Государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Ярославская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Проф. А.Б.Ларичев
Асс. В.С.Кузьмин
Особенности ухода
за больными в ОРИТ
(методические рекомендации
Для преподавателей)
Утверждено на заседании кафедры
Марта 2013 года
Заведующий кафедрой
Проф. А.Б.Ларичев
Ярославль
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Ознакомить студентов с патогенезом, клиникой и методами экстренной помощи при терминальных состояниях.
Студент должен знать:
· патогенез терминальных состояний,
· фазы умирания,
· клинику терминальных состояний,
· алгоритм сердечно-легочной реанимации,
· мониторинг при терминальных состояниях,
· юридические основы деятельности врача при терминальных состояниях и умирании,
· меры по противоишемической защите мозга.
Студент должен уметь:
· установить наличие терминального состояния,
· выполнить базовую сердечно-легочную реанимацию,
· констатировать биологическую смерть.
ОСНАЩЕНИЕ
Электронные фотографии, компьютер, ситуационные задачи, тест, манекен, катетеры.
ПЛАН проведения ПРАКТИЧЕСКОго ЗАНЯТИя
Этап занятия | Время (мин) | Место отработки этапа | Содержание работы |
1. Организационный | Учебная комната | ||
2. Контроль исходного уровня знаний | Учебная комната | Тест | |
3. Семинар | Учебная комната | Ответы на вопросы, решение ситуационных задач. | |
4. Промежуточный итог | Учебная комната | Выяснение возникающих вопросов. | |
5. Практическая часть | 4 час. | Реанимационный зал. Операционная. Палаты | Освоения навыков по уходу за больными в ОРИТ. |
6. Заключительный контроль | Учебная комната | Дневник производственной практики | |
7. Общий итог | Учебная комната | Самооценка |
Воспитательное значение
Смерть – закономерное завершение жизненного цикла, но несмотря на это, при многих видах патологии врач должен противопоставить смерти свои знания и умения, продлив жизнь человека. Реанимация завершается успешно лишь в 15% случаев. Факт умирания юридически значим, поэтому врач должен обладать твердым знанием своих обязанностей при умирающем, порядка констатации биологической смерти.
ТЕМЫУИРС и НИРС
1. Алгоритм лечебных мероприятий при различных видах шока (гиповолемический, кардиогенный, перераспределительный).
2. Смерть мозга: медицинские и юридические аспекты.
3. Болезни оживленного организма.
ЛИТЕРАТУРА
основная:
ü Кузнецов Н.А., Бронтвейн А.Т. Уход за хирургическими больными: учебник. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. ––288 с.
ü Евсеев М.А. Уход за больными в хирургической клинике: учебное пособие. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –192 с.
ü Шевченко А.А. Клинический уход за хирургическими больными. «Уроки доброты»: учебное пособие для медицинских вузов. –М.: ГЭОТАР-Медиа. –2008. –416 с.
дополнительная:
ü Зильбер А.П. Медицина критических состояний: общие вопросы. Т.I. –Петрозаводск: издательство Петрозаводского университета. –1995. –360 с.
ü Зильбер А.П. Этика и закон в МКС. Этюды критической медицины. Т.IV. –Петрозаводск: изд-во Петрозаводского университета. –1998. –560 с.
ü Клиническая хирургия: национальное руководство: в 3-х томах / под ред. В.С.Савельева, А.И.Кириенко. –М.: ГЭОТАР-Медиа, -2008, -ТI, 864с.
ü Ключевский В.В. Хирургия повреждений: руководство. –Рыбинск: Рыбинский дом печати. –2004. –784 с.
ü Кузнецов Н.А., Бронтвейн А.Т., Родоман Г.В. и др. Основы клинической хирургии. –М.: Лист Нью. –2006. –736 с.
ü Пропедевтика хирургии (избранные лекции) /Под ред. В.К.Гостищева и А.И.Ковалева. –М.: Медицинская информационное агентство. –2008. –904 с.
ü Пропедевтика хирургической патологии (курс лекций) /Под ред. А.И.Ковалева и А.П.Чадаева –М.: Медицинская книга. –2006. –640 с.
ü Руководство по общей хирургии: учебное пособие /Под ред. Н.А.Ефименко, В.Е.Розанова, П.Н.Зубарева. –М.: Медицина. –2006. –752 с.
ü Руководство по скорой медицинской помощи / Под ред. С.Ф.Богненко и др. –М.: ГЭОТАР-Медиа, -2008, -816с.
ü Травматология и ортопедия: руководство для врачей в 3 томах /Под ред. Ю.Г.Шапошникова. –М.: Медицина. –1997.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое «реанимация» и «интенсивная терапия»?
2. Какие больные составляют контингент отделения реанимации и интенсивной терапии?
3. В чем заключаются особенности структуры отделения реанимации и интенсивной терапии?
4. Как организуется работа в отделении реанимации и интенсивной терапии?
5. Какие зоны выделяют в ОРИТ с точки зрения соблюдения санэпидрежима?
6. В чем заключаются особенности гигиены медицинского персонала отделения реанимации и интенсивной терапии?
7. Каково содержание санитарно-эпидемиологического режима в отделении реанимации и интенсивной терапии?
8. Каким образом осуществляется наблюдение за больными?
9. Каковы особенности ухода за больными в тяжелом и бессознательном состоянии?
10. Каковы особенности ухода за больными в критическом состоянии?
11. Каковы особенности ухода за умирающими больными?
12. Каковы правила обращения с трупом?
13. Как проводят беседу с родственниками умершего?
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
У пациента П. 35 лет, находящегося в отделении ОРИТ в связи с закрытой черепно-мозговой травмой, 30 секунд назад зафиксирована остановка сердца и дыхания.
Какие меры необходимо предпринять? Каков алгоритм?
После предпринятых мер у больного восстановился ритм сердца, но отсутствует сознание и спонтанное дыхание.
Каковы дальнейшие действия? Как осуществлять уход за больным?
Больному для обеспечения вентиляции легких наложена трахеостома.
Как осуществлять уход за трахеостомой? Как предупредить развитие пневмонии?
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧУ
У больного зафиксирована клиническая смерть. Показана сердечно-легочная реанимация. Следует восстановить проходимость дыхательных путей, выполнить искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца, осуществить венозный доступ, медикаментозную поддержку и противоишемическую защиту мозга. Восстановление ритма сердца и кровоснабжения мозга является критерием эффективности сердечно-легочной реанимации. Требуется продленная ИВЛ, противоишемичнская защита мозга. Уход включает гигиенические мероприятия, профилактику пневмонии и пролежней, адекватное питание. Трахеостома предполагает регулярную санацию полости рта и трахео-бронхиального дерева, борьбу с пересыханием слизистой дыхательных путей, санацию кожи вокруг свища.