Введение
денежный учет кассовый расчетный
Цель практики по профилю специальности - овладение навыками работы в сфере бухгалтерской деятельности.
Основными задачами практики являются:
1 обеспечение готовности к выполнению профессиональных основных функций в соответствии с квалификационными требованиями;
2 расширении круга формируемых умений и навыков;
3 обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения;
4 развитие профессионального мышления;
5 приобретение умений и навыков по составлению и обработке бухгалтерской документации по кассовым операциям и операциям на расчетном счете;
6 обработка умений работы с нормативно-инструктивной базой ведения бухгалтерского учета и обработки учетных данных на персональных компьютерах;
7 проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности в должности бухгалтера;
8 сбор материала для подготовки к итоговой государственной аттестации.
Основные задачи стажировки:
профессиональная подготовка к самостоятельной трудовой деятельности будущего специалиста бухгалтерии;
привитие навыков самостоятельной работы по разрешению конкретных экономических ситуаций, которые возникают в хозяйственной деятельностипредприятий;
- привитие навыков по оформлению первичных бухгалтерских документов, отражение этих документов в бухгалтерских регистрах.
В результате практики и стажировки студент должен овладеть следующим навыками:
- работа с нормативными документами по финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации и другими информационными источниками:
- в соответствие с законодательством учитывать кассовые и расчетные операции;
|
- уметь реализовывать права, обязанности и ответственность бухгалтера в конкретных условиях профессиональной деятельности;
использовать компьютерную технику в рабочем режиме пользователя.
1. Организационный план
Организационно-экономическая характеристика предприятия
ТОО FARAOIL GROUP является товариществом с ограниченной ответственность. Полное фирменное название общества: Товарищество с ограниченной ответственностью FARAOIL GROUP Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке: TОО FARAOIL GROUP Место нахождения предприятия: Казахстан город Алматы улица Кожамкулова дом 269/154 квартира 137
Фирма была зарегистрирована 3 ноября 2012 года.
Предприятие было создано с целью обеспечения граждан автомобильными заапасными частями. В данный момент основным занятием предприятия является реализация и продажа запасных частей с целью получения прибыли. На предприятии действует общая система налогообложения.
Организация бухгалтерского учета предприятия
Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
Структура бухгалтерской службы и численность работников бухгалтерии определяется штатным расписанием, внутренними правилами и должностными инструкциями предприятия.
Ответственными лицами за организацию и ведение бухгалтерского учета являются:
генеральный директор предприятия;
главный бухгалтер предприятия.
Бухгалтерский учет ведется на основе плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, утвержденных Приказом МФ РК от 31.10.2000 №94н, и разработанного на основе него рабочего плана счетов предприятия, утвержденного в установленном порядке.
|
Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров, предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в тенге. Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах тенге.
Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, оформляются оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Документирование имущества, обязательств и иных факторов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений являются обязательными для всех работников предприятия.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся:
в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;
в ведомственных и отраслевых инструктивных нормативных документах - при отсутствии унифицированной формы.
|
Первичные учетные документы должны быть подписаны директором предприятия или лицами, которым предоставлено право подписи отдельных документов согласно приказу, утвержденному директором по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются директором и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными ими на то лицами.
Не принимаются к исполнению денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица.
Содержание хозяйственной операции, указанной в первичном документе, должно соответствовать ее наименованию в расчетных документах. Обращается особое внимание на правильное наименование как оказываемых, так и приобретаемых услуг, работ и товаров. При оплате услуг, работ и товаров, в стоимость которых включен налог на добавленную стоимость, в расчетных документах обязательно указывать сумму налога в абсолютном выражении.
Исправления в первичные документы могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускаются.
Контроль за правильным оформлением первичных документов, соблюдением правил документооборота и технологии обработки учетной информации организуется бухгалтерией предприятия.
Хозяйственные сделки, заключаемые с другими контрагентами, оформляются договорами в письменном виде или другими заменяющими их документами, предусмотренными ГК РК и законом «О бухгалтерском учете».
Договоры, связанные с осуществлением платежей и движением товарно-материальных ценностей, оформленные в надлежащем порядке, передаются в бухгалтерию до момента осуществления операции.
Факт оказания услуг или выполнения работ должен быть подтвержден соответствующими первичными документами.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии и бухгалтерские справки.
Ответственность за правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета несут лица, ответственные за ведение регистров в соответствии с распоряжением главного бухгалтера предприятия.
Регистры бухгалтерского учета составляются ежемесячно, изготавливаются на бумажных носителях информации.
Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета должно быть обосновано, и подтверждаться подписями лиц, внесших исправления, с указанием даты исправления.
Инвентаризация имущества и обязательств осуществляется в соответствии с законом «О бухгалтерском учете». Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждается директором.
Дополнительно к инвентаризации, производимой по графику, инвентаризация имущества и обязательств предприятия производится в следующих случаях:
при пересдаче имущества в аренду, при его выкупе и продаже;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации предприятия.
Результаты инвентаризации оформляются с использованием форм, утвержденных постановлением Госкомстата РК от 18.08.1998 №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета на основании письменного распоряжения директора в следующем порядке:
излишек имущества приходуется по рыночной стоимости и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты предприятия;
недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения, сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты предприятия.
Списание просроченной дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется в соответствии с действующим законодательством и на основании проведенной инвентаризации и письменных распоряжений директора о списании задолженности с последующим составлением акта на ее списание.
Изменение учетной политики предприятия проводится в случаях:
изменения законодательства РК или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета;
существенного изменения условий деятельности.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предприятия.
Учет основных средств ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденным Приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 03.03.2001 г. №26н (ПБУ 6/01), с последующими изменениями и дополнениями.
Сроки полезного использования объектов основных средств определяются на дату ввода в эксплуатацию, исходя из ожидаемого срока использования объекта основных средств. В том случае, если предмет невозможно отнести ни к одной из амортизационных групп, организация вправе самостоятельно определить срок его полезного использования
Учет денежных средств
Учет кассовых операций
Для приема, хранения и расходования наличных денег FARAOIL GROUP имеет кассу.
Размер сумм наличных денег в кассе организации ограничен лимитом, ежегодно устанавливаемым организацией самостоятельно согласно Положению НБ РК от 12.10.11 №373-П). Лимит определяется по формуле:
Л=О6Р*Пс;
Л - это лимит остатка наличных;
О - объем выручки за расчетный период,
Р - расчетный период,
Пс - количество рабочих дней между днями сдачи наличности в банк. У FARAOIL GROUP 13 июня был пик поступлений от выручки за год и дневная выручка составила 5000000 тенге. Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в кредитном учреждении.
За несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также накопление в кассах наличных денег сверх установленного лимита вводится штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. На руководителя организации, допустившей указанные нарушения, налагается административный штраф в размере 50-кратного установленного законодательством размера месячного рассчетного показателя Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций.
Касса принимает наличные деньги по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или уполномоченными на это лицами. При этом выдается квитанция, подписанная главным бухгалтером и кассиром, например получение наличных денежных средств из Банка на выплату заработной платы за апрель 2013 года (Приложение №2). Документальное оформление получения денежной наличности на выплату заработной платы представлено расходным кассовым ордером по унифицированной форме №КО-2, утвержденным постановлением Госкомстата РК от 18.08.98 №88. (Приложение №3). Выдача заработной платы осуществляется на основании платежной ведомости (Приложение №4).
Отметим также, что при получении денег по чеку с расчетного счета выписывается приходный кассовый ордер, который регистрируется в журнале регистрации и на оборотной стороне корешка чека записываются номер и дата чека. Чек действителен в течение 10 дней с момента его выписки.
Наличные деньги выдаются по расходным кассовым ордерамили другим надлежаще оформленным документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.), на которые ставится специальный штамп, заменяющий реквизиты расходного кассового ордера.
Документы на выдачу денег подписывают руководитель и главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные. Если на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах имеется разрешающая подпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна. Выписываются приходные и расходные кассовые ордера бухгалтером общего или финансового отдела или главным бухгалтером.
Деньги по кассовым ордерам принимаются и выдаются только в день составления этих документов. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы не выдаются на руки лицам, вносящим или получающим деньги. Они передаются в кассу лицом, выписавшим документ. При выдаче денежных средств по доверенности она прилагается к расходному кассовому ордеру или ведомости на выдачу средств.
При завершении операции кассир обязан подписать расходный или приходный кассовые ордера вместе с приложенными к ним документами, погасить их штампом или надписью; приходные документы - «получено», расходные - «оплачено», с указанием числа, месяца, года. Все приходные и расходные кассовые ордера, а также заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных - кассовых ордеров и документу присваивается порядковый номер.
Журнал регистрациипостроен таким образом, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств организацией, присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота произведенных кассиром операций.
Кассовая книгаведется кассиром. (Приложение №5). Каждая организация может иметь только одну кассовую книгу. Листы в книге нумеруются, прошнуровываются и опечатываются сургучной (обычно круглой) печатью организации. На последней странице книги делается надпись: «В настоящей книге всего пронумеровано… страниц» и проставляются подписи руководителя и главного бухгалтера организации.
Для учета наличия и движения денежных средств организации используется активный счет 1010 «Касса». Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег организации на начало месяца; оборот по дебету - поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными. Кассовые операции, записанные по кредиту счета 1010, отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1.
К счету 1010 открывают следующие субсчета:
/1 - касса организации
/2 - операционная касса
/3 - денежные документы