Подведение итогов интродукции




ТЕМА: Оценка результатов интродукции растений.

Рассматриваемые вопросы:

1. Подведение итогов интродукции.

2. Оценка интродукционной перспективности.

Подведение итогов интродукции

 

Итоги интродукции можно подводить по конкретным группам растений, по совокупности всех интродуцентов вданном пункте интродукции. Кроме того, в от­личие от остальных видов интродукционного ана­лиза, подведение итогов интродукции может прово­диться по совокупности многих интродукционных пунктов в пределах любого региона (флористиче­ского или административно-территориального) и даже в глобальном масштабе. Результаты такого обобщенного подведения итогов интродукции представляют интерес при проведении интродукци­онного поиска.

При подведении итогов интродукции определяется степень приспособленности растений к новым природно-климатическим условиям, выявляется насколько они сохраняют полезные для хозяйственного использования свойства и признаки. Анализ проводится на основе изучения фенологии интродуцентов, особенностей их роста, способности к семенному и вегетативному размножению, определения устойчивости к неблагоприятным условиям среды.

Основная цель подведения итогов интродукции – выявление видового состава иноземных растений, устойчивых к новым условиям выращивания, определении их репродуктивной способности, биологической и хозяйственной ценности.

Существует достаточно много методик подве­дения итогов интродукции, но всем им присуща четкая ориентация на биологические и хозяйствен­ные параметры той или иной группы интродуцентов с поправкой на агроклиматические особенности пункта интродукции. Любая из методик учитывает степень соответствия интродуцентов лимитирую­щим факторам, обычно берутся во внимание наибо­лее значимые из них, для каждого конкретного слу­чая.

При подведении итогов интродукции растений нередко прибегают к построению сравнительных (оценочных) шкал и таблиц.

В одних случаях оценка проводится по одному, чаще всего находящемуся в минимуме, фактору или критическому показателю (например, по степени повреждений растений морозами), в других – учитываются два и более показателей.

При составлении шкал используются такие показатели как: изменение ритма развития растений, зимостойкость, степень плодоношения, морозостойкость, засухоустойчивость и др. В настоящее время широко используется метод интегральной оценки перспективности интродуцируемых растений, в которую входят семь показателей, характеризующих жизнеспособность интродуцентов (зимостойкость, сохранение габитуса, побегообразовательная способность, регулярность прироста побегов, способность к генеративному развитию, возможность искусственного вегетативного размножения, а так же декоративность).

В конечном счете, результаты подведения итогов интродукции предстают в виде различных перечней интродуцентов с указанием корректирующих признаков или с подразделением по этим признакам. Подобные перечни часто сопровожда­ются указанием жизненной формы и родины.

Учитывая подобную специфику интродукцион­ного процесса, целесообразно, начиная с известного момента, подведение итогов интродукции прово­дить периодически, например раз в десять лет, а для интродукционных пунктов с интенсивной мобили­зацией исходного материала – через пять лет. Отдельным разделом подведения итогов интродукции является перечень выбывших таксонов с указанием причин выбытия из интродукционного испытания.

 

2. Оценка интродукционной перспективности

Для оценки адаптированости древесно-кустарниковых видов к новым экологическим условиям, широко используют метод интегральной оценки, разработанный в отделе дендрологии Государственного ботанического сада.

При оценке учитывают шесть биоэкологических показателей: зимостойкость, сохранение габитуса, побегообразовательная способность, регулярность прироста побегов, способность к генеративному развитию, возможность искусственного вегетативного размножения. Данные показатели характеризуют состояние растения, в месте интродукции, и определяются путём систематических визуальных наблюдений. Для каждого показателя подбирают числовые значения в баллах, соответствующие определённому состоянию растения. На основании интегральной оценки рассчитывается суммарный балл жизнеспособности отдельно по каждому году наблюдений и средний балл за период наблюдений. Сумма средних баллов является интегральным числовым выражением жизнеспособности интродуцированных растений.

Для более полной оценки перспективности интродуцентов следует также учитывать декоративность изучаемых видов. Декоративность видов определяется по шкале Н. Котеловой и Н. Гречко, где наивысший балл – 10, присваивался растениям декоративным в течение всего года; 5 баллов – видам которые привлекают внимание на протяжении вегетационного периода; 3 балла – древесно-кустарниковым растениям эффектным в отдельные периоды сезона, 1 балл – растениям декоративным по отдельным признакам.

Учёт совокупности всех биоэкологических показателей позволяет отнести изучаемые виды к одной из семи групп перспективности растений для интродукции в данный интродукционный пункт:

I – наиболее перспективные (суммарный балл жизнеспособности 91 – 100);

II – перспективные (76 – 90);

III – менее перспективные (61 – 75);

IV – малоперспективные (41 – 60);

V – неперспективные (21 – 40);

VI – абсолютно непригодные (5 – 20).

Задание:

1. По варианту выданному преподавателем определить перспективность интродуцентов для конкретного пункта интродукции. Результаты представить в виде таблицы.

 

Интегральная оценка перспективности древесно-кустарниковых интродуцентовв условиях _______________________________

 

Оцениваемые показатели Характеристика показателей Баллы Исследуемые виды
??? ??? ???
Зимостойкость Растение не обмерзает        
Обмерзает часть однолетнего побега        
Однолетние побеги обмерзают целиком        
Обмерзают более старые побеги        
Растение обмерзает до уровня снега        
Растение обмерзает до корневой шейки        
Растение вымерзает полностью        
Сохранение габитуса (жизненной формы) Сохраняется        
Восстанавливается        
Не восстанавливается        
Побегообразовательная способность Высокая        
Средняя        
Низкая        
Прирост в высоту Ежегодный        
Не ежегодный        
Генеративное развитие Плодоносит и даёт всхожие семена        
Плодоносит, но семена не вызревают        
Цветёт, но не плодоносит        
Не цветёт        
Укореняемость черенков Высокая        
Средняя        
Низкая        
Не укореняется        
Декоративность Высокая        
Повышенная        
Средняя        
Низкая        
Сумма баллов          
Группа перспективности          

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: