Лекция 2.6
ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ (ТРАДИЦИОНАЛИСТСКАЯ) ПОЭТИКА
Жанры в эйдетической поэтике
· Жанровый канон и мышление жанрами
Эпоха эйдетической поэтики начинается с формирования системы жанров в древнегреческой литературе, затем идёт длительная полоса жанрообразования в литературах Средневековья, а в 16-17 вв. происходит возрождение античной системы жанров и устанавливается жанровый канон, близкий к античному, но существенно отличающийся от него.
1) Хотя в древнегреческой литературе произошла жанровая дифференциация, её жанровая система не была самоценной, а восполнялась сакральной функцией.
2) Жанровая система древнегреческой литературы была специализирована по авторам, каждый из которых работал в своём жанре и создавал его канон (Гомер ® эпическая поэма, Гесиод ® дидактическая поэма, Эзоп ® басня и т.д.).
Жанровый канон мыслился не как абстрактная конструкция, - ему был необходим ощутимый образ. Такими образами (и образцами) и были греческие авторы. К концу же эйдетической эпохи акцент переносится с конкретного образа-носителя на общий принцип, а жанровый канон ® в жанровый закон.
Жанровый закон включает в себя любой образцовый текст как одну из возможностей, но сам он этой возможностью не исчерпывается, а складывается из суммы возможностей, в том числе – и ещё не реализованных.
НО: абсолютного отделения живого лица-канона от абстрактного закона в эйдетической поэтике так и не происходит. Т.е. «жанровый закон» - это переходная форма между жанровым каноном и современным пониманием жанра как внутренней меры художественного целого.
ПРИ ЭТОМ: в эйдетической поэтике произведение мыслится лишь в форме жанра, который воспринимался как идеальная модель, где явлены одновременно образ и образец, прецедент и закон, абстрагирующие тенденции и феномен. Но к жанровому мышлению в его чистом и отрефлексированном виде эйдетическая поэтика приходит только в период своего заката.
|
· Строгие и свободные жанровые формы
В эйдетическую эпоху активно развиваются жанровые образования с фиксированной и заданной композиционной структурой. Для строгих жанровых форм характерно то, что предзаданные им способы композиционного построения являются в то же время архитектоническими формами завершения целого. Жанровая модель обладает здесь композиционной наглядностью и ощутимостью в соответствии с духом эйдетического художественного мышления. Газелла, хокку.
Наряду со строгими жанровыми формами в эйдетической поэтике существуют и свободные. Например: элегия, которой характерна жанровая аморфность. Жанровый закон превалирует здесь над каноном, становится актуальной в пору кризиса эйдетической поэтики.
· Роман как маргинальный жанр
За пределами жанровой системы эйдетической эпохи остаются жанры, которые в неё не вписываются и ею отвергаются. Таким маргинальным жанром был роман, который создавался «без правил», без «искусства», и не имел канонического построения. У романа нет ни жанрового образца-канона, ни жанрового закона ® поэтому роман представляет уникальный для этой эпохи вариант жанрообразования.
Роман восходит к живой и подвижной стихии народно-смеховой культуры, преломляя и переосмысливая в себе готовые жанры. Вбирая в себя разные источники, роман плохо уживается с другими жанрами, пародирует их, разоблачает условность их форм и языка, переосмысливает и переакцентирует. Именно в этой маргинальной для эйдетической эпохи жанровой форме – в романе – происходит прорыв в будущее поэтики.
|
Завершение эйдетической поэтики
· Идея и образ
Постепенно в поэтике утверждается новая авторская позиция, образ-характер, рождается сюжет-ситауция, сюжет становления, формируется жанровый закон, возрастает роль романа ® созревают художественные принципы, которые выходят за пределы эйдетической поэтики.
Наиболее устойчивым оказывается сам порождающий принцип эйдетической поэтики – нерасчленённость идеи и образа. Этот принцип ещё в полную силу действует в искусстве классицизма.
В нерасчленённости идеи и образа, умозрительного и живописного начал, состоит специфика и историческая неповторимость эйдетической эпохи. Эти два начала в эйдетической поэтике уже различны, но ещё не автономны ® в дальнейшем они обретут автономию.
Классицистский художник – не просто рационалист. Он одержим идеей. Между идеей и образом для него нет чёткой и определённой границы. Предполагается, что есть некая высшая идея, готовая и привилегированная точка зрения, достижение которой делает тебя приобщённым к истине.
· Кристаллизация монологических начал и возрождение стихии синкретизма
Установка на готовую привилегированную точку зрения характерна для разных форм идеологии, в которых есть привилегированный субъект, своим положением приобщённый к абсолютной точке отсчёта. Он владеет истиной в готовом виде и может транслировать её «объектам». Таким образом происходит кристаллизация монологических моделей.
|
Но: с другой стороны, на завершающей стадии эйдетической поэтики происходит всплеск народно-смеховой культуры, которая с исторической точки зрения не что иное, как возрождённая древняя стихия синкретизма, от которой оттолкнулась эйдетическая поэтика и которая оставалась её архаической подпочвой. Эта культура ставит под сомнение монолитность эйдетического искусства. Так появляется возможность культурного двуязычия.
· «Странность» и норма в барокко
Историческим завершением эйдетической поэтики стало барочное соединение образа и понятия как единораздельных, «далековатых» начал. Непосредственное их единство почти готово распасться, но они ещё нуждаются друг в друге.
Барочная умозрительность немыслима без специфической для неё «темноты» нерастворённой тайны. Их структура единораздельна (=остроумна).
«Далековатые» начала для барочного художника единораздельны – ещё едины и уже раздельны. Позже, с дистанции, это будет смотреться как барочный «эклектизм», но и как стремление к универсальному синтезу, осуществлённому на вечерней заре эйдетической поэтики.