Определение производной.




Раздел 10. Начала математического анализа.

Тема 10.1 Производная.

Занятие №83. Лекция. Понятие производной

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение нового материала

Вопросы (план)

Задачи, приводящие к понятию производной.

Определение производной.

3. Механический и геометрический смысл производной.

Примеры.

Задачи, приводящие к понятию производной.

1) Пусть дан график f(x).

Рассмотрим точку М0 с абсциссой xo. Пусть ∆х - это изменение абсциссы от точки xo до х, т.е. ∆х = х - xo , M0М – секущая, M0N – касательная.

Найдите

а) угловой коэффициент секущей (это средняя скорость изменения функции);

б) угловой коэффициент касательной (подсказка: касательная - это предельное положение секущей)

Решение: f(x) – заданная функция, ∆х = х - xo – изменение абсциссы от точки xo до х

vср = . В нашем случае kсек =

При х→х0 (или ∆х →0) будет f(x)→f(x0), следовательно, M0М→ M0N. Тогда k кас = .

А а вы знаете, кто впервые стал использовать знак «∆» для обозначения разности аргументов? Буква «∆»(дельта) одна из заглавных букв греческого алфавита ее стал использовать Эйлер (середина 18 века).

2) Рассмотрим движение материальной точки М по прямой с выбранным на ней началом отсчета - точкой О. Расстояние от начала отсчета до точки М в каждый момент времени t обозначим буквой s.Тогда движение точки М будет описываться функцией s = s (t), t [ t0; t ].

 

Найдите:

а) среднюю скорость за отрезок [ t0; t ];

б) скорость точки в момент времени t0 (мгновенную скорость).

Решение: За промежуток времени длительности t - t0 между моментами времени t0 и t точка проходит путь равный s (t) –s(t0).

Среднюю скорость получают, разделив перемещение материальной точки s на изменение времени, в течение которого оно совершено.

Тогда vср = ;

Чем меньше рассматриваемый промежуток времени, тем точнее можно охарактеризовать движение. А мгновенной скоростью называется предел средней скорости за промежуток времени от t0 до t при t→ t0. Тогда

Определение производной.

Подобные задачи рассматриваются и в экономике, и в анализе ценовой политики. Например: «цена товара напрямую зависит от расходов на производство» или «объем реализации некоторой продукции зависит от роста или снижения его цены».

А теперь давайте подведём итоги вашей исследовательской работы. Мы рассмотрели 2 задачи, но все они привели к одной и той же математической модели: к пределу отношения разности значений функции к разности значений аргумента. В русском языке для величины, на которую изменилось начальное количество, используется слово «прирост».

Так как ∆х показывает на сколько изменилось начальное значение аргумента х0,то ∆х называют «приращением аргумента».

Приращению аргумента соответствует «приращение функции», которое также обозначается с помощью заглавной греческой буквы «∆». Исходя из этого полученную формулу можно записать по-другому: или и прочитать так: предел отношения приращения функции к приращению аргумента при ∆х →0 (или при ∆ t→0).

Поскольку многие задачи в различных областях науки в процессе решения приводят к такой же модели - этому пределу надо: дать название, дать обозначение и изучить его. Это мы с вами сейчас и сделаем.

Математически предел отношения приращения функции к приращению аргумента при ∆х→0 называется производной в точке xo,но обозначается по-разному:

f′(х), f′, у′ - эти обозначения для производной ввел Жозеф Луи Лагранж

или - эти обозначения ввел Готфрид Вильгельм Лейбниц (разности xo - xo и у - уo он обозначил как dx и dy, d – первая буква в латинском слове diferentia означающее «разность»). В своих трудах он писал:«…Предупреждаю, чтобы остерегались отбрасывать dx, - ошибка, которую часто допускают и которая препятствует продвижению вперед…» Это определение вы запишете в тетрадях.

 

Пусть функция f(x) определена в точке xo и в некоторой её окрестности. Дадим точке xo приращение ∆х. Тогда производной в точке xo называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента при ∆х →0 а именно: f′(х0) =lim

 

Теперь посмотрите на наши задачи и сформулируйте план нахождения производной.

1. Задать функцию f(x).

2. Задать приращение аргументу и найти приращение функции ∆у = f(x0 +∆х) – f(x0).

3. Найти отношение приращения функции к приращению аргумента

4. Найти предел отношения приращения функции к приращению аргумента при ∆х→0 .

 

3. Механический и геометрический смысл производной.

Механический смысл производной – это скорость изменения расстояния: s'(t) = v(t);

Геометрический смысл: f'(хо) – это коэффициент угла наклона касательной к оси Ох

f'(хо) = k = tg α.

Т.е. из геометрического смысла получается, что если существует производная в точке хо, то можно провести что?

 

…Если существует производная в точке хо, то можно провести касательную в точке хо. Наоборот - если можно провести касательную в точке хо, то в этой точке существует производная.

Итак, подведём итог: мы ознакомились с определением производной, но встаёт вопрос: а всегда ли существует производная в точке? Посмотрите на рисунок. На нём вы видите график некоторой функции у = f(x). А теперь давайте мысленно «покрутим» окружность с графиком вокруг центра и рассмотрим различные положения кривой и касательной к ней.

Рассмотрите различные случаи. Особое внимание обратите на моменты, когда касательная перпендикулярна оси Ох и параллельна оси Ох. Всегда ли существует ли производная в точке хо?

 

Если касательная к графику функции будет убывающей, то каким будет угол между этой прямой и осью Ох?   Угол будет тупым.
Каким будет угловой коэффициент k? k < 0
Если касательная к графику функции будет возрастающей, то каким будет угол между этой прямой и осью Ох?   Угол будет острым.
Каким будет угловой коэффициент k? k > 0
Если касательная к графику функции будет параллельна оси Ох или совпадать с ней, то каким будет угол между этой прямой и осью Ох?   Угла не будет, вернее α = 0º  
Чему равен тангенс угла наклона такой касательной? tg 0º = 0
Чему равен угловой коэффициент k касательной, параллельной оси Ох? Также не существует!
Чему равен угол наклона вертикальной касательной? α = 90º
Чему равен тангенс угла наклона вертикальной касательной? tg 90º не существует. Почему?Потому, что cos 90º = 0…
Чему равен угловой коэффициент k вертикальной касательной? Также не существует!

 

Давайте вернёмся к геометрическому смыслу производной: производная в точке равна угловому коэффициенту касательной, проведённой в этой точке f'(хо) = k = tg α.

Мы получили, что не во всех точках существует производная.

Как же так? Мы же определили, что если есть касательная в точке, то в точке есть и производная! И вот пример: есть касательная, но нет производной?! Оказывается:

 

Если в точке можно провести невертикальную касательную, то в этой точке существует производная, и наоборот, если в точке существует производная, то в этой точке можно провести невертикальную касательную

Примеры.

Пример № 1: Пользуясь определением и схемой вычисления производной, найдите производную функции y = C.

Решение

y = C – постоянная линейная функция.

∆у = f(x +∆х) – f(x)= С – С = 0; = 0,

то у′ = = = 0.

Итак, (С) ′= 0.

Пример №2: Пользуясь определением и схемой вычисления производной, найдите производную функции y = kx + b.

Решение

y = kx + b – линейная функция.

Аргументу х дадим приращение ∆х, тогда

∆у = f(x + ∆х) – f(x)=

= k (x +∆х) – (kx + b) = k∙x + k∆∙х – kx - b = k∆∙х

= k = k.

Итак, (kx + b)′ = k.

Пример №3: Пользуясь определением и схемой вычисления производной, найдите производную функции y = х2.

Решение

y = х2.

Аргументу х дадим приращение ∆х, тогда

∆у = f(x + ∆х) – f(x)=

= (x +∆х)2 – х2 =

= х2+ 2∙х∙∆х + (∆х)2 - х2 = 2∙х∙∆х + (∆х)2 = ∆х∙(2х +∆х)

= 2х = 2х.

Итак, (х2)′ = 2х.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1. Что такое приращение аргумента, приращение функции?

2. Как определяют приращение функции в заданной точке?

3. Дать определение производной.

4.Выполнить задания из учебника № 4.6 устно, 4.7, 4.11, 4.13, 4.14

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

ОИ2. П.4.1 – 3.2 прочитать, выполнить № 4.8(а, б), 4.12.

Информационное обеспечение обучения:

ОИ2. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углублённый уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников и др. – Москва: Просвещение, 2014. – 464 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: