Под системой технического обслуживания и ремонта машин понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для обеспечения готовности машин к выполнению сельскохозяйственных работ.
1) В основе построения системы технического обслуживания и ремонта лежат машины, выпускаемые промышленностью с определенной надежностью, характеризуемой такими ее свойствами, как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Количественные показатели надежности позволяют сравнивать отечественные машины друг с другом, а также с зарубежными машинами аналогичного назначения.
2) С 30-ых годов в сельском хозяйстве нашей страны утвердилась планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, сыгравшая исключительно важную положительную роль в воспитании инженерных и рабочих кадров, обеспечении готовности машин. Развитие и совершенствование методов и средств диагностирования параметров технического состояния машин позволяет уже на современном этапе в большинстве случаев отказаться от проведения предупредительных ремонтно-обслуживающих работ по жесткому заранее рассчитанному регламенту, основанному на учете наработки, а проводить предупредительно, но на основе обязательной периодической оценки фактического технического состояния машины. В настоящее время «Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве» [52] предусматривает три стратегии технического обслуживания и ремонта:
по потребности после отказа – С1
регламентированная в зависимости от наработки (календарного времени) по сроку и содержанию ре-монтно-обслуживающих воздействий – С 2;
|
по состоянию с периодическим или непрерывным контролем (диагностированием) – С3.
Две последние стратегии имеют планово-предупредительный характер. Применительно к ним последствия отказов, возникших до назначенного срока проведения ремонтных работ, устраняют по мере необходимости.
Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве максимально ориентирована на стратегию проведения ремонтно-обслуживающих воздействий по состоянию с периодическим или непрерывным контролем, являющуюся наиболее эффективной. Стратегия С3 имеет три варианта, уточняющих порядок контроля и назначения ремонтно-обслуживающих воздействий:
- срок выполнения ремонтно-обслуживающих
воздействий, жестко не планируется, состояние контролируется периодически по принятым критериям и правилам с учетом производственной ситуации, объем ремонта строго регламентируется;
- то же, но содержание работ не регламентируется, а определяется по результатам диагностирования;
- срок выполнения предупредительных ремонтных работ планируется жестко, содержание работ не регламентируется и определяется техническим состоянием по результатам контроля (диагностирования) с учетом производственной ситуации, последствия отказов устраняются по мере их возникновения.
В табл. 2.1 представлены варианты стратегии ремонтно-облуживающих воздействий, применяемые для машин различных видов.
3) Планово-предупредительная стратегия (С2), регламентированная в зависимости от наработки, строится на основе прогнозирования основных параметров технического состояния.
|
4) Система технического обслуживания и ремонта, являясь построением, вторичным по отношению к самим машинам, оказывает существенное влияние на процесс совершенствования конструкций машин и технологию изготовления, выступая в роли обратной связи.
Таблица 2.1. Варианты стратегий ремонтно-обслуживающих воздействий для машин различных видов
Проводниками обратной связи являются инженеры, организующие использование машин в сельском хозяйстве и обеспечивающие их готовность к использованию. Эффективность обратной связи прямо зависит от совершенства экономического механизма взаимоотношений производителей машин с их потребителями. Диктат производителя из-за отсутствия конкуренции всегда является главным тормозом повышения качества выпускаемых машин.