Глава VII. Правовые гарантии местного самоуправления.




Положения указанной главы развивают нормы установленные Конституцией Российской Федерации и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о запрете вмешательства органов государственной власти в осуществление местного самоуправления, в том числе принятия правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения возмещают ущерб, причиненный муниципальному образованию их действием или бездействием в порядке, установленном федеральным законодательством.

Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти области, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Уставами муниципальных образований в соответствии с законом области может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования.

2. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся:

содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;

благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, законодательством закреплено за органами местного самоуправления решение указанных вопросов. Но чтобы данные вопросы были решены в полной мере необходимо не только установление их в соответствующем нормативном правовом акте, но и наличие необходимых материальных ресурсов для их реализации.

В органы местного самоуправления играют главную роль в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения.

Постановлением Правительства Саратовской области от 25 августа 1997 г. N 59-П утверждена Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. В ней определены основные полномочия органов местного самоуправления в указаннойсфере. Органы местного самоуправления непосредственно или через службы заказчика, управляющие компании выступают заказчиками на обслуживание, содержание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, заключая, как правило, на конкурсной основе договоры на указанные виды работ с организациями различных форм собственности, осуществляющими жилищно-коммунальное обслуживание. Основные функции органов местного самоуправления (службы заказчика, управляющей компании) сводятся к следующему:

- заключить на конкурсной основе договоры на жилищно-коммунальное обслуживание с организациями различных форм собственности;

- формировать муниципальный заказ;

- контролировать качество работ и услуг, выполняемых и оказываемых организациями жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с договором;

- предъявлять санкции организациям, осуществляющим жилищно-коммунальное обслуживание, за невыполнение договорных обязательств;

- обеспечивать оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с договорными обязательствами;

- участвовать в отборе объектов жилищно-коммунального хозяйства для капитального ремонта и реконструкции, а также в приемке работ по их завершению;

- рассматривать предложения, заявления и жалобы потребителей по качеству жилищно-коммунального обслуживания и принимать по ним меры в пределах представленных полномочий;

- аккумулировать средства населения, организаций-потребителей в виде оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также ассигнования из местного бюджета в виде дотаций на услуги жилищно-коммунального хозяйства (если не предусмотрены прямые расчеты с организациями, осуществляющими жилищно-коммунальное обслуживание).

В тех случаях, когда служба заказчика или управляющая компания являются юридическим лицом, ей могут быть переданы в хозяйственное ведение или оперативное управление основные фонды объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов.

Органы местного самоуправления передают организациям жилищно-коммунального хозяйства в хозяйственное ведение основные фонды (производственные базы, мастерские, гаражи, склады, транспортные средства, иное оборудование), предназначенные для обслуживания, содержания и ремонта объектов жилищно-коммунального назначения. С учетом экономической целесообразности и местных условий данным организациям могут быть переданы на обслуживание или в хозяйственное ведение и основные фонды объектов жилищно-коммунального назначения.

В целях реализации полномочий в области коммунального обслуживания населения организуются конкурсы на право заключения договоров на обслуживание жилых домов государственного и муниципального жилищных фондов. Для организации и проведения конкурсов органы местного самоуправления устанавливают требования к качеству содержания и ремонта жилых домов на основании минимальных стандартов качества, установленных субъектами Российской Федерации, а также определяют предельную стоимость вышеуказанных работ.Решение о проведении конкурса принимается либо собственником жилищного фонда, либо службой "Заказчика" или управляющей компанией (в дальнейшем - организатор конкурса). Для организации и проведения конкурса организатор конкурса: до объявления о его проведении организует, при необходимости совместно с государственной жилищной инспекцией, обследование и составляет акт технического состояния жилищного фонда, выставляемого на конкурс, с указанием всех имеющихся недостатков и рекомендуемых сроков их устранения; извещает потенциальных участников конкурса через средства массовой информации не менее, чем за 30 дней о дне, часе и месте его проведения; разрабатывает форму заявки на участие в конкурсе и представляет ее потенциальному участнику. Информационное сообщение должно включать в себя следующие сведения:

наименование организатора конкурса;

дату, время и место проведения конкурса;

условия конкурса и критерии выявления победителей;

перечень необходимых документов для участия в конкурсе;

окончательный срок приема заявок на участие в конкурсе;

местонахождение и технико-экономические характеристики жилых домов, по которым проводится конкурс на право заключения договора на обслуживание;

порядок ознакомления с жилыми домами и документацией на них;

срок, на который будет заключаться договор на обслуживание жилых домов;

возможный срок, в пределах которого организатор имеет право отказаться от проведения конкурса.

Организатор конкурса вправе отказаться от его проведения, но не позднее, чем за тридцать дней до его проведения, если иное не оговорено в извещении. В случае, когда организатор конкурса отказался от его проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

В постановлении Губернатора Саратовской области от 19 ноября 1997 г. N 837 "О перечнях социально значимых товаров и услуг предприятий торговли и бытового обслуживания населения Саратовской области"(с изменениями от 10 ноября 1998 г.) Рекомендовано главам муниципальных образований области:

обеспечить продажу и реализацию в районе (городе) социально значимых товаров и бытовых услуг;

определить перечень предприятий торговли и бытового обслуживания населения и предпринимателей, осуществляющих реализацию социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров и бытовых услуг;

предусмотреть наличие в продаже товаров, вырабатываемых местной промышленностью;

установить систематический контроль за наличием социально значимых товаров и выполнением бытовых услуг.

В перечень социально значимых услуг предприятий бытового обслуживания населения входит:

ремонт и обновление швейных изделий, изготовление детской одежды;

ремонт и обновление обуви;

ремонт и обновление изделий из натурального меха, кожи и замши;

ремонт головных уборов;

ремонт и

обновление трикотажных изделий;

ремонт бытовой радио-электронной аппаратуры, в т.ч снятой производства;

ремонт часов;

услуги парикмахерских,

изготовление черно-белых фотоснимков для документов;

услуги прокатных пунктов; |

ритуальные услуги;

прием заказов на социально-значимые виды услуг (ремонтные виды, услуги личного характера, химическая чистка и крашение, ритуальные услуги);

услуги бань и душа.

Специалистами комитета по торговле местных администраций осуществляется проверка соблюдения правил торговли и прочих вопросов деятельности предприятия, применяя к нарушителям установленные законодательством меры ответственности. |

Решениями органов местной администрации устанавливается режим работы государственным (муниципальным) предприятиям торговли. Кроме того, муниципальные унитарные предприятия согласовывают с соответствующими органами местной администрации при регистрации. товарный профиль (тип) предприятия. Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения предоставляются на основании законодательных актов Российской Федерации, а также на основании решений местных органов исполнительной власти.

На уровне города Саратова приняты нормативные правовые акты, регулирующие полномочия органов местного самоуправления в области торговли, бытового обслуживания населения:

Постановление мэра города Саратова от 8 апреля 2002 г. N 311 "Об упорядочении работы временных торговых точек и летних кафе в весенне-летний период 2002 года на территории города"

Постановление администрации г. Саратова от 14 марта 1994 г. N 141 "Об упорядочении работы юридических и физических лиц, торгующих в ночное время"

Распоряжение Администрации города Саратова от 10 августа 1998 г. N 618-р "Об организации торговли бахчевыми культурами в городе"

Решение Саратовской городской Думы от 28 декабря 1999 г. N 40-392 "О прейскуранте цен для населения на услуги муниципальных бань".

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что существует множество проблем в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения. Во многом эти проблемы порождены теми процессами, которые протекают в нашем обществе, и имеют разные основу – экономическую, политическую, функциональную. Для решения этих проблем необходима четкая общегосударственная политика в области развития местного самоуправления в России с наличием ориентиров и критериев развития местного самоуправления. Государство должно определить каким оно видит местное самоуправление и какая роль ему отводится в рамках общегосударственного управления. Для этого необходимо:

кодифицировать, разработать новые и совершенствовать уже принятые законодательные акты в области местного самоуправления, регулирующие их деятельность;

четко разграничить полномочия. Каждый уровень власти должен знать, за что он отвечает и на что он может и должен тратить средства. Именно в этом направлении необходима серьезная работа для создания отлаженного механизма обеспечения органов местного самоуправления соответствующими финансовыми ресурсами. В рамках реализации такого подхода необходимо определить данные полномочия, механизм и порядок их передачи на уровень местного самоуправления, закрепить необходимые источники финансирования.

Государство должно не только гарантировать права на бумаге и определять обязанности муниципалитетов на практике, но и само четко выполнять взятые на себя обязательства в данной сфере, а также контролировать их выполнение элементами государственного аппарата.

В рамках развития местного самоуправления необходимо на региональном уровне проведение политики повышения уровня профессионализма кадров муниципалитетов через обучающие программы и привлечение к работе в органах местного самоуправления выпускников Вузов по профильным специализациям.

Сегодня муниципалитетам перераспределяют средства через федеральный и региональные бюджеты. Необходимо же, чтобы средства эти закладывались в местные бюджеты на стадии их формирования.

На местном уровне сами руководители муниципалитетов должны как составлять текущие социально-экономические прогнозы с определением точек роста на базе существующих налогоплательщиков, так и разрабатывать программу перспективного развития территории муниципального образования. Такие программы позволят повысить инвестиционную привлекательность конкретной территории, а также проводить эффективную политику развития социально-экономического потенциала муниципального образования, регулируя налоговое бремя для местных производителей. Кроме этого местным органам власти необходимо самостоятельно развивать экономический потенциал территории, создавая прибыльные муниципальные предприятия, а для реализации крупных проектов объединять свои усилия с соседними муниципалитетами.

Таким образом, решать проблемы становления и активного развития местного самоуправления в Российской Федерации необходимо на разных уровнях и в разных направлениях. Но есть одно требования для успешного развития местного самоуправления - это комплексное решения стоящих проблем. Несмотря на то, что все эти проблемы взаимосвязаны, решая только одну проблему невозможно будет решить все остальные. Это должны понимать все стороны как представители государственных органов, так и муниципальных в особенности.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М., 1997.

2.Федеральный закон «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» от 11 апреля. 1998 г. //СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года (ред. от 4 августа 2000 года). СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506. Последняя редакция в Правовой базе Кодекс: Право. Законодательство Российской Федерации.

4. Закон Саратовской области от 28 апреля 1995 года «О местном самоуправлении в Саратовской области» (в редакции Закона от 25 сентября 1996, с изменениями на 28 июля 2000 года, от 9 июля 2002 года). Газета Саратов от 19 мая 1995 года

5. Постановление Губернатора Саратовской области от 19 ноября 1997 г. N 837 "О перечнях социально значимых товаров и услуг предприятий торговли и бытового обслуживания населения Саратовской области"(с изменениями от 10 ноября 1998 г.)

6. Постановление Правительства Саратовской области от 25 августа 1997 г. N 59-П «Об утверждении Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области»

7. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления //Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М. 1994

8. Тихомиров Ю.А., Комментарий к ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” М. 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: