Формами прямого волеизъявления граждан муниципального образования являются:
местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими - либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
муниципальные выборы - выборы в органы местного самоуправления и должностных лиц;
общее собрание (сход), конференция граждан. На территории муниципального образования области или части его территории для решения вопросов местного значения могут созываться общие собрания (сходы), конференции граждан. Общие собрания (сходы), конференции граждан могут созываться инициативной группой граждан, проживающих на соответствующей территории, органами местного самоуправления или органами субъектов территориального общественного самоуправления. Компетенция, порядок созыва и проведения общего собрания (схода) или конференции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами области. Общие собрания (сходы) правомочны, если в них принимает участие более половины граждан, проживающих на соответствующей территории, обладающих избирательным правом. Решения, принятые общим собранием (сходом), конференцией граждан всего муниципального образования области, обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами муниципального образования, юридическими и физическими лицами на территории муниципального образования области. Решения общего собрания (схода), конференции граждан могут быть отменены или изменены только общим собранием (сходом), конференцией граждан. В случае противоречия решений общего собрания (схода), конференции граждан действующему законодательству или уставу муниципального образования они могут быть признаны судом недействительными в установленном федеральным законом порядке. Конференция граждан проводится в случаях, когда невозможно провести общее собрание (сход) граждан. Конференция граждан правомочна, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных делегатов;
|
народная правотворческая инициатива. Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по таким вопросам, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей от населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию);
обращения граждан в органы местного самоуправления;
территориальное общественное самоуправление. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и на других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им субъекты территориального общественного самоуправления и их органы, а также для участия в реализации решений представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
|
Глава IV. Основы компетенции органов местного самоуправления. Указанная глава содержит одну статью 20 «Вопросы местного значения» органы местного самоуправления решают следующие вопросы местного значения:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение иных финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования;
5) содействие развитию промышленности, сельского хозяйства на по
дведомственной территории;
6) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
|
8) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
9) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
10) регулирование планировки и застройки территории муниципального образования;
11) использование, владение и распоряжение муниципальными землями, контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация жилищного, коммунального, дорожного, культурно - бытового строительства, строительства объектов просвещения, здравоохранения, торговли;
14) организация и содержание местных сетей энерго -, газо -, тепло - и водоснабжения и канализации, организация снабжения населения, муниципальных учреждений топливом;
15) благоустройство, содержание объектов инженерной инфраструктуры, озеленение;
16) утилизация, переработка и уничтожение бытовых отходов;
17) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
18) организация местного транспорта, пристаней, вокзалов, аэропортов;
19) строительство и содержание местных дорог и путей сообщения;
20) обеспечение населения услугами связи;
21) организация обеспечения населения продовольствием;
22) содействие развитию местной торговли, организация рынков и базаров, контроль за их функционированием;
23) организация бытового обслуживания населения и контроль за качеством услуг;
24) организация дошкольного и внешкольного воспитания;
25) организация учреждений социального обеспечения для престарелых и инвалидов;
26) организация зон массового отдыха населения;
27) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
28) организация и содержание муниципальных архивов;
29) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
30) организация и содержание муниципальной информационной службы;
31) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
32) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
33) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
34) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
35) решение вопросов гражданской обороны и осуществление мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и ликвидации их последствий;
36) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
37) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы;
38) иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения федеральными законами и законами области, а также вопросы, не исключенные из ведения муниципальных образований и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Глава V. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Состоит из 10 статей. К органам местного самоуправления относятся:
представительные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами, законами области и уставами муниципальных образований;
другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления могут иметь названия: дума, совет, собрание. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами области. В исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся:
принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
установление местных налогов и сборов;
установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Депутату представительного органа местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. В Саратовской области действует Закон области «О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Саратовской области», который регламентирует основные права, обязанности и гарантии деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления определяется уставом соответствующего муниципального образования, но не может быть менее двух и более пяти лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий Депутат представительного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Статус депутата представительного органа местного самоуправления и ограничения, связанные с его статусом, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами области. Депутатам представительного органа местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами области.
Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами, законами области и уставом муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседании представительного органа местного самоуправления. Полномочия главы муниципального образования по решению вопросов местного значения определяются уставом муниципального образования. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления. Глава муниципального образования непосредственно или через создаваемые органы местного самоуправления осуществляет все исполнительно - распорядительные функции по решению вопросов местного значения, кроме полномочий, входящих в компетенцию представительного органа в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования. На время болезни или отсутствия по другим причинам главы муниципального образования его функции по организации работы представительного органа местного самоуправления может осуществлять иное лицо в соответствии с уставом муниципального образования. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Решением представительного органа местного самоуправления муниципального образования для передачи дел может устанавливаться порядок и срок их передачи. Вступление в должность вновь избранного главы муниципального образования реализуется в форме присяги, порядок принесения которой определяется в уставе муниципального образования.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, осуществляющие исполнительно - распорядительные функции по вопросам местного самоуправления, составляют администрацию муниципального образования. Администрация муниципального образования формируется главой муниципального образования самостоятельно в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете. Вместе с этим следует отметить, что деятельность муниципальных служащих органов местного самоуправления на территории Саратовской области основывается на Законе области «О муниципальной службе в Саратовской области».