Тезисы «Квест: «Альтернативная энергия»
Номинация: «Образовательные мероприятия»
Группа: «Молодые защитники Природы» (5-11 классы)
«Экологический практикум» 12 учащихся
Педагог дополнительного образования Джепко Е.Н.
МБУДО «Центр «Радуга» города Волгодонска.
Занятие рассчитано на учащихся 5 класса, занимающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Эко-практикум» (срок реализации – 1 года, возраст учащихся 11-12 лет). Занятие является итоговым по разделу «Альтернативная энергия», проводиться в первую четверть учебного года. Разработано в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода и построено в форме познавательной игры-путешествия Квест. Особенность занятия состоит в том, что самостоятельная проблемно-поисковая деятельность позволяет ученикам усваивать законы природы на личностно-смысловом уровне. Рекомендации: посещение “ Информационного центра РоАЭС”.
Цель: содействие формированию проектно-исследовательских компетенций школьников, посредством включения в экспериментальную работу, через игровую деятельность.
Задачи: 1.расширение представлений об альтернативной энергии; 2.углубление естественнонаучных знаний; 3.закрепление знаний о взаимосвязи живой, неживой природы и рукотворного мира; 4.закрепление навыков самостоятельной экспериментальной работы; 5.развитие коммуникативных навыков, освоения позитивного опыта взаимодействия в команде.
Методы обучения: Методы организации учебной работы (разъяснение, диалог, демонстрация, презентация, инструктаж, элементы взаимообучения, самостоятельная работа в группах). Проблемно-поисковые методы (постановка эксперимента, теоретический анализ, исследовательское наблюдение). Игровые методы (коммуникативные и развивающие игры). Методы стимулирования познавательной деятельности (создание ситуации поощрения, успеха, опора на жизненный опыт).
Ожидаемый результат: Каждое новое задание находится на новом месте, и проходят его команды при условии, что предыдущее задание выполнено. Правильность выполнения задания, скорость выполнения, дисциплина во время игры, совместное подведение итогов.
План занятия: 1. Приветствие 2. Целеполагание 3. Викторина: «Вопрос-ответ» 4. Задание «Тест» 5. Игра «Экологическая пирамида» Составить и показать экологическую пирамиду. 6. Задание «Экспериментальная площадка». 7. Задание «Составь кроссворд» 8. Задание «Пазл» 9.Подведение итогов, награждение.
Вывод: Занятие способствовало реализации целей повторения и обобщения по теме «Альтернативная энергия», через активизации учебных действий каждого учащегося и группы в целом. На занятии учащиеся выполняли различные типы заданий, где каждый ученик имел возможность оценить свои знания и знания товарищей в ходе взаимопроверки заданий, самооценки. Все это способствует воспитанию чувства дружбы, творчества, умению работать в коллективе, и повышает интерес к исследовательской деятельности. В конце игры-путешествия, команды объединились общим заданием, что способствовало сплочению учащихся и пониманию что достичь результатов можно в единстве всех участников игры.
Список литературы: 1.Г. Остера «Экзамен по атомной энергетике». Изд. Дом «ДЕЙЧ», 2008. ОАО «Атомэкспо», 2008. ОАО «Концерн Энергоатом», 2008. 2.«Большая книга экспериментов для школьников» под редакцией Антонелы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 264с. 3. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Физика /Сост., худож, А. А. Леонович; Под общ. Ред. О.Г.Хини. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. 4.Энциклопедия: 365 Научных экспериментов. 5.https:// www.АДАЛИН познавательные опыты для школьников.