Направления повышения эффективности и конкурентоспособности различных видов транспорта




КУРСОВАЯ РАБОТА

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

Руководитель курсовой работы: ________________ / _________________________

(подпись) (ФИО)

 

Студент группы № 07/11-20 _________________ / Цуканова Е.А.

заочной формы обучения (подпись) (ФИО)

СОГЛАСОВАНО

Специалист по УМР _________________ / ________________________

(подпись) (ФИО)

 

 

Томск 2020

 

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1 Теоретические основы повышения эффективности деятельности транспортно- логистических организаций

1.1 Понятие и сущность транспортно-логистических систем.......................... 5

1.2 Особенности функционирования транспортно-логистических организаций

..................................................................................................................................... 13

2 Эффективность использования различных видов транспорта в организации ООО «Экспедиция-Т»

2.1 Направления использования различных видов транспорта в ООО «Экспедиция-Т» 23

2.2 Повышение эффективности и конкурентоспособности транспорта в организации 26

Заключение........................................................................................................ 28

Библиографический список.............................................................................. 30

Приложения....................................................................................................... 31


Введение

 

 

Актуальность. Одним из основных факторов успешного функционирования промышленных предприятий, организаций торговли и сферы услуг в современной экономике является сокращение издержек, связанных с доставкой грузов. Данное обстоятельство определило необходимость выделения деятельности транспортно-логистических организаций как неотъемлемой части транспортно-логистической системы. В качестве основной задачи функционирования транспортно-логистических организаций выступает поиск наиболее оптимального для потенциального заказчика варианта доставки груза на одном или более видах транспорта на основе договора транспортной логистики, обеспечение сохранности груза, а также предоставление комплекса дополнительных транспортно-логистических услуг.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена потребностью повышения эффективности деятельности транспортно- логистических организаций в современных экономических условиях. Все вышесказанное определило выбор темы настоящего исследования, а также его цели и задачи.

Целью работы является разработка мероприятий по повышению эффективности и конкурентоспособности различного вида транспорта.

В соответствии с указанной целью выделены следующие задачи исследования:

- рассмотреть теоретические основы повышения эффективности деятельности транспортно-логистических организаций;

- проанализировать направления использования транспорта в организации ООО «Экспедиция-Т»;

- определить пути повышения эффективности конкурентоспособности различных видов транспорта в организации ООО «Экспедиция-Т»;


Объект исследования – различные виды транспорта.

Предмет исследования – использование различных видов транспорта.

В процессе написания была использована следующая информационная база исследования: учебные пособия, посвященные теоретическим аспектам логистики, таких авторов, как Б.А. Аникин, А.М. Гаджинский, Н.Г. Каменев, В.Д. Секерин, А.А. Яшин и т.д., труды ученых, занимающихся вопросами оптимизации деятельности транспортных и транспортно-экспедиционных организаций, в частности, таких авторов, как А.С. Балалаев, А.М. Голубчик, В.И. Моргунов, Н.В. Пеньшин, К.И. Плужников, С.Э. Сханова, А.С. Элларян и др. Также были использованы учебно-практические пособия, финансовая документация организации ООО «Экспедиция-Т», статьи из журналов, сведения на сайтах в Интернете. Изучена законодательная и нормативная база, которая относится к деятельности транспортно-экспедиционных организаций.

Практическая значимость работы заключается в возможности практического использования полученных результатов в деятельности транспортно-логистических организаций, что позволит подобным организациям более эффективно функционировать в современной экономике. Данная работа может представлять интерес для руководителей организаций, деятельность которых связана с логистикой.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


1 Теоретические основы повышения эффективности деятельности транспортно- экспедиционных организаций

1.1 Понятие и сущность транспортно-логистических систем Современная экономика обуславливает необходимость формирования и

использования наиболее целесообразных и продуктивных подходов к управлению субъектом хозяйствования (организацией), позволяющих обеспечить его конкурентоспособность и финансовую устойчивость в рыночных условиях. Наиболее эффективным подходом к управлению организацией, деятельность которой основывается на совокупности материальных, информационных, финансовых и других потоковых процессах, является логистический подход.

Сущность логистического подхода к управлению заключается в необходимости формирования системы совместного скоординированного регулирования совокупности процессов движения и применения разнообразных ресурсов, которые поступают в сферу производства, а также товаров (услуг), которые доставляются (предоставляются) конечным потребителям. Понятие и сущность логистической системы основывается на общих свойствах, которые характерны для систем. Среди основных свойств, которые можно отнести к логистическим системам, выделяются следующие: целостность и членимость (эмерджентность), связи, организация, интегративные качества. Следовательно, под логистической системой в общем виде следует понимать единый комплекс разнообразных элементов, взаимодействующих между собой и объединенных в подсистемы и субподситемы [6, 11, 18, 29, 61].

В целом логистические системы подразделяются на макрологистические, мезологистические и микрологистические [7, 11, 18, 26, 31, 51] (рисунок 1.1).


интегрированные системы
объекто- функциональные свойства
внешние системы
внутренние системы
административно- территориальное деление государства

 

 
 

 

 

степень глобализации
Рисунок 1.1 – Классификация логистических систем

 

 

Под макрологистической системой понимается крупная экономическая система, которая включает в свой состав промышленные предприятия, снабженческо-сбытовые, транспортные и посреднические организации разнообразной ведомственной принадлежности и форм собственности, не ограниченные территориально своим расположением [11, 46]. В соответствии с классификационным признаком административно-территориальное деление государства выделяются районные, городские, областные, межобластные, региональные, межрегиональные, федеральные и так другие макрологистические системы. По объектно-функциональному признаку могут быть выделены макрологистические системы, которые объединяют группу организаций одной отрасли или нескольких отраслей, ведомственные, межведомственные (межотраслевые), институциональные и так далее [7, 26]. По степени глобализации систем различают государственные, межгосударственные и трансконтинентальные макрологистические системы.


В зависимости от вида логистических цепей могут быть выделены макрологистические системы с прямыми связями; системы эшелонирования или многоуровневые системы, гибкие системы. Основным отличием макрологистических систем с прямыми связями является отсутствие посредников при перемещении материального потока от производителя к потребителю. Системы эшелонирования или многоуровневые системы характеризуются наличием посредников при перемещении материального потока от производителя к потребителю. Гибкие системы могут реализовать доведение материального потока от производителя к потребителю как с участием посредников, так и без их участия.

Следующим видом логистических систем являются мезологистические. К данному виду относятся логистические системы крупных организаций бизнеса, которые имеют сложную, географически распределенную структуру производственных и логистических мощностей. В создании и функционировании организаций подобного типа особое значение имеет единое информационное обеспечение процессов движения материальных и финансовых потоков между организациями в транснациональных корпорациях, финансово-промышленных группах, крупных холдингах [18].

Микрологистические системы – это подсистемы или структурные составляющие макрологистических систем. К логистическим системам подобного типа могут быть отнесены производственные, торговые предприятия, территориально-логистические комплексы, то есть технологически связанные производства, которые объединены единой инфраструктурой. Микро логистические системы могут быть разделены на следующие виды: внутренние системы, внешние системы и интегрированные системы [46, 51]. Внутренние системы позволяют оптимизировать управление материальными потоками в рамках организации. Внешние системы позволяют решить задачи, которые связаны с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от конкретной организации к определенным пунктам назначения. Интегрированные системы включают в свой состав цикл


управления от поставщиков сырья до производственного предприятия, материальные потоки внутри предприятия, а также от организации до пунктов назначения.

Приведенная классификация логистических систем позволяет определить особенности формирования и управления транспортно-логистической системой. Под транспортно-логистической системой понимается совокупность субъектов и объектов управления, транспортной и логистической инфраструктуры, включая систему управления, ориентированная на эффективное перемещение грузов и пассажиров на основе формирования результативного взаимодействия между основными элементами системы. В качестве субъектов управления транспортно-логистической системы выступают грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик. Объектом управления транспортно-логистической системы может выступать груз (товар, продукция), транспорт. Инфраструктуру транспортно-логистической системы образуют физические элементы транспортной системы, которые зафиксированы в пространстве и образуют транспортную сеть, которая включает в себя связи (сегменты автомобильных и железных дорог, трубопроводов и т.д.) и узлы (пересечения сегментов дорог, терминалы различного назначения и т.д.).

Основные цели, задачи и функции транспортно-логистической системы представлены на рисунке 1.2.

Транспортно-логистическая система призвана упорядочить материальные, финансовые, информационные и сервисные потоки. Материальный поток является основополагающим в транспортно- логистической системе. Данный поток является итогом реализации перевозки, хранения, комплектации и выполнения иных логистических операций на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя, что включает в себя обратные и возвратные потоки [8, 36, 64]. По отношению к транспортно- логистической системе различают внутренние, внешние, входящие и выходящие материальные потоки.


 

Рисунок 1.2 – Цели, задачи и функции транспортно-логистической системы

 

 

По ассортименту материальные потоки могут быть подразделены на одновидовые и многовидовые. В зависимости от разновидности транспорта различают материальные потоки на железнодорожном, автомобильном, водном, воздушном и другом виде транспорта. По габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам грузов, которые составляют поток, могут быть выделены следующие [6, 50, 58, 74]: тяжеловесные грузы (масса одного грузового места более 500 кг); грузы большой массы (масса одного грузового места от 100 до 500 кг); легковесные грузы (масса одного грузового места менее 100 кг); негабаритные грузы (высота одного грузового места более 3,8 м, ширина – более 2,5 м, длина – больше длины грузовой площадки); сыпучие грузы; наливные грузы; штучные грузы; тарно-штучные грузы.


По способу затаривания при транспортировке различают материальные потоки в контейнерах, в цистернах, на поддонах (паллетах). По характеру движения грузов в пространстве и времени могут быть выделены непрерывные материальные потоки, которые образуются при перемещении грузов с помощью трубопроводного транспорта, и дискретные материальные потоки, которые являются преобладающими в сферах производства и товарного обращения. По степени детерминированности параметров потока различают потоки детерминированные, то есть материальные потоки имеют полностью известные параметры, и стохастические материальные потоки, которые предполагают, что один из параметров потока неизвестен или является случайной величиной. По количественному признаку материальные потоки могут быть массовыми, крупными, средними и мелкими. Массовые материальные потоки образуются в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств, например железнодорожным составом. Крупные потоки создают несколько автомашин, например, автоколонна [34, 48, 67]. Средние материальные потоки могут быть образованы грузами, которые поступают одиночными полностью загруженными транспортными средствами. Мелкие потоки формируются количеством грузов, которые не позволяют полностью применить грузоподъемность или грузовместимость транспортного средства. По отношению к функциональной области логистики различаются материальные потоки в сфере снабжения, производства товаров, и так далее.

Движение материального потока основывается на финансовых потоках. Под финансовыми потоками понимается направленное движение финансовых ресурсов, которые имеет непосредственную связь с материальными и информационными потоками в рамках транспортно-логистической системы. Среди основных характеристик финансового потока можно выделить объем, стоимость и направление. Объем потока выражается в денежных единицах за единицу времени. Стоимость потока – это затраты на организацию потока. Направление финансового потока определяется по отношению к организующему его предприятию [32].


Управление материальным потоком в транспортно-логистической системе основывается на сборе, обработке и передачи информации, которая соответствует данному потоку. Информационные потоки в сферах производства и товарного обращения являются сопутствующими по отношению к материальному потоку и содержат информацию, которая является необходимой для управления его движением. По отношению к организации информационные потоки разделяются на внутренние и внешние, входящие и выходящие. По типу носителей информации потоки могут быть как на бумажных, так и на магнитных носителях. По времени возникновения и периодичности использования различают регулярные; периодичные; on-line и off-line информационные потоки [30, 64]. По отношению к материальному потоку информационные потоки могут быть опережающими; синхронными; отстающими; совпадающими по направлению; отличающимися по направлению [64]. Информационное обеспечение в транспортно-логистических системах предполагает своевременное и точное обеспечение информацией лиц, которые принимают управленческие решения.

В рамках транспортно-логистической системы материальные потоки неразрывно связаны с сервисными потоками. Под сервисными потоками понимаются потоки услуг, которые генерируются транспортно-логистической системой в целом или ее подсистемами с целью удовлетворения потребностей внешних или внутренних потребителей предприятия. Услуги могут быть оказаны посредниками в процессе продвижения материальных потоков от производителя к потребителю [16]. Логистические посредники разделяются на основных и вспомогательных. К основным посредникам относятся перевозчики, экспедиторы, склады ответственного хранения. К вспомогательным логистическим посредникам относятся страховщики, охранные предприятия, таможенные брокеры, банки.

В рамках транспортно-логистической системы материальные, финансовые, информационные и сервисные потоки рассматриваются во взаимной связи и взаимном влиянии. Управление материальными потоками


направлено на поиск и устранение «узких мест» в месте пересечения потоков разных уровней, а также при передаче материальных ценностей между функциональными сферами организации.

Таким образом, транспортно-логистическая система позволяет реализовать логистическую функцию транспортировки товаров, что включает в себя [50, 58, 77]:

- оптимизацию перевозочного процесса (выбор способа перевозки: унимодальная, мульти- или интермодальная; выбор вида транспорта или их сочетаний; выбор подвижных транспортных средств; оптимизация маршрута следования грузов);

- выбор модели транспортировки: инсорсинг или аутсорсинг;

- содействие развитию института логистических посредников от узкофункциональных (перевозчики, экспедиторы, складские и таможенные брокеры) до логистических провайдеров;

- управление развитием транспортно-логистической инфраструктуры (развитие сети путей сообщения, терминальных комплексов и логистических центров, информационно-телекоммуникационных сетей);

- оптимизация транспортно-экономических связей на внутрирегиональном, межрегиональном, национальном и глобальном международном уровне;

- внедрение современных сквозных логистических технологий организации перевозочного процесса (доставки грузов);

- развитие системы национальных и международных транспортных коридоров, развитие экспорта транспортных услуг и реализация внешнеторгового и транзитного потенциала страны.

Особое место в развитии транспортно-логистической системы занимают транспортно-экспедиционные организации. В наиболее общем виде под экспедиционной деятельностью следует понимать услуги, связанные с сопровождением грузоперевозок любыми видами и типами транспорта с оформлением всей необходимой перевозочной документации.


1.2 Особенности функционирования транспортно-экспедиционных организаций

 

 

Одной из важнейших логистических функций, которая связана с перемещением разнообразной продукции транспортными средствами по определенным технологическим схемам в цепи поставок, является транспортное обеспечение бизнеса. Данная логистическая функция включает в себя экспедирование, накопление или переработку грузов, упаковку, делегирование прав собственности на грузы, страхование риска, информационное сопровождение продвижения товарных потоков, сервисное обслуживание грузовладельцев и другие процедуры. Основную долю на рынке логистических услуг Российской Федерации составляют перевозки и экспедирование грузов разнообразными видами транспорта [15, 20, 57]. На основе транспортного обеспечения процесс товародвижения, который берет свое начало от зоны поставщиков сырья, включая различных посредников, и заканчивается зоной потребителей готовой продукции, образует целостную технологическую сеть.

В качестве ключевого принципа транспортной логистики выступает оптимизация сроков, а также затрат материальных и финансовых ресурсов посредством рационального построения маршрутов транспортировки, выбора оптимального вида транспортных средств и определения объемов грузоперевозок. Логистизация транспортных услуг предполагает перемещение необходимого количества грузов в нужное место оптимальным маршрутом за минимальные сроки с наименьшими затратами.

Субъекты рынка транспортных услуг не участвуют в производстве продукции, а лишь перемещают товары, произведенные в других секторах экономики, увеличивая их стоимость на величину транспортных издержек. Управление транспортными процессами на принципах логистики охватывает такие сферы как: планирование грузоперевозок; организация рациональных процессов доставки товаров до получателя; мониторинг и регулирование всех


бизнес-процессов на пути следования груза; предоставление необходимой информации грузовладельцам [17, 28, 56].

Помимо решения задач транспортировки и хранения грузов необходимо организовать выполнение услуг в области экспедирования. Под транспортно- экспедиционной услугой понимается деятельность экспедитора по организации доставки груза от производителя продукции к потребителю. В качестве экспедитора выступает одна из сторон по договору (юридическое или физическое лицо) транспортной экспедиции, которая является организатором и оказывает непосредственно транспортно-экспедиционные услуги. Потребители транспортно-экспедиционных услуг – это физические или юридические лица, для которых, на основании договора транспортной экспедиции, экспедитор оказывает транспортно-экспедиционные услуги. К потребителям транспортно- экспедиционных услуг относятся грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик [9, 14, 17, 44, 62]. Доставка груза представляет собой перемещение груза от грузоотправителя до грузополучателя, что предполагает соблюдение определенных условий, которые связаны со сроком доставки груза, его сохранностью и иными условиями. При этом процесс доставки заключается не только в перевозке груза посредством определенного типа транспортного средства, но и включает приемку, документальное оформление груза, перевалку груза на терминалах, хранение на складах, а также другие операции.

Следовательно, под транспортно-экспедиционным обслуживанием следует понимать непосредственный процесс предоставления услуг данного вида грузоотправителям и грузополучателям на основании договорных обязательств сторон и установленных норм и требований. Транспортно- экспедиционное обслуживание предполагает реализацию транспортно- экспедиционных операций и услуг. Транспортно-экспедиционная операция – завершенное, периодически повторяющееся действие, которое позволяет обеспечить транспортно-экспедиционное обслуживание. Транспортно- экспедиционная услуга – это операция или совокупность операций, которая ориентирована на удовлетворение потребности клиента в транспортной


экспедиции и характеризуется наличием необходимого технологического, экономического, информационного и правового обеспечения [44].

Обобщенная классификация транспортно-экспедиционных организаций [9, 50, 66, 71] в соответствии с территориальным ограничением, сопряженностью с определенным видом транспорта, ассортиментом услуг, масштабами организации, степенью логистического сервиса, наличием собственного транспорта, наличием собственных складов и терминалов, государственной принадлежностью представлена в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Обобщенная классификация транспортно-экспедиционных организаций

№ п/п Признак классификации Вид транспортно-экспедиционных организаций (ТЭО)
  Территориальное ограничение 1.1. ТЭО, которые осуществляют внутригосударственные перевозки 1.2. ТЭО, которые осуществляют международные грузоперевозки
  Сопряженность с определенным видом транспорта 2.1 ТЭО, которые взаимодействуют только с одним видом транспорта 2.2. ТЭО, которые сопровождают смешанные грузоперевозки
  Ассортимент услуг 3.1. ТЭО, которые специализируются на определенном виде обслуживания 3.2. ТЭО, которые оказывают весь перечень экспедиционных услуг
  Масштабы организации 4.1. ТЭО – организация малого бизнеса 4.2. ТЭО – организация среднего бизнеса 4.3 ТЭО – организация крупного бизнеса 4.4. ТЭО – организации кластерного типа
  Степень логистического сервиса 5.1. ТЭО категории узкофункциональные провайдеры логистических услуг 5.2. ТЭО категории 3 PL 5.3. ТЭО категории 4 PL
  Наличие собственного транспорта 6.1 ТЭО, которые имеют в наличии собственный транспорт 6.2 ТЭО, которые не имеют собственной транспортной базы
  Наличие собственных складов и терминалов 7.1. ТЭО, которые имеют собственные склады и терминалы 7.2. ТЭО, которые не имеют собственные склады и терминалы
  Государственная принадлежность 8.1 Национальные ТЭО 8.2. Транснациональные ТЭО

Транспортно-экспедиционные организации могут осуществлять свою деятельность по перевозке грузов как внутри государства, то есть их деятельность не выходит за пределы государственной границы страны, так и осуществлять международные перевозки и принимать на себя соответствующие обязательства по доставке груза или его экспорту, импорту.

Транспортно-экспедиционные организации также подразделяются на организации, которые взаимодействуют только с одним видом транспорта и организации, которые сопровождают смешанные грузоперевозки. Транспорт может быть рассмотрен как система, которая состоит из двух подсистем, а именно: транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население, и к нему относятся следующие виды транспорта [15, 20, 31]: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный и трубопроводный (рисунок 1.3).

 

Рисунок 1.3 – Виды транспорта общего пользования Автомобильный транспорт, как правило, используется для перевозки

груза на короткие расстояния. Основным преимуществом данного вида транспорта является высокая маневренность. Автомобильный транспорт позволяет обеспечить необходимую степень срочности доставки груза, регулярность поставки, возможность поставки небольшими партиями товара. Однако автомобильный транспорт обладает перечнем недостатков, к числу


которых можно отнести следующие: высокая себестоимость перевозок; срочность разгрузки; возможность повышенного риска, связанного с хищением груза и угоном автотранспортного средства; относительно малая производительность; оказывает негативное влияние на экологию [18].

Железнодорожный транспорт наиболее оптимален для осуществления перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Данный вид транспорта позволяет доставлять груз регулярно на большие расстояния за относительно короткий период времени с возможностью эффективной организации выполнения погрузочно-разгрузочных работ. К преимуществам железнодорожного транспорта можно отнести сравнительно невысокую себестоимость перевозки груза, а также наличие скидок. Среди недостатков железнодорожного транспорта выделяются ограниченное количество перевозчиков, низкая возможность доставки груза к пунктам потребления, то есть при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен быть дополнен автомобильным.

Самым крупным перевозчиком в международных перевозках является морской транспорт, основными преимуществами которого являются низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность. Недостатки морского транспорта заключаются в низкой скорости, жесткими требованиями к упаковке груза и его креплением, малой частоте отправок груза. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры. Внутренний водный транспорт отличается низкими грузовыми тарифами при учете перевозки грузов повышенной массы на длительные расстояния. Ограничения, которые вызваны конфигурацией водных путей, неравномерностью глубин и меняющимися навигационными условиями, обуславливают имеющиеся недостатки внутреннего водного транспорта, а именно: невысокая скорость доставки, низкая доступность в географическом плане [31].

Воздушный транспорт по сравнению с другими видами транспорта обладает следующими преимуществами: максимальная скорость доставки,


возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов. Среди недостатков воздушного транспорта можно выделить высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, что непосредственно влияет на надежность соблюдения графика поставки груза. Трубопроводный транспорт обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности и высокой степенью сохранности грузов. В качестве недостатка трубопроводного транспорта можно выделить узкую номенклатуру подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии) [22].

Под транспортом необщего пользования понимается внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, которые принадлежат нетранспортным предприятиям и являются частью каких-либо производственных систем.

Транспортно-экспедиционные организации могут оказывать следующий перечень услуг [15, 50]: организация и оформление процесса перевозки груза, складские услуги, таможенные услуги, информационно-справочные услуги, коммерческие услуги. Организация и оформление процесса перевозки груза как услуга транспортно-экспедиционной организации состоит в выборе маршрута, выборе определенного вида транспорта, выборе маршрута перевозки груза несколькими видами транспорта при смешенной перевозке, выборе тары и упаковки, заключении договоров с субъектами процесса перевозки, подготовке транспортных, товаросопроводительных и иных необходимых документов для осуществления процесса перевозки, подаче подвижного состава под погрузку, подготовке груза к перевозке (проверка качества, количества груза), погрузке груза, а также организации сопровождения груза.

Предоставление складских услуг предполагает погрузку-разгрузку груза, кратковременное и продолжительное хранение, комплекцию (сортировку) грузов, формирование паллет, инвентаризацию, маркировку товаров, пломбирование грузов, пакетирование грузов, взвешивание груза [18, 31].

Таможенные услуги заключаются в расчете и предоставлении информации по таможенным ставкам, предоставлении органу таможни


Российской Федерации деклараций, документации и дополнительной информации, которая является необходимой для прохождения таможенных процедур, оплата таможенных процедур.

Предоставление информационно-справочных услуг состоит в предоставлении информации о состоянии рынка транспортно-экспедиционного обслуживания, услугах и тарифах, оказании консалтинговых услуг по разнообразным вопросам доставки груза, предоставлении информации о продвижении груза, представлении консультаций по юридическим, административным и иным вопросам, которые относятся к транспортно- экспедиционному обслуживанию [72].

Коммерческие услуги, предоставляемые транспортно-экспедиционными организациями, включают в себя выполнение расчетов; охрану и сопровождение груза, оформление документации, ведение учета и отчетности для клиента, страхование грузов, факторинг, то есть оплату грузовладельцу стоимости груза, аренду складов, помещений.

Транспортно-экспедиционная организация может оказывать как весь перечень вышеперечисленных услуг на основе договора транспортной экспедиции, так и специализироваться на определенном виде обслуживания. Также перечень оказываемых услуг может быть скорректирован в зависимости от потребностей клиента.

Следовательно, транспортно-экспедиционные организации могут выступать как узкофункциональные провайдеры логистических услуг (перевозчики, экспедиторы, складские и т.д.), могут обеспечивать комплекс выполнения дополнительных услуг, которые выходят за пределы транспортировки товаров (3 PL), а также могут относиться к организациям интегрированной логистики, что предполагает интеграцию всех организаций, которые вовлечены в цепь поставок грузов (4 PL) [17].

Транспортно-экспедиционные организации могут иметь в наличии собственный транспорт, но могут и не обладать собственной транспортной базой. Данное обстоятельство определяется, прежде всего, степенью развития


транспортного сервиса в регионе функционирования организации. Наличие собственной транспортной базы позволяет снизить зависимость организации от колебаний конъюнктуры на рынке транспортных услуг. Принятие решения о целесообразности или нецелесообразности создания собственной транспортной базы основывается на понимании характера зависимости различного рода затрат от изменения грузооборота при использовании собственного или наемного транспорта. Преимущества и недостатки создания и содержания собственной транспортной базы представлены в Приложении А.

Транспортно-экспедиционные организации могут иметь в наличии собственные склады и терминалы, которые являются необходимым элементом цепочки поставки груза от производителя к конечному потребителю. Принимая груз на временное хранение на основании складской расписки, организация несет непосредственную ответственность за его сохранность и соблюдение надлежащих условий хранения. Транспортно-экспедиционные организации могут получать дополнительную прибыль от организации хранения грузов, которая определяется как разница между выручкой от реализации данной услуги и затратами, которые связаны с организацией хранения на складе.

Как национальные, так и транснациональные транспортно- экспедиционные организации функционируют под влиянием совокупности нестабильных факторов внутренней и внешней среды, что обуславливает необходимость поиска наиболее эффективных способов совершенствования их деятельности с приобретением устойчивых конкурентных преимуществ. Данная задача может быть решена, например, посредством оптимизации издержек по всей транспортно-логистической цепи, максимально полного использования потенциала грузоподъемности транспортного средства и стандартизации тары, организации поставок без складов, сбалансированности транспортных затрат и качества сервиса, планомерной минимизации расходов на 1 километр пути и 1 тонну груза, высокой степени координации деятельности всех участников транспортных процессов и сопряженных с ними бизнес-структур с обеспечением доставки грузов «точно в срок» [6, 17, 50, 71].


При этом экономическая эффективность деятельности транспортно- экспедиционных организаций выражается в сокращении расходов, оптимизации хозяйственно-экономической деятельности и логистических связей между предприятиями, которым наиболее целесообразно и более выгодно освободится от выполнения несвойственных им функций и переложить их на специализированные логистические структуры, которые выполняют требуемые работы более качественно, быстро и дешево, оптимизируя грузопотоки и эффективно используя транспортные средства. Следовательно, деятельность транспортно-экспедиционных организаций направлена на оптимизацию всей транспортно-логистической системы как единого целого.

Эффективность функционирования деятельности транспортно- экспедиционной организации может быть определена посредством расчета системы показателей, среди которых успех предложения транспортно- экспедиционных услуг организации в рыночных условия, показатели, которые характеризуют выручку от реализованных услуг, издержки в сфере реализации транспортно-экспедиционных услуг, показатели эфф



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: