Показать, как реализуется психопросвещение через СМИ




Длительность презентации: 1,5- 2 часа.

Необходимые материалы: Проектор, компьютер, презентация.

Вступительная часть:

(Слайд 1)

Выступая в СМИ психолог выбирает одну из двух позиций. Первая – позиция носителя и популяризатора психологических знаний. Выступая в СМИ в рамках этой позиции специалист-психолог информирует, консультирует, но не несет ни какой ответственности за результат. Вторая – позиция представителя СМИ, наделенного специальными знаниями по психологии, или выполнение роли эксперта («экспертиза» - от латинского слова «expertus», опытный, сведущий.). Выступая в рамках этой позиции, психолог уже ответственен за то «чем наше слово отзовется»

В данной презентации будет рассмотрена именно реализация первой позиции специалиста-психолога.

(Слайд 2-5)

Рассмотрим основные варианты публицистических выступлений психолога в СМИ:

(на слайде)

Постоянные рубрики. Если позволяет ситуация в СМИ, психолог может вести самостоятельную рубрику в газете, на радио, телеканале. Это могут быть рубрики по «популярной (занимательной) психологии», «советы психолога» и т.п. В таких постоянных рубриках может размещаться материал, ориентированный на родителей, детей и по психологической безопасности.

Мнения. Этот вид публицистики является распространенным в любом современном СМИ. Журналисты часто проводят небольшие экспресс-опросы населения по тому или иному вопросу, чтобы представить по нему как можно более разностороннее и максимально объективное мнение. Насколько это бывает возможным в СМИ. Тематика таких вопросов не обязательно касается проблем психологии, но практические психологи, как и любые другие граждане города, высказывают свою точку зрения по заданному им вопросу. Хотя, здесь необходимо учитывать тот факт, что в большинстве случаев какой-либо объективности и репрезентативности экспресс-опросы журналистов региональных СМИ не имеют. Отбор мнений ведет корреспондент СМИ, оставляя, выправляя и направляя в печать лишь те из них, которые подтверждают его собственную субъективную точку зрения, далеко не всегда безупречную в плане объективности и специальных познаний. Этот вид выступлений в СМИ следует эксплуатировать лишь для своегоимиджа.

Проблемные выступления. В этот вид публицистики могут входить материалы с самой разнообразной тематикой. Была бы проблема, а психолог всегда найдет что сказать. Работа с проблемой (или с проблемой субъекта) - это его хлеб.

Отдельныеразобщенныепубликации это, вероятно, самый распространенный у практических психологов вид выступлений в СМИ, продиктованных текущей ситуацией. Например, перед предстоящей аттестацией на квалификационную категорию черногорские психологи помещали в газетах тот материал, который для них был более знаком и наработан.

«Запросная» тематика. Запрос к психологу, сотрудничающему со СМИ, может формироваться как интересами самих сотрудников издания, так и быть делегирован через СМИ извне. В первом случае запросная тематика провинциальных изданий фокусируется вокруг тривиальных тем: любви, смерти и зрелищ или календарных дат.
Хроника ПС. Деятельность любого специалиста, учреждения и объединения протекает в континууме времени. Любой же временной континуум требует определения точек отсчета и фиксирования пройденного пути. Это можно вполне успешно выполнять через СМИ. Хроникальный материал, может подготавливаться журналистами СМИ, на основе информации, представленной или целиком подготовленной практическими психологами. Этот вид информации выполняет одновременно две функции: а) хроникальную и б) скрытой рекламы. Обе функции выгодны психологу и Службе в целом.
Реклама, краткая информация и объявления. В настоящее время деятельность большинства служб, осуществляющих разнообразные виды помощи населению, не обходятся без прямой или косвенной рекламы.

Среди такого вида информационных сообщений следует отметить и так называемую «случайную рекламу», например, когда какое-либо образовательное учреждение (детский сад, школа, лицей), или реабилитационный центр помещают обширную или краткую рекламную информацию о своей деятельности, где несколько строк или фраз свидетельствуют о том, что в данном учреждении работает психолог. Иногда сам практический психолог пишет рекламную заметку об учреждении. Можно использовать и возможность частного рекламного объявления для выражения собственной точки зрения. Например, по инициативе заказчика частного рекламного объявления психолог пишет соответствующую статью или заметку на психологическую тему.
(Слайд 6-7)

Оригинальные материалы. В эту категорию принято включать сообщения (заметки, статьи, материалы), подготовленные непосредственно практическим психологом в порядке личной инициативы или планово.
Публицистическая статья. Формой вербального письменного варианта психологического просвещения является публицистическая статья в региональных печатных СМИ. Преимущества такого варианта психопрофилактического воздействия в том, что статья или заметка в газете, независимо от темы выступления, всегда найдет своего читателя.

 

Публицистическая статья. Формой вербального письменного варианта психологического просвещения является публицистическая статья в региональных печатных СМИ. Преимущества такого варианта психопрофилактического воздействия в том, что статья или заметка в газете, независимо от темы выступления, всегда найдет своего читателя.

Интервью. в данном случае - это устная беседа журналиста с психологом, преобразованная в печатный текст. Как известно, требования, предъявляемые к устной речи менее жестки. Часть информации во время беседы передается не только словесно, но и невербальными средствами общения: жестами, мимикой, интонацией и т.п. Все это трудно записать дословно.

Компиляционные материалы. Вероятно, с этой категорией материалов каждому из психологов и читателей изданий региональной прессы приходилось встречаться ни один раз. Частью такие публикации размещается самими сотрудниками СМИ в плане «отработки количества печатных строк», частью представляется самими психологами, не утруждающими себя самостоятельным творчеством. В первом случае в числе таких материалов могут появляться всякого рода небольшие по объему психологические методики и тесты, но чаще - это «тесты-игрушки» лишенные всякой диагностической ценности.

(Слайд 8)

Послесловие… При проведении любого публичного выступления необходимо соблюдать этико-педагогический такт. Успешность и результативность мероприятия по П.П. зависят в первую очередь от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом. Таким образом, в данном сообщении представлены определение П.П. как варианта педагогической работы, его задачи, содержание, формы, средства и т.п. Вопрос же о его самостоятельности как направления в деятельности практического психолога или составной части психопрофилактической работы остается открытым, но это (т.е. место в системе) не существенно в плане реализации общей задачи практической психологии по психологизации микро- и макросоциума, повышения психологической культуры населения. В конечном итоге П.П. – это возделывание пашни, на которой будут всходить побеги, приносящие плоды реальной психологической помощи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: