Методическое пособие
ЛЭПБУК
«Здесь живет математика»
Автор:
Енина Галина Михайловна,
воспитатель
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка»
г. Донецк – 2019
Оглавление:
Введение | |
Цели задачи пособия | |
Актуальные задачи | |
Теоретическая часть | |
Практическая часть | |
Дидактическая часть | |
Заключение | |
Литература и интернет-источники |
Введение
Авторское методическое пособие ЛЭПБУК «Здесь живет математика» для центра формирования элементарных математических представлений.
Известно, что детям легче запомнить материал, который дается им в игровой форме.
Лэпбук «Здесь живет математика» направлен на формирование у детей первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, количестве, числе, времени, пространстве и и др.) Его задача - развивать познавательный интерес, творчество, инициативу, коммуникативные навыки ребенка. Лэпбук включает в себя серию дидактических игр и заданий для детей. Он выполнен в виде домика, имеет свой сюжет и главных героев – это цифры. Они предлагают ребенку выполнить различные задания, с помощью которых программный материал запоминается быстрее и легче.
Пособие универсально и предполагает использование его материалов воспитателями, педагогами дополнительного образования, как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Цели и задачи методического пособия:
Возрастная группа: 4-6 лет.
Цель: повторение и закрепление пройденного материала по математике в игровой форме
Задачи:
1. совершенствовать знания детей о геометрических фигурах
2. закрепление счета в пределах 10
3. закрепление навыка сложения и вычитания
4. Закрепление понятия <, >, =
5. развитие логического мышления, зрительной памяти, воображения, мелкой моторики
6. воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу
Актуальная задача – сформировать у детей элементарные математические представления, развивать мыслительную и речевую деятельность, внимание, речевой слух. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в учебной деятельности.
Теоретическая часть. Лэпбук способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми, пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме, повторению и закреплению материала по пройденной теме. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Практическая часть:
Для работы понадобятся: потолочные плиты; самоклеящаяся пленка; скотч; клей; ножницы; заготовки кармашков.
Для изготовления лэпбука необходимо взять потолочную плитку, обрезать края. Отмеряем 4 части заготовки форматом А-4, и 3 части формата А -3, обязательно сделав припуск от 1 до 2 см по Вашему желанию. Соединяем между собой части пособия самоклеющейся плёнкой. Сначала заготовки А-4, затем А-3, после чего собираем всё в единое целое. На титульную сторону наклеиваем цветную картинку, соответствующую тематике лэпбука.
Оформляем яркие кармашки для игр и приклеиваем к основе на двусторонний скотч. Кармашки должны быть разные и яркие, ведь пособие предназначено не только для педагогов, но и для детей. Ведь ребенка надо увлечь, а мы знаем, что чем ярче и красочнее пособие, тем охотнее ребенок с ним играет.
Материалы: основа – потолочная плитка, обклеенный цветной бумагой, кружево, фатин, бусины, цветной картон, атласная лента, магниты, фоамиран, пластиковые папки, клей ПВА, клеевой пистолет для скрепления некоторых деталей.
Дидактическая часть
В результате проделанной работы получается функциональное, яркое, интересное, обучающее решение как для педагогов, так и для детей. Каждый ребенок может взять это пособие и самостоятельно поиграть за столом. В нашем случае ребенок может играть с пособием как самостоятельно, так и группой детей. Ведь в нем хватит заданий для всех. Под руководством педагога дети могут играть и в интерактивные игры.
Методическое пособие содержит:
1. Дидактическая игра «Сундук с загадками и задачами».
Цель: развитие мышления; углубление теоретических знаний, развивать у детей творческое мышление.
2. Закрепи написание чисел
Цель: закрепление у детей навыков написания чисел от 1 до 10.
3. Настольно-печатная игра «Собери пазлы»
Цель: закреплять навыки счета в пределах 10, развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности.
4. Дидактическая игра «Узнай геометрическую фигуру»:
Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
5. Дидактическая игра «Учись определять время»
Цель: в игровой форме упражнять в активном различении определения времени
6. Раскрась картинку по цифрам
Цель: закреплять навыки пространственной ориентировки, развивать внимание, восприятие предметов, выполнять задания поискового характера, способствовать воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету.
7. Пословицы и поговорки с числами
Цель: исследовать пословицы и поговорки, в которых есть числа, определить, каким числам народная мудрость посвятила больше пословиц.
8. Разложи цифры в правильном порядке (могут быть другие варианты - составь и реши пример, выбери <, > число и т. д.)
Цель: закреплять представления детей о математических знаках и их применении, закрепить навыки прямого и обратного счета.
9. Реши примеры на сложение и вычитание
Цель: развитие логического мышления, воображения, умственных способностей детей.
10. Раскрась цифры
Цель: закрепить знания детей о цифрах, их написании, развитие творческих способностей.
11. Определи состав числа
Цель: сформировать представления детей о составе чисел в пределах 10, развивать логическое мышление, зрительную память, восприятие.
12. Собери по образцу
Цель: развитие мелкой моторики, наблюдательности, логического и пространственного мышления.
13. Дидактическая игра «Свари борщ»
Цель: закреплять навыки счета.
14. Дидактическая игра «Закатай банки»
Цель: закреплять счет в пределах 10, соотнесение числа и цифры, соотнесение числа и количества предметов. Поддерживать детское любопытство, способствовать общению ребенка со взрослыми и сверстниками, развивать игровой опыт каждого ребенка.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Ü Карточки с математическими заданиями на сложение, вычитание;
Ü Карточки с математическими знаками;
Ü Карточки с цифрами;
Ü Разрезные картинки-пазлы;
Ü Карточки с математически задачами;
Ü Карточки с пословицами и поговорками о цифрах;
Ü Карточки-раскраски по цифрам;
Ü Геометрические фигуры;
Ü Карточки с математическими загадками.
Заключение.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- развитие активности и самостоятельности в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия;
- умение решать задачи на сложение и вычитание,
- формирование навыков использования цифр и арифметических знаков (+, -, =, <, >);
- повышение интереса к решению логических задач;
- соотношение схематического изображения с реальными предметами;
- интерес к экспериментированию;
- активное включение в игры.
Для родителей:
- заинтересовать родителей, натолкнуть на совместную деятельность с ребенком дома;
- вовлечь родителей в образовательный процесс по формированию начальных математических представлений у детей.
Для воспитателей:
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Таким образом, лепбук «Здесь живет математика» дает возможность успешного развития у детей математических представлений, памяти, воображения и творческих способностей, учит мыслить, действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Литература:
1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В., Михайлюк С.И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018. – 208 с.
2. Елена Колесникова: Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет ФГОС ДО. – М.: Сфера, 2019. – 64 с.
3. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
4. Никитин Б. Ступеньки творчества. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
5. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112с.
Интернет - ресурсы:
Лэпбук «Здесь живет математика»
https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-zdes-zhivet-matematika.html
Лэпбук «Заниматика»
https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-zanimatelnaja-matematika-679268.html