Сопоставительный анализ повестей.




Позиции сравнения. «Сын полка» И. Катаев. «Иван» В. Богомолов.
1.Худож. время и пространство. Валентин Петрович Катаев, известный советский писатель, во время Великой Отечественной войны служил военным корреспондентом, и однажды с ним случилась история, после которой Катаев решил написать свою книгу. Это было в 1943 году. Среди бойцов Катаев заметил мальчика в военной форме, форма была настоящая, но сшита она была по размеру мальчика. Валентин Петрович поинтересовался у командира, что за юный боец служит рядом со взрослыми. Командир рассказал Катаеву, что его бойцы нашли этого мальчика в блиндаже и забрали его в часть, где отмыли, накормили. Так он стал сыном полка. История юного героя так захватила писателя, что через год он создал повесть «Сын полка», в 1945 году она выходит в издании «Детгиз».Действие происходит во время войны. Сюжетная линия разворачивается в момент встречи обездоленного Вани с советскими разведчиками, которые забирают его в полк, где мальчик становится подопечным всех солдат, в особенности Биденко и Горбунова, считающих ребенка сыном полка, лишенного родительской любви, заботы и ласки.   В.О. Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. История юного разведчика сразу воспринимается как абсолютно достоверная и прочно остается в памяти читателя. Это достигается прежде всего типом повествования и его структурой. Реальный создатель произведения передает рассказ об Иване Буслове личному повествователю — молодому старшему лейтенанту, временно исполняющему обязанности командира батальона. Реальная личность писателя и Гальцев, от имени которого ведется рассказ, в художественном произведении не совпадают. Однако в данном случае мы можем говорить о близости характеров и биографий, особенно военных, реального автора и личного повествователя. Гальцеву к началу повествования (октябрь 1943 г.) исполнился 21 год, он воевал с первых месяцев войны, имел ранения и награды, к моменту форсирования Днепра был командиром батальона, тяжело ранен под Ковелем, в последние полгода войны работал переводчиком разведотдела 1-го Белорусского фронта, а в самом конце войны, в «исторические минуты» капитуляции Берлина 2 мая 1945 г., - в оперативной группе, созданной «для захвата немецких архивов и документов». Об этом мы узнаем от него самого. Повествователь близок реальному автору по возрасту, судьбе, довоенной и военной, восприятию мира, событий, людей, добра и зла, жизни и смерти. В данном тексте повествователь персонифицирован, т. е. выступает в качестве действующего лица, поэтому его образ создается разными типами речи: монологической на повествовательной основе, включающей описание, рассуждение и констатацию (как элемент официально-делового стиля); прямой речью в диалогах героев повести; несобственно-прямой речью, выделяющейся на фоне более нейтральной повествовательной. Характерной особенностью речи повествователя является большое количество слов и фразеологизмов таких тематических групп, как «война», «воинское ремесло», «воинские звания и должности», «военный быт»: боевое охранение, войсковой тыл, оперативный тыл, траншея полного профиля, блиндаж, оборона, наступательный бой, противотанковая граната, патрулироваться дозорами; ефрейтор, обер-лейтенант, фельдфебель; взвод, дивизия, рота, полк; связной, часовой, посыльный, писарь. Язык повествователя отражает такую особенность профессионального словаря военной эпохи, как сложносокращенные слова, в основном военной тематики: военфельдшер, медпункт, санинструктор, медсанбат, разведотдел, разведгруппа, разведрота, разведдокумен-ты, артполк, артналет, артмастерская, штабарм (штаб армии), доппаек, маскхалат, комдив. Такое тщательное воспроизведение всего специально военного и профессионального (например, профессионализмов: смотреть немца, взять «языка», подготавливать «поиск» и т. п.) придает повествованию исторически конкретный и объективный характер. Специальная и профессиональная лексика выступает в повести как средство создания речевой характеристики героев и определенного военного колорита. Понимание специальной и профессиональной лексики в повести достигается контекстуально и не затрудняет восприятие текста. Война и ее будни предопределяют не только словарь и стиль повести, но и образ мыслей — точные до цифр представления героев, пространственно-временную определенность, характерную для военного времени, документирование реальности.
2.Главные герои. Главным персонажем повести является Ваня Солнцев, представленный в образе двенадцатилетнего мальчика, оказавшегося в период войны круглой сиротой, поскольку вся его семья погибает. Мальчик отличается отвагой, смелостью, мужеством, желанием освободить страну от вражеских захватчиков.«В окопчике спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обмётанными лихорадкой, воспалёнными губами вылетали сиплые вздохи… Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета. Они казались почти голубыми, как снятое молоко. Короткие, но густые ресницы слиплись стрелками. Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запёкшейся крови.Парень очень хотел воевать и помочь нашим войскам. Ваня Солнцев становится общим любимцем разведчиков, а причина этого, мы считаем, заключена в его характере. Автор постоянно говорит об этом: «С каждым днём мальчик нравился им всё больше и больше. Они не ошиблись в нём. Это действительно был толковый, смышлёный парнишка, который всё схватывал на лету. Теперь уже не могло быть сомнения, что из него выйдет отличный солдат…»Его неоднократно пытались отправить в безопасное место, но это было бесполезно. Ваня постоянно рвался в бой. Как его не пытались увести подальше, всё это заканчивалась тем, что он возвращался. Парень прекрасно знал, чего хотел. И не собирался отступать, мальчишку не пугала смерть. У мальчика сложились очень хорошие отношения с военнослужащими. Он очень мечтал быть одним из них. Судьба не сразу ему позволила это. Однако, упорство и целеустремленность мальчика сделали свое дело. Капитан все же принял его в строй, даже был готов усыновить его. Однако, война вмешалась и здесь. В одном из ожесточенных боев, капитан погибает, но просит, чтобы мальчика определили в Суворовское училище. Он очень заинтересован, чтобы жизнь ребенка не пошла под откос. Благодаря Енакиеву, Солнцев станет настоящим офицером. Второстепенными персонажами произведения представляются советские воины в лице Биденко, являющегося разведчиком, ефрейтором, в мирное время работающим шахтером, Горбунова, также воюющего разведчиком, бывшего лесоруба, Енакиева, капитана, а также Ковалева, изображенного в качестве наводчика орудия, баяниста и весельчака. Произведение показывает насколько сильно ужасы войны отразились на ни в чем неповинных детях и подростках. Которые были вынуждены скитаться в поисках еды и ночлега. В свои ранние годы мальчишки были настолько полны ненависти к врагу, что были готовы отдать собственную жизнь ради победы. Мало того, им было нечего терять. Описывая внешность героев,автор передаёт черты характера,переживания и мысли через диалоги.Отдельное место отводится переживаниям командира,раздумывающего о судьбе мальчика,отступление в воспоминаниях.Повесть построена последовательно,события развиваются стремительно.Отводится и место подвигу,как человеческому,там и должностному,решение капитана отослать Ваню,спасает его от верной гибели.Выполняя долг перед Родиной,гибнут люди,но они верят в победу,в светлые идеалы и побеждают фашизм.Повесть подчёркивает отношение людей к младшим,показывая лучшие качества русского народа. Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном.Худенький мальчишка лет одиннадцати, весь посиневший и дрожавший от холода. «На нем были мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны; маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи.» Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. В первом эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким? В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти. По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать. Холин любит Ивана: «О таком мальчишке можно только мечтать». Хочет усыновить его, но в то же время понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, порой грубоват. Холин сам как бы большой ребёнок и относится к мальчику как к родному, а в чём – то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика. Катасоныч относится к мальчику по – отцовски, всё готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, Лицо Катасонова «озаряется нежной, необыкновенно тёплой улыбкой. «Чудный малец! Только характерный, беда с ним!»Он один из всех окружающих называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший в армии охотник за языками, Катасоныч как никто из взрослых понимает, как опасна работа, которую выполняет ребёнок для штаба армии. Любит мальчика и Гальцев.Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет поцеловать на прощание, да не решается… Гальцев пронёс память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение начальника тайной полиции о гибели юного разведчика. В портрете Ивана в начале и в конце повести повторяется описание его взгляда, а через него внутреннего состояния героя: «Он стоял передо мной, поглядывая исподлобья, настороженно и отчуждённо…; Он был совсем ещё ребёнок, узкоплечий с тонкими руками и ногами… хотя по лицу, не по-детски сосредоточенному…; в его взгляде, в выражении измученного лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение…» А вот его портрет в конце повести: «Он смотрел исподлобья, сбычась, как тогда, при нашей первой встрече в землянке на берегу Днепра». В слове «сбычась» автор показывает нам признаки «угрюмости», «сосредоточенности», «сердитости» «настороженности», «отчуждённости», сравнивая его с быком. «Бычиться, суровиться, глядеть угрюмо, упрямо; глядеть бычком т.е исподлобья, коситься; Упёрся как бык в стену рогами; бычачье упорство» из словаря В.И. Даля  
3.Сюжет. Разведчики находят в окопе мальчика, он сильно истощён, бредит и даже пытается напасть на бойцов, по ошибке приняв их за врагов. Отец Вани погиб в первые дни войны, мать убили немцы, сестра и бабушка умерли от голода. Разведчики приводят Ваню в часть, им хочется оставить мальчика при себе, они видят, что он смышлёный и мог бы ходить с ними в разведку. Но капитан Енакиев отправляет Ваню в тыл. В тяжёлом бою Енакиев погибает, оставив записку, в которой просит бойцов отправить Ваню в Суворовское училище, чтобы мальчик стал офицером. И разведчики выполнили просьбу командира. Рассказ начинается с находки армией мальчика у берегов Днепра. История происходит во времена Великой отечественной войны. Выясняется, что Иван юный разведчик. Он даже переплыл реку для выполнения задания. Лейтенант Гальцев сначала не мог поверить в это и нелестно принял мальчика. Но вскоре об этом пожалел и изменил свой взгляд. К нему по-разному относились, но часто ценили за храбрость. Вскоре приехал Холин и вручил Ивану форму и награды за отличную службу. Они вместе уезжают. Как оказалось, семья Ивана погибла на войне, поэтому он решил мстить врагам, содействуя красной армии. Автор рисует и картины игр мальчика. Тот все равно остался ребенком, война не его дело. Иван собирал информацию на фашистов. В конце концов последовал арест юного солдата и расстрел немцами.
4.Проблематика. Смысловая нагрузка рассказа заключается в проявлении русским народом патриотических чувств, мужества, отваги, героизма, храбрости, вне зависимости от возраста, веры в справедливость и готовности умереть ради победы и освобождения родины. В «Сыне полка» главная мысль — важность сочувствия в тяжелое военное время. Солдаты пожалели сироту, забрали его к себе, и несколько человек хотело усыновить мальчика. В произведении также показана любовь к Родине и самопожертвование. Енакиев понимал, что погибнет, поэтому он отправил Ваню с письмом в штаб. Так он смог спасти мальчика. Повесть учит любить Родину и быть настоящим патриотом. Учит смелости, самоотверженности, бесстрашию. Учит ненавидеть врагов и любить друзей. Учит взаимовыручке и находчивости. Повесть учит, что мужественным может быть не только взрослый человек, но и ребенок. Это хорошая черта характера, благодаря которой на земле царствует мир и покой. Главная мысль: напомнить нам, будущим поколениям, о подвигах тех, кто, не щадя своей жизни, боролся за наше мирное небо.
5. Авторские акценты в решении темы "детство и война". Повесть «Сын полка» рассказывает юным читателям о тяжелых, но героических событиях военных лет, о которых современный школьник знает лишь по учебникам и рассказам своих прадедов. В произведении речь идёт о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцеве, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Она знакомит с замечательными людьми — разведчиками нашей армии сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалёвым и ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым артиллеристом, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего человека. В то тяжелое время много детей оставались сиротами, их принимали в подразделения и там рядом становились настоящими солдатами. Маленькие мальчишки были очень сильными. Когда с ними происходили такие страшные события, как потеря родителей, они не собирались горевать, у них была одна цель – отомстить. В свои ранние годы из-за мерзкого неприятеля вся их жизнь пошла под откос. Дети лишились мирного неба над головой, любви, ласки и заботы родителей, еды, воды, жили в страшных условиях. Самое главное, их детство кончилось, так и не начавшись. Они так и не узнали, что такое беззаботное детство, когда можно отдыхать и радоваться жизни. Им пришлось очень быстро повзрослеть. Мальчишки сами рвались защищать родину, они хотели, как можно быстрее выгнать с нашей земли неприятеля, Ваня Солнцев был один из них. Страдания и боль двенадцатилетнего мальчика в жестоких испытаниях войны являются главной темой повести «Иван». В тексте повести постоянно выявляется «детское» в образе Ивана, констатирующее с «взрослыми» чертами его облика и характера: «Худенький мальчик лет одиннадцати, маленькие босые ноги; худенькое с проступающими рёбрами тельце; пальцы у него были с коротко обгрызенными ногтями; уши у него были маленькие, розовые, нежные; мальчик забрался в мою постель и улёгся лицом к стенке, подложив ладошку под щеку; улыбнулся впервые, обрадовано совсем по-детски…». С одной стороны белоголовый мальчик, парень с норовом, бедолага, бездомный отрепыш, чудной малец. А с другой стороны его никто не называет Ваней, Ванюшей, а Иваном, отдавая должное его недетской работе, и даже побаиваясь мальчика.   Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», - говорит Иван. Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик один. Он весь красный, разгорячён и возбуждён. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое. В землянке беспорядок: стол перевёрнут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета торчат из – под нар.». Да, мальчишка остаётся мальчишкой: играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир… Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти… Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны. Положение мальчика в тылу врага очень сложное: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом: ни командира, ни товарищей, ни связи. Только ты и враг. Это, конечно, непосильная нагрузка на детские плечи. И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые всё – таки посылают мальчика в разведку. Почему же? Главная причина – горькая и страшная. А дело было в том, что шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели сёла. За победу сражались и, случалось, погибали старики и дети.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: