Категории маркетинга как научной дисциплины




 

 

В основе теории маркетинга, одними из основных, являются такие социально-экономические категории, как нужда, потребность, спрос, обмен, сделка.

Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Нужды людей многообразны и сложны. К ним относятся основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; личные нужды в знании и самовыражении. Все эти нужды являются исходными составляющими природы человека. В жизни человека, если нужда не удовлетворена, он чувствует себя обездоленным и несчастным. Неудовлетворенный человек занимается поисками способов ее удовлетворения.

Потребность – нужда, желание, принявшее конкретную форму в рамках культурных, эстетических, исторических, географических и других факторов, определяющих поведение индивидуума в социально-экономической системе. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду способом, который присущ культурному укладу данного общества. По мере развития общества меняются потребности его членов.

Спрос (запрос) – конкретная потребность, предъявленная на рынке, т.е. потребность, обеспеченная деньгами. Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Покупатель выбирает товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение с учетом его финансовых возможностей. Человеческие нужды и потребности предполагают существование товаров для их удовлетворения.

Товар это все то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается на рынке с целью привлечения внимания потребителя. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добивается производитель. Поэтому производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать свой товар, выяснять их потребности, а затем создавать товар, наиболее полно удовлетворяющий эти потребности.

Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть виды деятельности, идеи и прочее. Потребитель решает какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, какие идеи поддержать.

Обмен есть акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо в замен. Обмен – основное понятие маркетинга. Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.

Обмен – один из четырех способов, посредством которых отдельные лица могут получить желаемый объект. Например, голодный человек может раздобыть пищу разными способами:

- обеспечить себя едой сам с помощью охоты, рыбной ловли или сборов плодов (самообеспечение);

- украсть еду (отъем);

- выпросить ее (попрошайничество);

- предложить за предоставленную еду средство возмещения: деньги, другой товар или какую-то услуга (обмен).

Из четырех способов удовлетворения нужды наибольшими преимуществами обладает обмен. В данном случае людям нет необходимости посягать на права других. Не приходится зависеть от чьей-то благотворительности.

При совершении добровольного обмена необходимо соблюдать пять условий:

1) Должно быть, как минимум, две стороны для совершения обмена.

2) Каждая сторона должна чем-то располагать, что могло бы представлять ценность для другой стороны.

3) Каждая сторона должна иметь возможность осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.

4) Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.

5) Каждая стороны должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Сделка рассматривается как торговая опция между заинтересованными сторонами в осуществлении процесса купли-продажи товара или услуги. Сделка предполагает наличие определенных условий:

1) Наличие не менее двух ценностно-значимых объектов.

2) Достижение согласованных условий ее осуществления.

3) Согласованного времени совершения.

4) Согласованного места проведения.

Сделку необходимо отличать от простой передачи. При передаче сторона передает стороне определенный объект, ничего не получая при этом в замен. Передачи касаются подарков, субсидий, благотворительных акций.

 

 

Список литературы

 

1. Демченко А.Ф., Коновалова С.Н., Фирсова О.В. Маркетинг. Учебное пособие. – Воронеж: ВГАУ, 2003 – 296 с.

2. Голубков Е.П. Маркетинг. – М.: Финпресс, 1998 – 416 с.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: Ростинтэр, 1996. – 704 с.

4. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов/ Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 255 с.

5. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. – М.: Сирин, 2002. – 308 с.

6. Маркетинг: Учебник/ А.Н.Романов, Ю.Ю.Корлюгов, С.А.Красильников и др./ Под ред. А.Н.Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 560 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: