Местное управление в Дании.




Муниципальное управление зарубежных стран

 

 

Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………3

Дания………………………………………………………………….4

Швеция………………………………………………………………..9

Швейцария……………………………………………………………15

БЕНИЛЮКС:…………………………………………………………21

Бельгия………………………………………21

Нидерланды…………………………………...25

Люксембург………………………………………28

Заключение……………………………………………………………29

Список использованной литературы

и интернет-ресурсов……..…………………………………30

Введение

С формированием института местного самоуправления в России в отечественной науке в последние годы стало уделяться все больше внимания анализу особенностей функционирования системы местной власти в различных зарубежных странах. Однако при этом список стран, по местным органам которых выходит наибольшее число научных публикаций, остается достаточно узким и традиционным – США, Великобритания, Германия, Франция и сравнительно недавно пополнившая этот перечень Дания. Несомненно, государственно-правовые институты этих стран важно и нужно изучать, из их опыта можно извлечь много полезного и для государственной практики нашей страны. Однако, как мне кажется, пришло время обратить внимание и на другие, незаслуженно забытые страны, которые могут представлять несомненный интерес для отечественных государствоведов как с точки зрения географической близости и исторической давности тесных отношений этих стран с Россией, так и с точки зрения определенных элементов уникальности развития их государственно-правовых институтов в рамках европейских традиций.

 

Местное управление в Дании.

Думаю, что стоит прежде всего начать с этой страны, т.к. именно с нее началась информация о местном самоуправлении «нетрадиционных» для публикации стран.

В Дании, насчитывающей 5 миллионов жителей, существует три административных уровня: центральное управление, округа и муниципалитеты.

Местное управление играет важную роль в датской системе.

Статья 82 Конституции Дании закрепляет гарантии относительного самоуправления. Это означает, что Министерство Внутренних дел может в любое время изменить полномочия местных органов, но не может упразднить их.

Система местного управления. В Дании имеются два основных уровня местного управления:

во-первых, Амтер (округа). В 1970 году число амтер было сокращено с 25 до 14. Амтер состоит из Амтманд и Амстрад. Амтманд является представителем центрального правительства. Амстрад -совет, состоящий из 13-21 членов в зависимости от величины территории и численности населения. Функции этих советов распространяются на среднее образование, региональный транспорт и больницы;

во-вторых, Коммуны (муниципалитеты). Их насчитывается в настоящее время 273.

Общее число местных единиц в Дании на 1 января 1990г. было следующим:

Количество муниципалитетов............. - 273

Количество округов............................ - 14

Одновременно муниципалитет и

округ................................................... - 2.

Муниципалитеты значительно различаются между собой по размерам - от 2.528 жителей (на острове) до 259.493 жителей в Аархус, главном городе Джатленда. Почти половина муниципалитетов имеет менее 10.000 жителей и только 14, или 5%, имеют население свыше 50.000. Последняя крупномасштабная локальная и региональная реформа по пересмотру границ была осуществлена в 1970 году.

В Дании можно выделить два вида систем коммунального управления: коммуны с Магистратами (исполнительным органом) и коммуны с Бургомистром (мэром) и комитетами. Управление столицей имеет особую систему, представляющую разновидность системы Магистратов.

Основные функции. Главными муниципальными функциями являются: местное (городское) планирование, начальные школы, социальное обслуживание, забота о престарелых, снабжение водой, переработка отходов, местные дороги.

Муниципалитеты не всегда сами осуществляют эти функции. Нередко снабжение водой, теплом и электричеством осуществляют частные предприятия и кооперативы, но муниципалитеты в любом случае участвуют в этой деятельности. Они должны обеспечивать, чтобы снабжались все пользователи, где эта услуга осуществима технически и с финансовой точки зрения.

Деятельность местных органов по оказанию коммунальных услуг не должна, по мнению датских государствоведов, приносить доходов. Они не могут финансироваться в конечном счете через налоги (за исключением строительства и содержания дорог) или быть частью финансирования других видов муниципальной деятельности. Пользователи должны оплатить стоимость предоставления услуг даже в том случае, если услуги предоставляются муниципалитетом, а пользователи уже платят налоги этому муниципалитету. Причина отделения коммунальных услуг от других видов деятельности муниципалитета, финансируемых налогами, в том, что не обязательно каждый житель в отдельно взятом муниципалитете пользуется, например, местным газопроводом. Соответственно, та часть горожан, квартиры которых присоединены к газопроводу, должны сами платить за потребление газа; это не должно затрагивать других горожан на территории муниципалитета налогообложением. Региональный (окружной) уровень осуществляет следующие функции: региональное планирование, больницы, забота о нетрудоспособных и инвалидах, средние школы, качество окружающей среды, охрана природы и природных ресурсов, магистрали и общественный транспорт.

Местные финансы. Основными источниками доходов местных органов Дании являются:

Налоги. Оба уровня местного управления устанавливают собственные налоги; главными источниками пополнения бюджета как для муниципалитетов, так и для округов являются подоходный налог и налог на землю. Они взимаются на основе декларации о доходах и о собственности. Распространен также налог на доходы юридических лиц.

Размеры налогов варьируются как между округами, так и в их пределах, поскольку есть округа с большим числом престарелых граждан и округа с большим числом детей, округа со значительной протяженностью территории и малой численностью населения и, наоборот, округа небольшие по территории,но с большой плотностью населения.

Государственные субсидии. Они включают в себя внецелевые и целевые субсидии для возмещения расходов и целевые субсидии для отдельных муниципалитетов.

Межмуниципальные платежи. Субсидии, предназначенные для выравнивания различий между муниципалитетами по поступающим налогам и потребностям в расходах.

Платежи потребителей. Основными платежами являются: за потребление воды, за уход за детьми, за уборку мусора.

Займы. Имеют ограниченное использование и выдаются преимущественно на конкретные цели, которые, с точки зрения государства, представляют большую важность, - например, защита окружающей Среды, реконструкция городов и др.

Нужны ли такой маленькой и компактной стране, как Дания, с пятью миллионами жителей три уровня управления? Этот вопрос был поднят на правительственном уровне в 1988 году.

Так как без определенного центрального управления обойтись невозможно и так как местная организация необходима для управления школьным образованием, сбора мусора и отходов и т.п., то в центре дискуссии оказались округа. Идея упразднения округов привлекает все большее число сторонников и тому есть несколько причин, назовем лишь некоторые.

Прежде всего, надо исходить из того, что налогоплательщики не любят платить налоги и не любят бюрократию. Гражданин охотнее платит налоги, когда понимает их необходимость, когда знает, что налоги идут на медицинское обслуживание и обучение его детей и т.п., что связано с низовым уровнем. Что касается окружного уровня, то выплата налогов связывается преимущественно с оплатой труда чиновников.

Кроме того, считается, что в Дании нет объективных условий для регионализации. В частности, Дания как нация очень целостна, все говорят на одном языке и исповедуют одну религию. Это дает регионам (округам) очень слабую почву для того, чтобы выступать как политическая единица, в отличие, скажем, от кантонов в Швейцарии, и тем более от графств в Англии и Уэльсе.

По мнению многих датчан, Дания хорошо сможет обойтись без регионального уровня управления, но для этого необходимо укрупнить муниципалитеты, допустим до таких размеров, как в Англии - от 75.000 до 100.000. Но в настоящее время идея укрупнения муниципалитетов не пользуется большой популярностью, главный аргумент противников - муниципалитеты никогда не должны быть настолько большими, чтобы граждане утратили чувство своей принадлежности к местному сообществу и ответственности за него.

 

 

Местное управление в Швеции.

В рамках данной курсовой работы невозможно охватить все стороны организации и функционирования этого сложного и многогранного института, постараюсь выделить лишь некоторые черты, наиболее ярко характеризующие общее и особенное в развитии местного управления Швеции, обусловленные как историческими особенностями сугубо национального свойства, так и общими проблемами и тенденциями мирового развития.

Следует отметить, что в шведском местном управлении, как и в других сферах общественной жизни, сильны старые традиции, уходящие корнями в многовековую историю городского самоуправления. Несмотря на то, что специальным законодательством в 1862 году было проведено достаточно жесткое разграничение функций и задач государства и церкви в решении местных вопросов и сформирована двухзвенная светская система местных органов, церковные приходы и сейчас играют заметную роль в жизни местных сообществ, в том числе и путем взимания подоходного церковного налога, развития образовательных программ и т.д. Таким образом, до сих пор на местном уровне в Швеции действует два вида органов – светские и религиозные. И в отличие от муниципалитетов (коммун), число и границы которых изменялись в процессе проводимых реформ светского местного управления, местные церковные организации существуют в практически не измененном с 16 века виде.

Если клерикальное местное управление живет, прежде всего, по своим духовным (наряду со светскими) законам, то отличительной чертой светского местного управления в Швеции является его ярко выраженная политизированность. Пожалуй, трудно найти другую такую страну, где бы политические партии и органы местного управления находились в столь жесткой сцепке взаимосвязи и взаимозаинтересованности. Партиям отводится роль интегрирующего фактора между национальной, региональной и местной политикой, а потому государство поощряет участие партийных организаций в формировании и функционировании местных органов.

Прежде всего, выборы в муниципальные советы, проводимые один раз в четыре года одновременно с парламентскими выборами, строятся строго на партийной основе, характерной для пропорциональной избирательной системы: партии выдвигают кандидатов, голосование осуществляется по партийным спискам, и мандаты распределяются между ними пропорционально числу полученных голосов избирателей. Партии, представленные в местных органах, получают финансовую поддержку от государства в виде субсидий за каждое депутатское место по единой ставке. Все политические партии Швеции рассматривают эти субсидии в качестве одного из важнейших источников своих доходов. В результате последних местных выборов 1994 года сложилась следующая политическая ситуация на местах: социалистическое большинство (социал-демократы и Левая партия) оформилось в 146 муниципальных советах, несоциалистическое большинство (Партия центра, либералы, христианские демократы, умеренные) – в 64; другие партии взяли верх в 78 муниципалитетах.Следует, однако, заметить, что партийная монополия на муниципальных выборах подвергается в последние годы попыткам ревизования. Так, в 1994 году 7 муниципалитетов прибегли к эксперименту, проведя выборы по новой системе, предусматривающей голосование не только за партийные списки, но и по отдельным кандидатам.

Политические партии не только обладают практически исключительным правом выдвижения кандидатов в муниципальные советники (как и правом решения вопроса о возможности переизбрания того или иного депутата на новый срок), но и определяют все направления жизнедеятельности муниципалитета. Так, местные партийные организации дают рекомендации по персональному составу формируемых исполнительных и иных комитетов муниципального совета; создаваемые партиями в совете партийные группы собираются перед каждым заседанием совета и комитетов для обсуждения повестки дня и определения общей политики депутатов данной группы по тем или иным вопросам, и т.п. Разумеется, решения и рекомендации партийных организаций и депутатских групп не являются по своей природе правовыми и не носят обязывающий характер, однако муниципальные советники предпочитают строго придерживаться партийной дисциплины, главным образом из-за опасения не быть включенными в партийный список на следующих выборах.

Не менее примечательной чертой шведского местного управления является его базирование на системе комитетов. В структуре муниципальных органов отсутствует должность мэра как единоличного главы исполнительной власти, равно как и должность председателя совета. Принятие решений, касающихся всех направлений деятельности муниципалитета; определение числа, видов, структуры и методов работы создаваемых комитетов; решение финансовых вопросов, включая утверждение местного бюджета, установление ставки местного подоходного налога и расценок на предоставляемые местные услуги, является прерогативой собрания членов местного совета (собрания уполномоченных) в целом, а работа по подготовке и выполнению мероприятий проводится его комитетами.

Следует, правда, оговориться, что в последние годы увеличивается число муниципалитетов, имеющих в своем составе так называемых муниципальных комиссионеров – избранных представителей совета, работающих в нем на штатной основе (полной занятости). Если в муниципалитете имеется один комиссионер, он, как правило, является главой исполнительного комитета; при наличии нескольких комиссионеров они входят в состав исполнительного комитета и одновременно возглавляют наиболее важные специализированные комитеты.

Формирование комитетов ведется на строго партийной основе по принципу пропорционального представительства партийных групп по числу их мест в совете. Собрание уполномоченных вправе создавать столько и таких комитетов, сколько сочтет нужным, однако образование одного комитета – исполнительного (иногда его называют правлением) является обязательным. Исполнительный комитет контролирует работу специализированных комитетов и может в случае необходимости брать на себя некоторые из их функций (например, управление собственностью); готовит проект бюджета и разрабатывает мероприятия по укреплению местных финансов; и т.п. Иными словами, исполнительный комитет выступает в качестве подготовительного (готовит большинство решений муниципального совета), контролирующего и координирующего органа.

Достаточно распространенной в последнее время становится практика создания своего рода субкомитетов (окружных, районных) в рамках воспринятой многими муниципалитетами концепции географической децентрализации. Районные (окружные) комитеты отвечают за определенные сферы муниципальной деятельности на закрепленной за ними части территории муниципалитета.

В процессе своего развития местное управление в Швеции не избежало многих проблем, с которыми столкнулись другие европейские страны, прежде всего в сфере местной экономики и финансов, потребовавших проведения соответствующих реформ местной власти. Направления этих реформ имели достаточно много общего с процессами реформирования в других странах, однако в значительной степени отличались и своеобразием.

Прежде всего, Швеция, как и другие страны, не избежала необходимости проведения широкой реорганизации местного управления, обусловленной так называемым «парадоксом числа». Возникла потребность в пересмотре числа и размеров местных единиц, поскольку существовавшие до середины 1940-х годов более 2000 коммун с численностью населения всего в несколько сот или тысяч человек не могли справиться со все возрастающим объемом и усложнением стоявших перед ними задач, находились в состоянии постоянного дефицита финансовых средств, а, следовательно, не могли эффективно осуществлять свои функции. Подобно Германии, Дании, странам Бенилюкса и др., но значительно раньше них, Швеция предприняла ряд законодательных и организационных мер, направленных на сокращение числа муниципальных единиц путем их максимального укрупнения. В итоге число коммун сократилось почти в 10 раз - в настоящее время их насчитывается в стране лишь 288 со средней численностью населения 30 тыс. человек.

Одновременно шел процесс пересмотра и перераспределения функций и ответственности между центральным, региональным и местным уровнями управления. Основной тенденцией этого процесса, длящегося уже несколько десятков лет, является усиление децентрализации в управлении и расширение возможностей для местных властей в решении всех вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения на подведомственной им территории.

Децентрализация, как переосмысливание внутригосударственных взаимоотношений между различными уровнями управления, долгое время является темой достаточно острых политических и научных дискуссий во многих европейских государствах, а также стержнем проводимых в них реформ местной власти. Признавая необходимость децентрализации в той или иной степени, каждая страна избирала собственную форму ее реализации на практике. Но, несмотря на многообразие этих форм, можно выделить два основных концептуальных подхода к проблеме децентрализации в сфере управления, преобладающих (с некоторыми нюансами) в большинстве европейских стран, - децентрализация по «вертикали» и децентрализация по «горизонтали». В первом случае страны делают акцент на перераспределении ответственности между уровнями управления путем смещения центра тяжести от центрального (федерального) уровня к региональному и местному.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: