Общая характеристика учебного предмета




Запись и воспроизведение информации, процессы, посредством которых информация вносится и сохраняется в некотором физическом теле с целью ее последующего получения (воспроизведения).

Природа аудиовизуальной информации связана с особенностями че­ловеческой психики в непосредственном и косвенном познании окружаю­щей действительности. В учебном процессе аудиовизуальная информация призвана обеспечить эффективность формирования представления об ок­ружающей действительности и организации разнообразных видов учебно-познавательной деятельности учащихся.

Процесс обучения на основе применения аудиовизуальных техноло­гий реализует первый этап принципиальной схемы познания - «от чувст­венного (живого) созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», - которая определяет структуру процесса усвоения знания. Прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, снача­ла включаются в работу его ощущения и восприятие, и только затем опо­знание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление, представле­ние.

Носители аудиовизуальной информации делятся на обратимые – многократного использования в режиме запись-воспроизведение (например, магнитная запись) и необратимые, не допускающие повторного использования для записи (например, фотопленка).

№24

Человеческий мозг обладает определенными особенностями восприятия ок­ружающей нас действительности, которые необходимо помнить при разработке и использовании аудиовизуальных средств обучения.

Мозг отличается тем, что имеет склонность выделять главное. Эта склонность подчиняется определенным закономерностям.

В процессе эволюции человеческий мозг выработал определенные реакции (на уровне подсознания) на различные виды раздражителей. То есть непра­вильно расставив акценты на наглядном материале или в учебном фильме можно вызвать совершенно противоположную реакцию у обучающегося.

Большие объекты (и псевдоувеличенные) острее воспринимаются, но чем сильнее реакция на объект - тем сильнее отторжение в случае несоответствия изображения поставленной цели.

Цвет в определенных пропорциях способен создавать настроение и привле­кать внимание, но при нарушении этих соотношений в сторону увеличения мо­жет восприниматься нами как опасность и вызывать реакцию недоверия.

Среди однородных объектов внимание концентрируется на тот объект, ко­торый отличается какими-то качествами. Так, например как один черный объект выделяется среди группы белых, большой - среди маленьких и т.д.

Глаз человека обладает определенным углом зрения, что обеспечивает поле благоприятного восприятия. Максимальный угол восприятия глаза 57°, опти­мальный – 35-40°. Эти данные позволяют определить наиболее благоприятные размеры демонстрируемого изображения. Например, если экран монитора компьютера находится на расстоянии в 35-40 см от глаз человека, то оптимальный размер изображения составляет 15- 18 см по высоте и 10-14 см по ширине (учтены особенности бинокулярного зре­ния).

Важен не только благоприятный размер, но и размещение основных элемен­тов в соответствии с законами композиции. Наш взгляд концентрирует внимание на достаточно небольшой области изображения, а остальную часть, ближе к кра­ям, как бы размывает. Мозг просто отсеивает эту информацию.

 

 

Главной задачей реализации ФГОС в современной школе выбрано раскрытие способностей каждого ученика, готового к жизни в высокотехно-логичном, конкурентном мире.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способным к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым. При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в

форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,

интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой

системы приемов обратной связи).

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1.Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые

дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если

сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.

Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

• проблемы, с которыми столкнулись учителя, работая в начальных классах: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно- воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего её. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя могут реализовывать новые стандарты без проблем, в основном за счёт своего умения быстро перестраиваться.


Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства.

 

 

Анализ программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского (1-9 класс). План: 1) Концепция, Программа и ее особенности 2) задачи 3) основа программы-принципа 4) основные виды деят-ти 5) учебно-методич. обеспечение. 1) Разработана в 1970-1975 годах группой ученых: Научный руководитель - Неменский Б.М. Концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». 2) Цель программы: формирование художественной культуры как части культуры духовной.. Задачи: Одной из главных задач программы является развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры (другие: худож. развитие, формиров. Худож.мышления,усвоение эмоц.-чувст.опыта) 3) Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью. Основные принципы программы: 1. Принцип "искусство как духовная культура", отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу). 2. Принцип диалог культур (национальных и исторических форм). 3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. 4.Принцип связи с жизньюисистема заданий на осознание окружающей действительности сдиалог урока с жизнью). 5.Блоко-тематический принцип построения программы, когда: а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; в) темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. 6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. 4) Основные виды деятельности изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация; объемно-пространственное моделирование; проектно-конструктивная деятельность; художественное фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; прослушивание музыкальных и литературных произведений 5) Учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей. Все издания под редакцией Б.М.Неменского. Вывод: целостная концепция преподавания в отличие от разрозненного учебно-тематического плана обеспечивает системность освоения содержания по предмету. 2. Активизация учебно-позновательной деятельности учащихся. Пути и средства активизации Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Активизация учебно-познав деят-ти уч-ся - совокупность приним-ых преподавателем мер, кот направлены на формир-е и использ-е в уч процессе методов и средств обучения. Цель – повыш-ие устойчивого интереса к знаниям, творч активности и самостоят-ти уч-ся, реализация приобретен умений и навык в изменен и нов ситуац-х.Методы Акт обуч–те методы,кот максим-но повышают уровень познават активности шк-ов, побуждают их к старат учению. Словесные методы.1. Метод дискуссии, применяется по вопр-ам, требующим размышлений; учащ-ся должны свободно рассуждать.2. Метод самост работы с уч-ся. 3. Метод самост работы с дидактич матер-ми.4) Метод проблем излож-я. Создание на уроке проблем ситуации. Уч-ся не обладают знаниями или способами деят-ти для объяснения фактов и явлений, выдвиг свои гипотезы, решения данной пробл ситуации. Формир-ие у уч-ся приемов умствен деят-ти, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственх связей.Нагляд методы. 1. Частично-поиск. Организ-ся работа уч-ся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Сообщается лишь цель. А уч-ся путем наблюд-я и обсуждения решают пробл вопрос. Практич методы.1. Частично-поиск лаборат метод. Учащиеся решают пробл вопрос и добывают часть новых знаний путем самост выполнения и обсуждения ученич эксперимента. До лабор работы уч-мся известна лишь цель, но не ожид результаты. В пед. практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор их сочетаний. Факторы, побужд-щие уч-ся к активности: -творч характер учебно-познав деят-ти-мощный стимул к познанию. Исследовательский хар-р пробуждает у уч-ся творч интерес-> побуждает их к актив самост и коллект поиску нов знаний. -состязательность - побудитель к актив деят-ти уч-ся. (соревнование за лучш оценки, стремление показать себя с лучшей стороны перед однокл). Проявляется на занятиях, проводимых в игр форме. -игровой характер включает в себя и фактор профессион интереса, и фактор состяз.Представляет собой эффектив мотивац процесс мыслительной активности уч-ся. Любая игра побуждает её участника к действию. Основные способы активиз познав деят-ти:-опираться на интересы уч-ся и одновременно формир мотивы учения, среди кот на 1 месте выступают познават интересы, профессион склонности;-включать уч-ов в реш-е проблем ситуаций, а проблем обучение, в процессе поиска и решения науч и практич проблем;-использовать дидактич игры и дискуссии;-использовать методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;-стимулир-ть коллектив формы работы, взаимодействие учеников в учении. 3. Выполнить изображение собаки мелом на доске с соответствующим словесным объяснением.

Источник: https://5fan.ru/wievjob.php?id=46562

Шпикалова

 

Программа составлена в соответствии с концепцией. модернизации российского образования, на основе положение правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны.

Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов:

Раздел «Основы художественного изображения» ориентирует на эмоционально-эстетическое восприятие произведений, профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приемов создания художественных образцов; использованием средств художественной выразительности (цвет, сеет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция).

Раздел «Основы народного декоративно-прикладного искусства » нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в упражнениях по освоению специфики образного языка народного искусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельною составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроках труда.

Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов:

Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги; предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применения средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).

Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств способов обработки ткани; предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.

Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из берестщ, соломки, глины и др. на основе творческих принципов народного искусства (повтор, варилци, импровизация).

 

Сокольниковой

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:

- приобщение к искусству как духовному опыту поколений,

- овладение способами художественной деятельности,

- развитие творческой одарённости ребёнка.

Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.

Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.

Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.

Изучение народного искусства учащимися включает:

знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).

Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам.

Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.

Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.

Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий.

Учащиеся 1–4 классов систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела, как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются бионические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.

Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно-пространственных композиций (архитектурное макетирование).

Освоение традиционных способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) происходит систематически с 1 по 4 класс в процессе упражнений и творческих заданий.

На протяжении всего обучения в начальной школе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета», специально составленной для учащихся, и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный и тёплый цвета и др.). Учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведениях изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, объектах архитектуры и дизайна. Природа может подсказать гармоничные цветовые сочетания: краски неба, земли, листвы, цветов, ракушек, камешков, чешуи рыб, крыльев бабочки, оперения птиц и др. Полученные знания дети закрепляют в процессе выполнения практических заданий.

Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников (двое создают вместе одно изображение; 4–5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства.

На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности:

рассматривание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др.

Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование. В процессе этого рисования дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях. Очень важно научить детей выбирать художественные материалы и техники, наиболее подходящие для воплощения замысла.

В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа:

«Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна».

Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.

Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью.

Раздел «Мир изобразительного искусства» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процессе бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказываниями об искусстве. Эта деятельность направлена на духовно-нравственное развитие детей и освоение средств художественной выразительности. Через творчество мастеров ребёнок постигает жизненно важные для него ценности,запечатлённые в шедеврах искусства.

Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, учащиеся постепенно учатся владеть терминологией, выражать своё отношение к цветовому решению, различать тёплые и холодные цвета, уметь представлять образы и цвета. Педагог использует элементы языка искусства при анализе произведений и в обучении ребёнка различным видам художественного творчества. Происходит формирование у детей восприятия цвета и формы как учебного материала. Учащиеся осознают, что с помощью этих средств можно передать своё настроение, нарисовать портрет и пейзаж, сконструировать объекты дизайна, проиллюстрировать историю или сказку.

Особенности художественно-образного решения и композиции станковых живописи, графики и скульптуры, характерные черты книжной графики рассматриваются на многочисленных примерах в процессе бесед об изобразительном искусстве, которые в 1—3 классах органично входят в структуру урока, а в 4-ом классе могут проводиться в течение всего урока и иметь самостоятельное значение. В соответствии с учебными задачами, обозначенными длякаждого класса, учителю предоставляется право выбора произведений изобразительного искусства, которые будут использоваться для бесед на уроке.

С 1 по 4 класс осуществляется систематическое изучение основ художественного языка (точка, линия, пятно, цвет, светотень, ритм, композиция, форма, пропорции, контраст и нюанс, силуэт и др.). При этом рассматривается специфика языка каждого из пластических искусств. Большое внимание в программе уделяется освоению закономерностей конструктивного строения формы, способам передачи пространства на плоскости, основам цветоведения. С 1 класса проводится начальный анализ конструктивно-аналитического строения животных, фигуры человека и других природных форм. Во 2 классе начинается изучение воздушной перспективы, в 3–4 классах учащиеся знакомятся с особенностями линейной перспективы и светотени.

Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так и в процессе художественного творчества учащихся.

В 1–2 классах учащиеся получают начальные сведения о закономерностях композиции, конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, о фактуре предметов, технике и приёмах выполнения рисунков, выразительных особенностях художественных материалов. В 3–4 классах полученные знания систематизируются. В процессе изобразительной деятельности учащиеся учатся осознанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваться выразительности и образности рисунков.

Раздел «Мир изобразительного искусства» знакомит учащихся с основными правилами, приёмами и средствами композиции, с методами работы над ней. Дети узнают о важной роли ритма и цвета в композиции, учатся выделять сюжетно-композиционный центр, добиваться цельности композиции, уравновешивать её части. Дети учатся правильно выбирать формат рисунка, создавать асимметричные и симметричные композиции, передавать движение в рисунке, изображать главное и второстепенное.

Раздел программы «Мир народного искусства » систематически изучается с 1 по 4 классы. Учащиеся знакомятся с ведущими традиционными народными художественными промыслами и осваивают основные принципы народного искусства — повтор, вариацию и импровизацию.

В 1–4 классах изучаются традиционные народные промыслы (Дымка, Каргополь, Филимоново, Городец, Жостово, Гжель, Скопин, Хохлома, Полхов Майдан, Сергиев Посад, Семёнов, Мезень, Северная Двина и др.). Особое внимание обращается на изучение многообразия народной глиняной и деревянной игрушки и способов её изготовления, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства. В качестве практических заданий предлагается расписать дымковскими, филимоновскими и каргопольскими узорами силуэты игрушек и посуды, выполнить вариации и импровизации по мотивам народной росписи. Возможна лепка народных игрушек и посуды и их роспись народными узорами.

В 3–4 классах школьники продолжают изучение традиционных народных художественных промыслов, с которыми они познакомились в 1–2 классах, и знакомятся с новыми — лаковой миниатюрой (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй), вологодскими кружевами, павловопосадскими платками, скопинской керамикой, богородской резьбой, вологодским кружевом и др. Учащиеся знакомятся с традициями изготовления тульских пряников и самоваров, касинского литья и пр.

В 3 классе подчёркивается значение изделий народных мастеров в формировании предметной среды. Обращается внимание на особенности формообразования в керамических изделиях народных умельцев (Скопин). Детям предлагается выполнить элементарное проектирование керамической посуды с целевым назначением на основе стилизации форм животных в традициях народных художественных промыслов.

В 4 классе изучаются художественные достоинства ансамбля русского народного мужского и женского костюмов, и костюмов народов России, уделяется внимание изучению композиционных схем размещения орнаментов — ленточного, замкнутого (квадрат, прямоугольник, круг), сетчатого, а также основных видов орнамента по характеру мотивов (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный). Орнамент рассматривается как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Дети учатся распознавать орнаменты и изделия разных центров народного творчества. Кроме копирования элементов узоров они выполняют эскизы росписи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: