего курса патопсихологии, однако реферат должен быть построен в полном соответствии с требованиями, описанными выше.

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Сделать конспект

· статьи В.В.Лучков, В.В.Рокитянский «Понятие нормы в психологии», Вестник МГУ сер.14 Психология, 1987, № 2.

сделать конспект книги Патопсихология детского и юношеского возраста гл. 6.2 или гл 7.2

2. Назвать несколько известных Вам художественных произведений, героями которых являются душевно нездоровые люди

3. Провести диагностическое исследование 2 испытуемых по патопсихологическим методикам:

- 10 слов

- парные ассоциации

.- конструирование объекта

- рисунок человека и рисунок человека сздади

Слов по А.Р.Лурия

Инструкция: Первая инструкция: Сейчас проверим Вашу память Я буду называть слова, вы их внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. Как только я закончу, назовите все слова, что запомнили, в любом порядке. Все понятно? Слушайте внимательно!

(записать в протокол с номером воспроизводимого слова).

Вторая инструкция. Вы хорошо запомнили слова, но с первого раза никто не запоминает всех слов, поэтому я назову те же слова еще раз и Вы снова назовете все, что запомнили, в любом порядке и те, что уже назвали, и те, что пока пропустили.

Снова все фиксируется в протоколе.

Затем просто – Теперь еще раз послушайте и запомните (и так всего 5 предъявлений).

После окончания всего исследования, но не ранее, чем через 40 минут – спросить снова, что помнит из тех слов, что заучивал в самом начале и внести данные в протокол.

Имя_________пол_____________

возраст__________ дата______________

 

            Отср.
лист            
часы            
кот            
мак            
ключ            
ведро            
мост            
нос            
мина            
пальто            
Количество слов            
Новые слова            

 

Оценка: объем непосредственной слухо-речевой произвольной памяти (1 воспроизведение), кривая заучивания, объем удержанного отсрочено, наличие литеральных или вербальных парафазий, повторов, оценка эффекта края.

2. парные ассоциации

Инструкция: будем запоминать слова парами. ваша задача запомнить какое слово с каким в паре. проверять будем так: я называю первое слово из пары, а вы – второе, какое вместе с ним было.

1. простые пары

1. ЗИМА-ЛЕТО

2. КОШКА-СОБАКА

3. РОМАШКА-ВАСИЛЕК

4. СТОЛ-СУЛ

5. ДЕНЬ-НОЧЬ

6. ЛАМПА-СВЕТ

7. НОС-РОТ

8. РУЧКА-КАРАНДАШ

9. ПОЛ-ПОТОЛОК

10. КЛЮЧ-ЗАМОК

Инструкция та же.

2. Сложные пары:

1. ЦВЕТОК- ВОДА

2. ПАПКА-ПАКЕТ

3. ГОРА-ТРОПА

4. ПИСЬМО-ЧТЕНИЕ

5. БАНКА-КОРОБКА

6. СТЕНА-КАРТА

7. КУСТ-КОРЕНЬ

8. ЗВОНОК-КЛЮЧ

9. ДЕРЕВО-ЛЕС

10. ВЕСНА-РУЧЕЙ

По окончании надо спросить, какой список было легче запомнить 1 или 2 и почему.

 

3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА

Методика модифицирована Т.К.Мелешко, С.М.Алейниковой и В.А.Литвак на основе методики, предложенной В.И.Слободчиковым. Имеет широкий возрастной диапазон применения (от 5-7 лет до пожилого возраста, есть свои нормативные данные на каждый возраст), направлена на исследование мышления, в первую очередь его предметно-содержательного аспекта.

Стимульным материалом служат 7 наборов из 4-х свойств:

 

             
Желтый Пушистый Маленький легкий Длинный Теплый Ароматный гладкий Белый Пушистый Холодный скрипучий Низкий Деревянный Старый сухой Круглый Прозрачный Хрупкий Теплый Острый Твердый Блестящий Тонкий Тяжелый Холодный Гладкий Чертит

 

 

ИНСТРУКЦИЯ: Перед Вами 4 признака какого-то предмета. Ваша задача угадать или придумать, что это за предмет, главное, чтобы все 4 свойства у него были. Слова даны в мужском роде, Ваш объект может быть любого рода. Все понятно? (называете первый набор) Что это или кто это?

Дополнение к инструкции. Если экспериментатору непонятно, почему названный объект обладает каким-либо свойством. НЕОБХОДИМО ЗАДАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС, например: «Почему банан теплый?» и записать ответ в протоколе.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ Сначала дается общая инструкция и затем перед испытуемым выкладываются на карточках последовательно по одному из наборов, можно одновременно назвать свойства вслух или попросить испытуемого прочесть их вслух. Ответы испытуемого записываются в протоколе экспериментатором, если нужна дополнительная инструкция – ответ также фиксировать в протоколе. Если испытуемый спросит, можно ли давать несколько ответов, то следует указать, что возможно несколько вариантов и вообще нет одного–единственного правильного ответа. Если у испытуемого нет ответа, можно после небольшой стимуляции разрешить перейти к следующей карточке, отметив в протоколе отсутствие ответа.

ПАРАМЕТРЫОЦЕНКИ. Выполнение задания анализируется по следующим параметрам:

1. Количество ответов в целом

2. Количество ответов, удовлетворяющих инструкции (по всем 4 признакам) – так называемое целостное конструирование

3. Стандартность ответов (см. приложение) –отношение стандартных ответов к общему числу ответов у данного испытуемого (коэффициент стандарности, в котором в числителе – количество стандартных ответов, данных испытуемых, в знаменателе – общее количество ответов, удовлетворяющих инструкции).

4. Наличие комбинаторного способа выполнения задания (т.е. когда для того, чтобы данное свойство имелось у объекта, необходимо создать дополнительные условия: например, налить в стакан горячий чай, чтобы все в целом стало как в наборе № 5).

4. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА и рисунок человека сзади

Методика восходит к разнообразным вариантам проективных рисунков (см. Маховер, Потемкина, Романова и др.)

ИНСТРУКЦИЯ: пожалуйста, нарисуйте человека

Заетм перевернуть лист и попросить нарисовать человека сзади.

Необходимые уточнения: способ изображения выбирает сам испытуемый, по завершении рисунка (использовать формат А4) просят подписать его и уточнить, в каком виде нарисован человек, т.е.кто это, сколько лет, доволен ли он,.

ОЦЕНКА Возможно проведение оценки по одному из стандартных для психодиагностики варианту, но в любом случае необходимо уточнить:

· пол изображенного человека (совпадает или нет в обеих пробах и с полом испытуемого)

· Тип рисунка (схема, реалистический или пластический)

· Размер и расположение рисунка на листе

· Качество рисунка (соответствие возрастным нормам)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: