Тема 2.7: Социально-экономическая политика в РФ в 2000-е гг.




Вид учебного занятия: лекция.

Цель учебного занятия: узнать о социально-экономической политике в РФ в 2000-е гг.

План занятия:

1. Основные направления внутренней политики страны.

2. Экономические реформы.

3. Основные результаты экономической политики

Содержание занятия:

Основные направления внутренней политики страны. В 1999 г., несмотря на общую нестабильность, стала заметной тенденция улучшения ситуации в экономике. Резкая девальвация российского рубля создала благоприятные возможности для роста экспорта и предопределила промышленный рост. Однако отрицательными последствиями значительной девальвации рубля стали ощутимое снижение реальных доходов населения (почти на 20% по сравнению с 1998 г.) и вследствие этого падение потребительского спроса, снижение оборота розничной торговли.

Первый Президент РФ В.В. Путин оставил неоднозначное наследие, которое ещё предстоит оценить историкам. Б. Н. Ельцин, человек советской эпохи, дал возможность появиться людям новой России. За восемь лет его правления страна стала другой. Были созданы основы рыночной экономики, утвердились частная собственность, многопартийность, возник слой предпринимателей. Важным завоеванием эпохи Ельцина стала хотя и несовершенная, но реально функционирующая демократия. Другой стороной его реформ стало усиление влияния на власть олигархов, всевластие губернаторов, криминальные разборки за передел собственности.

С уходом первого российского Президента завершилась не только эпоха Ельцина, завершился важный этап рыночных реформ и постсоветский революционный период развития страны. В эти годы в России произошла полномасштабная социальная революция, радикально изменилась система политических институтов и экономических отношений. Первая масштабная революция постиндустриального общества отличалась ограниченным применением насилия, многочисленными компромиссами с элитами предшествующего режима.

Реализация программы посткоммунистических преобразований, в общих чертах разработанной в 1991—1992 гг., потребовала гораздо большего времени, чем ожидалось, но к концу 1990-х гг. основные цели программы были достигнуты.

Благодаря новому президенту укрепилось доверие к власти. В. В. Путин выдвинул идею восстановления и укрепления вертикали власти, так как из-за неэффективности государственного управления тормозились экономические реформы. С избранием Путина идея реформирования государственной власти получила реальное воплощение. В мае 2000 г. Совет Федерации утвердил вторую часть Налогового кодекса, которая существенно урезала финансовую самостоятельность региональных лидеров, отобрав у них часть бюджетных поступлений. В мае 2000 г. новым главой правительства был назначен министр финансов Μ. М. Касьянов. Новый кабинет смог закрепить положительные тенденции в развитии народного хозяйства.

Экономические реформы. В экономике Путин продолжил курс реформ. Центр стратегических разработок подготовил рассчитанную на десятилетие (до 2010 г.) правительственную программу действий, получившую по имени главного разработчика название программа Грефа. Её цель — создание в России полноценного рынка, способного обеспечить высокие и устойчивые темпы роста, опережающего темпы роста мировой экономики. Для этого в соответствии с программой предполагалось законодательно гарантировать права частной собственности, обеспечить рыночную конкуренцию, освободить предпринимательскую инициативу от чиновничьего произвола, создать благоприятный инвестиционный климат, способствующий привлечению отечественного и иностранного капитала, обеспечить условия для свободного движения товаров, капитала, рабочей силы, провести налоговую и земельную реформу, реформы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и др. Программа Грефа была принята уже в июле 2000 г. Важнейшим результатом первого года президентства В. В. Путина стало начало налоговой реформы. Правительство установило с 2001 г. единую для всех — независимо от уровня заработков — ставку подоходного налога в 13%. Впервые в России вводились социальные налоговые вычеты на обучение и лечение. Центральный банк страны в 2000 г. фактически проводил политику валютного управления, суть которой заключалась в том, что банк не выпускал в обращение деньги, не обеспеченные валютными резервами. В результате фактического проведения такого курса, за который всегда выступали монетаристы, инфляция в стране существенно снизилась, а рубль значительно укрепился. Целый ряд важных шагов в 2000 г. был сделан в военной сфере. Серьёзные коррективы в планы военной реформы внесла гибель 12 августа 2000 г. атомной подводной лодки «Курск» — гордости отечественного флота. Эта общенациональная трагедия позволила увидеть всю остроту проблем, накопившихся в Вооружённых силах.

В целом экономические итоги 2000 г. были весьма успешными. Темпы хозяйственного роста оказались рекордными за последние двадцать лет. Увеличение ВВП составило 7,7%. Более 26 месяцев (с сентября 1998 г.) продолжался непрерывный рост промышленности. Наиболее резкий скачок (32%) отмечался в лёгкой промышленности. Впервые за долгие годы был зафиксирован рост производства в сельском хозяйстве (на 5%). В 2000 г. оно впервые стало рентабельным. Данные Госкомстата свидетельствовали также о росте реальных доходов населения — на 9,2% и насыщении потребительского рынка страны. Главным двигателем подъёма российской экономики на рубеже нового столетия стал инвестиционный бум. К тому же за предшествующие годы появились рыночноориентированные предприятия, способные обеспечить нормальное производство за счёт ресурсов, которые освобождались из неэффективного, доставшегося по наследству советского сектора. Ранее этот процесс шёл медленно из-за слабости проводившейся экономической политики.

Экономический рост выявил застарелые болезни российской экономики. Через два года после начала подъёма она натолкнулась на жёсткие ресурсные и структурные ограничения. Высокие цены на нефть на мировом рынке подталкивали правительство Касьянова на путь лёгких решений. Мешали реформам и внутренние противоречия в правительственном кабинете, отсутствие в нём единой точки зрения на характер и темпы реформ.

В целом, несмотря на очевидные сдвиги во многих областях, в 2000 г. власти ещё не удалось достичь необходимой стабильности роста экономики. Во многом были справедливы упрёки в адрес правительства со стороны видных экономистов в том, что оно не смогло воспользоваться благоприятной ситуацией в экономике. По итогам необычайно успешного 2000 г. Россия лишь вернулась к уровню 1994 г., когда падение производства составило по сравнению с 1991 г. 40%.

Вступление России в новое тысячелетие ознаменовалось качественными изменениями во внутренней и внешней политике страны. Кризис 1998 г. положил конец экономике спада. С 1999 г. в стране начался восстановительный рост экономики.

Политика В. В. Путина до новых президентских выборов была направлена на обеспечение модернизационного прорыва, необходимого для превращения России в процветающую, экономически сильную и влиятельную страну. Российское правительство начало проводить преобразования, направленные на укрепление прав собственности и углубление структурных реформ, включение страны в мировое сообщество и хозяйство. Были внесены позитивные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» был упорядочен и укреплён частный земельный оборот, что позволило сократить масштабы теневого оборота и коррупции. В 2003 г., когда источники восстановительного роста были исчерпаны, перед страной встала новая проблема: как обеспечить быстрое экономическое развитие, ориентируясь на создание новых производственных мощностей, привлечение квалифицированной рабочей силы. С 2004 г. серьёзное влияние на экономическую ситуацию в стране оказывала конъюнктура мирового нефтяного рынка. Цена на нефть достигла уровня 1970-х гг. В этих условиях российское правительство проводило ответственную финансовую и денежную политику, что позволило серьёзно улучшить ситуацию. Восстановление экономического роста, успешная налоговая реформа 2000—2002 гг. обеспечили высокие темпы роста доходов бюджета (в среднем 13% в год). В стране укреплялась рыночная инфраструктура. Возникали малые, средние и крупные фирмы, появились инициативные предприниматели и менеджеры. Образовались валютные и фондовые биржи, консалтинговые и аудиторские фирмы, многочисленные коммерческие банки. В повседневную хозяйственную практику вошли такие понятия, как акционерный капитал и курсы акций, слияние и поглощение корпораций. Госдумой были приняты сотни законов, касающихся приватизации, налогообложения, банкротства. С 1999 г. валовой внутренний продукт (ВВП) страны рос в среднем на 6% в год (что было выше среднемировых показателей). В целом период первого президентства Путина стал для России наиболее успешным периодом развития за последние 100 лет. С 2000 по 2004 г. ВВП вырос на 38%, почти в 10 раз увеличились золотовалютные резервы, уровень инфляции снизился более чем в три раза. Это позволило заметно сократить до уровня 1992—1993 гг. государственный внешний долг и поставить вопрос перед международными финансовыми учреждениями о возможности досрочного погашения оставшегося долга России. Также заметно выросли реальные доходы населения и потребительские расходы. В 2003 г. Россия стала третьим в мире экспортёром пшеницы после США и ЕС.

Главным внутриполитическим событием 2004 г. стали выборы Президента страны. Особенность этой кампании состояла в том, что имя победителя было известно задолго до голосования.

Чтобы обеспечить качественный рывок в хозяйственном развитии, необходимы были внутренние условия, способствующие долговременному экономическому росту, а также благоприятная международная ситуация. К 2006 г. Россия достигла уровня ВВП РСФСР докризисного 1990 г. Это свидетельствовало о том, что страна вышла из кризиса, но ещё не стала развитым процветающим государством. Российская Федерация существенно отставала от группы развитых стран с точки зрения основных характеристик производства и инвестиций — производимой продукции в расчёте на душу населения, качества применяемых в производстве технологий и общей его эффективности, абсолютных показателей производительности труда и капитала. На рубеже XX—XXI вв. энергоёмкость ВВП России в три с лишним раза превосходила аналогичный показатель в странах ЕС. При производстве одной булки хлеба или тонны чугуна страна тратила в 2—3 раза больше электричества, сжигала в 2—3 раза больше газа и в 2-3 раза интенсивнее загрязняла окружающую среду. При этом объём производства энергоресурсов был явно недостаточным для дальнейшего роста экономики. Согласно рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономического форума в Давосе, по итогам 2002 г. Россия была лишь на 64-м месте в мире (из 80 стран), проигрывая таким государствам, как Болгария, Перу и Колумбия. Камнем преткновения для России (как и СССР) стала проблема, которую в научных кругах называют «нефтяным проклятием». С 1999 г. цена на нефть на мировом рынке стала стремительно расти. Россия начала наращивать её экспорт и вскоре превратилась в самого крупного поставщика энергоносителей в мире. Высокие цены на нефтяном рынке позволяли власти ничего не менять в экономике. Это одна из причин, по которой реформы естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, налоговой, банковской и правоохранительной систем, способствующие созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, сбавили темп.

Перед страной по-прежнему остро стояли вопросы утечки мозгов и капиталов. Большую остроту приобрели также социальные проблемы: теряющее конкурентоспособность в условиях постиндустриального мира образование, низкое качество здравоохранения и системы социальной защиты, мизерные пенсии, нарастающее социальное расслоение общества при слабости среднего класса (не более 20% населения). В 2005 г. средняя реальная заработная плата в РФ составляла примерно 70% от уровня 1990 г. Российский уровень ВВП на душу населения соответствовал уровню развивающихся стран и был в несколько раз ниже среднего уровня в развитых странах. При этом доля населения, живущего в бедности, т. е. испытывающего затруднения с удовлетворением элементарных жизненных потребностей, составляла не менее 35%. Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения являлся четырнадцатикратным и последние десять лет не уменьшался.

Огромен также разрыв, отделяющий Россию от развитых стран в области социальной инфраструктуры — количества и качества жилья и коммунальных услуг, уровня обеспеченности медицинскими услугами, социального и пенсионного обеспечения, охраны материнства и детства. В последние годы демографическая ситуация стала несколько выравниваться, но тенденцию к уменьшению численности населения пока не удаётся изменить. С начала 1990-х гг. население страны устойчиво сокращается на 700—800 тыс. человек в год. При сохранении этой тенденции к 2025 г. на территории России будет проживать менее 125 млн человек.

После избрания В. В. Путина на второй срок власть должна была искать новые варианты «выздоровления», развития страны, повышения её конкурентоспособности, искоренения бедности. В марте 2004 г. вместо Μ. М. Касьянова новым Председателем Правительства стал Μ. Е. Фрадков. В качестве важнейшей задачи перед новым кабинетом, Президентом была поставлена амбициозная задача удвоить к 2010 г. ВВП. В условиях исчерпания ресурсов восстановительного роста поддержание прежних темпов роста ВВП оказалось для нового правительства весьма затруднительным. На пути реализации идеи удвоения ВВП встала такая сложная проблема, как низкое качество большинства экономических институтов страны. Финансовые диспропорции, замедление снижения инфляции, другие негативные тенденции в экономике вызвали в российском обществе бурную полемику. Приходит осознание того, что России нельзя оставаться зависимой от нефтегазовых доходов и нужно проводить активную интервенционистскую государственную политику. По мнению Президента, сырьевой экспорт при высоких мировых ценах на экспортируемые ресурсы должен служить развитию отечественной экономики и повышению уровня жизни россиян.

В очередном Послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2005 г. Путин в качестве главной политико-идеологической задачи определил развитие России как свободного демократического государства. Для её решения Президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению законности и повышению эффективности правосудия.

Но прежде всего, используя опыт Норвегии и США, правительство создало так называемый стабилизационный фонд. В него зачислялись все доходы сверх определённой цены за баррель нефти (она называется ценой отсечения). Он не только поглощал «лишние» доллары, сдерживал инфляцию, но и гарантировал развитие страны на случай возможного падения цен на нефть. Уже к началу 2006 г. стабилизационный фонд достиг значительной суммы в триллион рублей.

Определённый поворот происходит и в социальной политике государства. Ещё в программе Г. О. Грефа впервые прямо и честно было сказано: ресурсы и возможности государства не беспредельны. Ни одна страна не в состоянии платить пособия или предоставлять льготы одновременно 2/3 всего населения. Поэтому главным принципом новой социальной политики, проводимой Путиным, становится пересмотр избыточных социальных обязательств государства, которые финансово не обеспечены. Начавшаяся весной 2005 г. глубокая социальная реформа стала и самой болезненной, поскольку предполагала монетизацию льгот вместо их натурализации. Проведённая властями без должной подготовки, она вызвала в стране волну протестов. Однако её необходимость вполне очевидна, поскольку натуральные льготы в рыночной экономике не только бессмысленны, но и вредны.

Так как многие задачи восстановления российской экономики ко времени второго президентства В. В. Путина были решены, одним из главных направлений деятельности правительства Μ. Е. Фрадкова становится создание организационных механизмов для реализации реформ и обеспечение их финансовыми ресурсами.

В 2006 г. набрала обороты реформа электроэнергетики. РАО ЕЭС удалось убедить руководство страны в необходимости скорейшего привлечения частных и государственных средств в электроэнергетику для поддержания энергобаланса. Согласно принятому в этих целях инвестиционному плану, получившему название «ГОЭЛРО-2», акцент был сделан на развитии атомной энергетики. Одновременно с этим государство предприняло ряд шагов для возвращения контроля над стратегически важными предприятиями атомного машиностроения. Началась реализация крупномасштабных проектов в машиностроении, металлургии и оборонно-промышленной отрасли. Проводились структурные реформы в авиа- и судостроении. Вначале ведущие вертолётостроительные предприятия были консолидированы в «Оборонпром», подконтрольный «Рособоронэкспорту», а затем было положено начало созданию Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). За несколько лет в России был совершён настоящий прорыв: созданы при бюджетном финансировании инвестиционный и венчурный фонды, особые экономические зоны, специализирующиеся на финансировании долгосрочных инвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации.

В сентябре 2005 г. Президент В. В. Путин в целях содействия развитию новой экономики и нового общества объявил о необходимости сконцентрировать усилия государства на нескольких направлениях: здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направления получили статус приоритетных национальных проектов (ПНП), развитие которых Президент взял под личный контроль.

Основные результаты экономической политики. В связи с завершением второго срока президентства В. В. Путина, в целях обеспечения преемственности политического курса в 2007 г. руководство государства уделило большое внимание вопросам стратегии инновационного развития страны, ориентированной на укрепление державы, на переход от политики стабилизации экономики к политике её развития. То, что страна вновь смогла ставить перед собой амбициозные задачи и решать их, — несомненный результат восьмилетнего президентства В. В. Путина. Ценой немалых усилий в эти годы удалось предотвратить распад страны, восстановить единое правовое пространство. Россия вернулась на мировую арену как сильное государство. По итогам 2007 г., согласно данным международных экспертов, Россия опередила такие страны «восьмёрки», как Италия и Франция, по объёму ВВП, рассчитанному по паритетной покупательной способности, и вошла в семёрку крупнейших экономик мира. Страна смогла выплатить значительную часть внешнего долга. За последние пять лет вдвое выросли бюджетные ассигнования на образование и в три раза — на здравоохранение. Частично это было связано с благоприятной мировой конъюнктурой — высокими ценами на энергоносители и с импортозамещением после дефолта 1998 г. Однако не последнюю роль сыграла проводимая в эти годы макроэкономическая и финансовая политика.

За годы устойчивого экономического роста к динамичному развитию нефтегазового сектора добавились успехи в производстве стали, алюминия, вооружений, сельскохозяйственной продукции. Начался рост производства в обрабатывающих отраслях промышленности, который в последние годы был даже заметно выше, чем в добывающих отраслях. Чтобы на деле реализовать главное конкурентное преимущество России — человеческий капитал — в апреле 2007 г. Президентом была утверждена «Стратегия развития наноиндустрии». Спустя несколько месяцев была создана специализированная государственная корпорация РОСНАНО, задача которой — оказать содействие развитию мощной и конкурентоспособной отечественной наноиндустрии и тем самым вывести Россию в число мировых лидеров в области передовых технологий.

В сформулированной в Посланиях Президента Федеральному Собранию социально-экономической доктрине, получившей в прессе название «План Путина», были обозначены приоритетные задачи государства на перспективу. Главная из них: Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной. Для этого прежде всего должны быть кардинально ускорены темпы инновационного развития. Жить и развиваться за счёт экспорта сырья — это путь в никуда. Инновационный потенциал страна может нарастить только с помощью усилий в науке, образовании, за счёт повышения эффективности государственного управления.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. На основе текста параграфа составьте перечень изменений, которые были характерны для внутриполитической и социально-экономической жизни России в 2000 г. Какие из этих перемен, по вашему мнению, позволяют говорить о смене эпох?

2. Составьте характеристику экономической политики В. В. Путина. В чём она принципиально отличалась от политики Б. Н. Ельцина?

3. В чём, по вашему мнению, существенная разница между отношением к нефтяным запасам России как «нефтяному изобилию», «нефтяному проклятию» и «нефтяному вызову»? Интересы каких слоёв российского общества отражает каждая точка зрения? Какая из них доминировала в политике В. В. Путина?

Рекомендуемая литература:

 

1. Артемов, В. В. История [Электронный ресурс]: учебник В. 2 ч. Ч. 2. / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков.- М.: Академия, 2017. – 400 с. - Режим доступа. https://www.academia-moscow.ru

2. Самыгин, П. С. История [Электронный ресурс]: учебное пособие / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин. – Москва: ИНФА-М. 2020. – 528 с. – (Среднее профессиональное образование). - URL: znanium.com

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: