Иванова Екатерина
Учитель русского языка
И литературы Матвиенко О.С.
г. Минск
М. Ю. Лермонтов.
Стихотворение “ Парус ”
План
1. История создания.
2. О чем данное стихотворение?Его тема и идея?
3. Композиция стихотворения.
4. Способ стихосложения, рифмы
История создания
Данное стихотворение было написано юным семнадцатилетним поэтом в 1832 году. В этот сложный период Лермонтову приходится покинуть Москву и прервать учебную деятельность в университете. Приняв такое сложное для себя решение, поэт устремляется в Петербург. Там в холодном Петербурге, гуляя по берегам Финского залива, юный Михаил и создает своё бессмертное произведение. Первый вариант написанного произведения поэт высылает в письме к М. Лопухиной. В раннем варианте стихотворение «Парус» начиналось словами: «Белеет парус отдаленный». Впоследствии Лермонтов переработал первую строчку, заимствовав известное многим начало произведения из поэмы, написанной А. А. Бестужевым-Марлинским «Андрей, князь Переяславский». «Парус» является одним из величайших произведений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
О чем данное произведение? Его тема и идея?
Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога.
Лермонтовский «Парус» ассоциируется не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний. Читая произведение перед нами встает и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и сам одинокий поэт. Возникающее в воображении бушующее море, о котором повествуется в начале стихотворения, сменяется переживаниями самого Лермонтова, покинувшего Москву и отказавшегося от мечты стать филологом. Одинокий парус, о котором повествует юный поэт, не случайно выбран главной идеей произведения, так как автор сам одинок в бушующем мире людей.
|
Композиция стихотворения
Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.
Необычный порядок слов в предложении называется инверсией. Она помогает выделить наиболее значимые слова и передать настроение.
«В тумане моря голубом », «Что ищет он в стране далёкой? », «Что кинул он в краю родном? » - здесь акцентированные эпитеты противопоставляются.
Лермонтов рисует словами, стихами картину моря, вызывает эту картину в нашем воображении. Основным фоном является образ «море — жизнь».
Лермонтов пользуется для обозначения жизни традиционным поэтическим образом моря, которое символизирует различные перипетии жизни (ее бедствия, перемены, волнения), а парус — символ брошенного в житейском море человека.
Противопоставлены друг другу с помощью антитезы основные герои произведения (парус, поэт, с одной стороны, и реальное и житейское море — с другой).
|
Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение движения, изменчивости:
1-е четверостишье: парус — белеет, ищет, кинул;
2-е четверостишье: парус — мачта гнется и скрипит;
3-е четверостишье: парус — просит бури.
В 1-м и 3-м четверостишьях царствует покой. А парус — в противоположность — пронизан стремлением к движению.
2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон напряжения.
- Почему парус назван мятежным?
Прилагательное мятежный у Лермонтова — беспокойный, тревожный, мятущийся. Слово мятежный связано со словом буря, которое также испытало на себе влияние эпохи. Поэтому стихотворение «Парус», дойдя до читателей, было воспринято в обществе более широко и вольно, и в нем нашли и отрицание окружающей поэта действительности, и революционные порывы.
Способ стихосложения, рифмы
Стихотворение написано в стиле четырехстопного ямба. Читая произведения, прослеживается перекрестная рифмовка, когда первая и третья строчки в каждой из строф заканчиваются на женскую рифму. В случае написания второй, а также четвертой строчек преобладает мужская рифма.
Бе|ле|ет |па|рус| о|ди|но|кой|
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Средства выразительности
Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.
Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным.
|
Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность.
Антитеза:“страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.
Заключение
В стихотворении чувствуется и тревога, и грусть, и сожаление, и неприкаянность, неопределенность, и надежда. Критиковать «Парус» Лермонтова практически невозможно. Так как стихотворение достоверно отражает всю глубинку переживаний юного поэта, тревожного жаждущего вечной бури.