1. Нитроглицерин в таблетках.
2. Нитросорбид.
3. Анаприлин в таблетках.
4. Коринфар.
5. Верапамил в таблетках.
6. Атенолол в таблетках.
7. Раствор магния сульфата – ампулы.
8. Энам в таблетках.
9. Капотен в таблетках.
10. Дигитоксин.
11. Раствор строфантина в ампулах.
12. Раствор коргликона в ампулах.
13. Гипотиазид в таблетках.
14. Фуросемид в таблетках, в ампулах.
Задание № 3. Решить ситуационные задачи:
1. Больной, страдающий ГБ, принял гипотензивный препарат в результате чего АД через 3 часа снизилось, состояние больного улучшилось и он встал с постели. Сразу началось головокружение с последующей потерей сознания. Больного уложили в постель и вскоре все симптомы исчезли. Какой препарат мог быть причиной ортостатической гипотензии? Обоснуйте свой ответ.
2. Больному с ГБ назначили мочегонное средство, снижающее АД. АД снизилось, но у больного появились боли в сердце, слабость. С целью уменьшения возникших осложнений назначен калия хлорид. Какой диуретик был применен? Почему был назначен калия хлорид? Обоснуйте свой ответ.
Тема: Средства, применяемые при избыточной функции желез желудка.
Средства, влияющие на аппетит. Рвотные, противорвотные средства.
Цель занятия: изучить механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты, противопоказания к применению, средств по теме.
Результатом освоения данной темы является овладение обучающимися общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
Задание № 1. Ответить устно на контрольные вопросы:
1. Классификация средств, влияющих на функции органов ЖКТ.
2. Классиффикация средств, понижающих секрецию желез желудка.
3. М-холиноблокаторы: механизм действия, фарм.эффекты, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания препарата пирензепин.
4. Блокаторы Н2 –гистаминовых рецепторов, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты, сравнительная характеристика препаратов Препараты: ранитидин.
5. Ингибиторы протонной помпы. Фармакологическая характеристика группы: омепразол.
6. Средства, влияющие на аппетит 7. Средства, понижающие аппетит (анорексигенные средства): сибутрамин. Механизм действия, показания к применению, побочные эффекты. Противопоказания к применению, отпуск из аптек. 8. Механизм действия, фарм.эффекты, показания и побочные действия средств, повышающих аппетит (горечи). Препараты: настой и настойка полыни, настойка горькая, настой корня одуванчика, настой корня аира, «Гербион» желудочные капли. 9. Рвотные средства. Принцип действия, показания к применению, актуальность. 10. Противорвотные средства: М-холиноблокаторы, блокаторы Н1 гистаминовых рецепторов, дофаминоблокаторы, блокаторы серотониновых рецепторов. Механизмы действия, показания к применению. 11. Определение антацидных средств. |
12. Принцип действия антацидов.
|
13. Классификация антацидов: всасывающиеся (резорбирующего действия) и не всасывающиеся (не резорбирующего действия).
14. Моно препараты:
-натрия гидрокарбонат;
-алюминия гидроокись, фосфат. |
15. Комбинированные препараты: Альмагель (А, Нео, Т), маалокс, фосфалюгель, гастал,. 16. Показания к применению антацидов. 17. Правила приема и режим дозирования |
18. Побочные эффекты антацидов.
Задание № 2. Заполнить таблицу:
Средства, применяемые при избыточной секреции:
Антацидные средства | Антисекреторные средства | Гастропротекторы | ||
Всасывающиеся | Невсасывающиеся | Н2 – блокаторы | Блокаторы протонного насоса | |
Тема: Антихеликобактерная терапия. Средства, применяемые при недостатке функций желез желудка. Ферменты. Слабительные средства.
Цель занятия: изучить механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты, противопоказания к применению, средств по теме.
Результатом освоения данной темы является овладение обучающимися общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
Задание № 1. Ответить устно на контрольные вопросы:
1. Определение гастропротекторов.
|
2. Принцип действия гастропротекторов:
3. Препараты, создающие защиту слизистой оболочки: препараты висмута (викалин, де-нол).
4. Препараты, повышающие защитную функцию слизистого барьера и устойчивость слизистой оболочки к действию повреждающих факторов: пирензепин, омепразол, мизопростол.
5. Непосредственные стимуляторы процессов регенерации эрозий и язв: солкосерил, метилурацил, пентоксил, витамины гр. В (1,2,6,12), А,U, анаболические стероиды.
6. Показания к применению гастропротекторов.
7. Принципы лечения язвенной болезни желудка и 12 –типерстной кишки.
8. Антихеликобактерные средства: антибиотики, производные имидазола, комбинированные препараты.
9. Средства, применяемые при гипофункции пищеварительных желез: 10. Средства, стимулирующие секрецию желез желудка: гистамин, «Гербион» желудочные капли. 11. Средства заместительной терапии: кислота хлористоводородная, пепсин, сок желудочный натуральный, ацидинпепсин, абомин. 12. Ферментные препараты: панкреатин, мезим-форте, креон, панзинорм форте, фестал, энзистал, дигестал. |
13. Показания для назначения ферментных препаратов.
14. Принципы лечения ферментными препаратами.
15. Побочные эффекты и противопоказания к применению.
16. Средства, влияющие на моторику кишечника: повышающие и понижающие тонус и перистальтику кишечника. Показания к применению, побочные эффекты.
17. Слабительные средства. Классификация.
18. Показания к применению слабительных средств.
19. Побочные эффекты слабительных средств.
20. Противопоказания к применению
Задание № 2. Заполнить таблицу:
Средства, применяемые при недостаточной секреции желез желудка:
Стимулирующие секрецию | Ферментные препараты | Заместительная терапия |
Тема: Антидиарейные средства. Желчегонные средства. Гепатопротекторы.
Цель занятия: изучить механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты, противопоказания к применению, средств по теме.
Результатом освоения данной темы является овладение обучающимися общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
Задание № 1. Ответить устно на контрольные вопросы:
1. Причины диареи. 2. Препараты для лечения диареи: - противомикробные средства: антибиотики, синтетические противомикробные средства; - энтеросорбенты; - препараты электролитов с углеводами; - средства, угнетающие перистальтику; - пробиотики (бифидо- и лактосодержащие). 3. Гепатотропные средства, их деление на желчегонные и гепатопротекторы. 4. Классификация желчегонных средств. 5. Препараты, стимулирующие желчеобразование (холеретики), их деление на средства, содержищие желчь и ЖК, растительные и синтетические препараты. Фарм.действие, показания к применению. 6. Холеспазмолитики: М-холиноблокаторы, спазмолитики миотропного действия. Фарм.действие, показания к применению. 7. Холекинетики: магния сульфат, сорбит, ксилит. Принцип их действия, показания к применению. 8. Гепатопротекторы: классификация, фарм.эффкты, показания к применению, побочные эффекты. 9. Средства уменьшающие образование конкрементов в ЖВП (холелитолитические средства). Принцип действия, показания к применению. |
Задание № 2. Заполнить таблицу:
Желчегонные средства:
Препараты, стимулирующие образование желчи | Препараты, стимулирующие отхождение желчи |
Практическое занятие №9
Тема: Средства, влияющие на функции органов пищеварения.
Цель занятия: изучить механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты, противопоказания к применению, средств, влияющих на функцию органов пищеварения. Средства, влияющие на систему крови.
Научиться выписывать лекарственные средства в рецептах.
Результатом освоения данной темы является овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
Задание № 1. Ответить устно на контрольные вопросы:
1. Препараты, влияющие на аппетит. Показания к назначению, побочные эффекты.
2. Рвотые и противорвотные средства. Применение, механизм действия.
3. Препараты, применяющиеся при недостаточной функции желез, особенности применения, побочные эффекты.
4. Препараты, применяющиеся при избыточной функции желез желудка: антисекреторные средства (М-холиноблокаторы: атропина сульфат, платифиллина гидротартрат; ингибиторы протонной помпы: омепразол; блокаторы Н2- гистаминовых рецепторов: ранитидин); антацидные препараты: альмагель, фосфалюгель, маалокс; гастропротекторы: де-нол, «Викаир», средства, ускоряющие поцессы регенерации: метилурацил, мизопростол; механизм действия, особенности применения, побочные эффекты.
5. Средства, применяющиеся при нарушениях функции поджелудочной. Показания к назначению, пути введения.
6. Гепатопротекторы, показания к назначению, фармакологические эффекты, пробочные действия.
7. Желчегонные средства, классификация, показания к назначению, побочные эффекты.
8. Слабительные средства, классификация. Применение препаратов, побочные эффекты.
9. Антидиарейный средства, классификация. Применение препаратов, побочные эффекты.
Задание № 2.
Выпишите в рецептах, укажите фармакологическую группу.
1. Драже фестала.
2. Альмагель суспензия.
3. Фосфолюгель.
4. Омепрозол.
5. Лоперамид.
6. Де-нол в капсулах.
7. Но – шпа в таблетках.
8. Сенаде в таблетках.
9. Атропина сульфат в ампулах.
10. Аллахол в таблетках.
Тема: Средства, влияющие на эритропоэз и лейкопоэз. Средства, способствующие свертыванию крови.
Цель занятия: изучить механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты, противопоказания к применению, средств по теме.
Результатом освоения данной темы является овладение обучающимися общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
Задание № 1. Ответить устно на контрольные вопросы:
1. Средства, регулирующие кроветворение. 2. Средства, влияющие на эритропоэз. 3. Средства, применяемые для лечения гипохромной (железодефицитной анемии). 4. Характеристика гипохромной анемии. Обмен железа в организме. 5. Препараты железа для энтерального и парентерального применения. 6. Принципы лечения препаратами железа. Побочные эффекты препаратов железа. 7. Средства для лечения гиперхромных анемий: цианокобаламин, фолиевая кислота. Сравнительная характерисмтика. 8. Средства, стимулирующие лейкопоэз, показания к применению. 9. Причины лейкопений. 10. Средства, угнетающие лейкопоэз (Противоопухолевые средства). 11. Принцип действия препаратов, показания и способ применения, побочные эффекты. 12. Гемостатики. Классификация. 13. Местные гемостатики: тромбин, губка гемостатическая коллагеновая, ферракрид, желпластин. 14. Гемостатики резорбтивного действия: фибриноген, менадиона натрия бисульфат (викасол), этамзилат. 15. Стимуляторы агрегации тромбоцитов: кальция хлорид, кальция глюконат. 16. Растения-гемостатики: лист крапивы, кора калины, лагохилус, цветки арники. 17. Механизм действия препаратов, фарм.эффекты, показания и способ приема, побочные действия,противопоказания. |
Задание № 2. Заполнить таблицу:
Заполнить таблицы. Перечислить средства, применяемые при анемии:
Гипохромной анемии | Гиперхромной анемии | |
Препараты железа | ||
Для перорального применения | Парентерального применения | |
Задание № 3. Заполнить таблицу:
Средства, способствующие образованию тромба (коагулянты):
Перечислить препараты, указать формы выпуска:
Для местного применения | Для парентерального применения | ||
Препараты кальция | Синтетич. аналог витамина К | Ингибиторы фибринолиза | |
Тема: Средства, препятствующие свертыванию крови. Средства, влияющие на фибринолиз.
Плазмозамещающие средства и солевые растворы.
Цель занятия: изучить механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты, противопоказания к применению, средств по теме.
Результатом освоения данной темы является овладение обучающимися общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
Задание № 1. Ответить устно на контрольные вопросы:
1. Средства, понижающие свертываемость крови (Антикоагулянты). Классификация. 2. Антикоагулянты прямого действия: гепарин и низкомолекулярные гепарины (фраксипарин). 3. Механизм действия, показания к применению, пути введения, побочные действия, противопоказания. 4. Антикоагулянты непрямого действия: аценокумарол (синкумар), фепромарон, варфарин. Механизм действия, показания к применению, пути введения, побочные действия, противопоказания. 5. Фибринолиз и средства, влияющие на его процессы. 6. Средства, понижающие фибринолиз: фибринолизин, стрептокиназа. 7. Средства, повышающие фибринолиз (Ингибиторы фибринолиза): аминокапроновая кислота, апротенин (контрикал, гордокс). |
8. Механизм действия препаратов, фарм.эффекты, показания и способ введения, побочные действия.
9. Функции кровозаменителей (Плазмозаменителей)
10. Классификация кровозаменителей.
11. Гемодинамические (противошоковые) кровозаменители.
12. Естественные: свежезамороженная плазма, альбумин, протеин.
13. Синтетические:
14. Препараты на основе декстрана:
- среднемолекулярные: полиглюкин, макродекс, интрадекс, декстран, плазмодекс;
- низкомолекулярные: реополиглюкин, реомакродекс, ломодекс, гемодекс.
15. Производные желатина: желатиноль, геможель, плазможель, желофузин. 16. Дезинтоксикационные кровозаменители. |
17. Принцип действия отдельных представителей групп, показания к применению, способ введения.Побочные эффекты, противопоказания.
Задание № 2. Заполнить таблицу:
Средства, препятствующие образованию тромба:
Антиагреганты | Антикоагулянты | Средства, способствующие фибринолизу (фибринолитические средства) | |
Прямого действия | Непрямого действия | ||
Задание № 3. Заполнить таблицу.
Перечислить:
Гемодинамические растворы | Средства при нарушении водно – электролитного баланса | Дезинтоксикационные растворы |
Тема Препараты гормонов гипофиза. Препараты гормонов щитовидной железы, поджелудочной железы.
Цель занятия: изучить механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты, противопоказания к применению, средств по теме.
Результатом освоения данной темы является овладение обучающимися общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
Задание № 1. Ответить устно на контрольные вопросы:
1. Анатомофизиологическая роль гормональной системы. 2. Заболевания, сопровождающиеся нарушением функции эндокринных желез. 3. Общие принципы гормональной терапии. 4. Препараты гипофиза: гонадотропин хорионический, тетракозактид (кортикотропин), соматотропин (сайзен), окситоцин, десмопреессин, мелатонин. 5. Принцип действия препаратов, показания к применению, побочные эффекты. 6. Функции гормонов щитовидной железы, их влияние на разные виды обмена. 7. Заболевания, сопровождающиеся нарушением функции щитовидной железы. 8. Лекарственные препараты, применяемые при гипофункции щитовидной железы: трийодтиронин, тириоидин, левотироксин (L-тироксин, эутирокс), «Тиреотом». 9. Препараты для профилактики йододифицита: калия йодид, Йодомарин, Йод-актив. 10. Антитиреоидные препараты: тимазол (мерказолил), L-тироксин. |
11. Механизм действия препаратов, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
12. Анатомо-физиологические особенности поджелудочной железы.
13. Функции инсулина (влияние на углеводный, белковый и жировой обмены).
14. Заболевания, сопровождающие нарушением функции поджелудочной железы.
15. Классификация инсулинов:
- по происхождению (говяжий, свиной, человеческий);
- по степени очистки;
- по продолжительности действия:
· инсулины ультракороткого действия: Ново – Рапид (Аспарт), Хумалог (Лизпро);
· инсулины короткого действия: Актрапид НМ, Хумулин Регуляр, Хумодар и др;
· инсулины средней продолжительности действия: Протафан НМ, Генсулин Н, Хумулин НПХ.
· инсулины длительного действия: Лантус (Гларгин), Левемир, Монодар Лонг, Монодар Ультралонг, Ультраленте, Ультралонг, Хумулин Л и др.
16. Фармакокинетическая характеристика инсулинов разной продолжительности действия.
17. Комбинированные инсулины: Хумулин М1, М3, Актрафан НМ 20/80, Инсуман Комб 50/50.
18. Особенности введения инсулинов.
19. Осложнения инсулинотерапии, меры профилактики.
20. Неотложная помощь при гипогликемическом и гипергликемическом состояниях.
21. Классификация синтетических (таблетированных) сахароснижающих (гипогликемических) средств.
22. Механизм действия отдельных групп препаратов, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
Задание № 2. Заполнить таблицу:
Перечислить средства, применяемые при инсулинзависимом сахарном диабете:
Препараты инсулина | ||
Короткого действия | Средней продолжительности | Длительного действия |
Задание № 3. Заполнить таблицу:
Перечислить средства, применяемые:
При гипергликемической диабетической коме | При гипогликемической или инсулиновой коме |
Тема: Препараты глюкокортикоидов и минералкортикоидов. Препараты женских и мужских половых гормонов и их синтетические заменители.
Цель занятия: изучить механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты, противопоказания к применению, средств по теме.
Результатом освоения данной темы является овладение обучающимися общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
Задание № 1. Ответить устно на контрольные вопросы:
1. Физиологическая роль надпочечников в организме. 2. Функции минералокортикоидов, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания. 3. Препараты минералокортикоидов: дезоксикортикостерона ацетат (ДОКСА), флудрокортизона ацетат (кортинефф). 4. Функции глюкокортикоидов, их влияние на все виды обмена. 5. Механизм действия глюкокортикоидов. 6. Фармакологические эффекты препаратов глюкокортикоидов. 7. Показания к применению глюкокортикоидов. 8. Побочные эффекты и противопоказания к применению. 9. Препараты глюкокортикостероидов, их сравнительная характеристика. Особенность действия и применения: - препараты для приема внутрь и для парентерального введения (системного действия): гидрокортизон, преднизолон, дексаметазон; - препараты для наружного применения в дерматологии: гидрокортизон, целестодерм, «Лоринден А», «Лоринден С» и другие комбинированные препараты; - препараты ГКС, применяемые в офтальмологии и оторинологии: мазь гидрокортизоновая глазная, дексаметазон офтан, софрадекс, назонекс, фликсоназе. - ингаляционные глюкокортикостероиды: беклометазон (беклозон, бекломет, альдецин); флутиказон (фликсотид); 10. Физиологическая роль эстрагенов и гестагенов в организме, их функциональные регуляторы. 11. Препараты эстрагенов: эстрон (фолликулин) эстрадиола дипропионат, синестрол. Фарм.действие, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания. 12. Препараты гестагенов: прогестерон, прегнин, дидрогестерон (дюфастон). 13. Фарм.действие, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания. 14. Антигормональные препараты: - антиэтрагены (кломифена цитрат, тамоксифена цитрат); - антигестагены (мифепристон – Гинепристон). |
15. Принцип действия, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
16. Роль эстрагенов и гестагенов в организме.
17. Классификация гормональных контрацептивов.
18. По составу:
- комбинированные оральные контрацептивы (КОК) эстроген-гестагенные;
- гестагенные препараты (мини-пили).
19. Деление КОК на высокодозированные, среднедозированные, низкодозированные препараты.
20. Деление КОК на одно-, двух- и трехфазные препараты.
По способу введения:
- оральные;
- инъекционные;
- имплантанты;
- гормональные ВМС.
21. Механизм действия КОК и гестагенных препаратов. 22. Показания и особенность применения. 23. Побочные эффекты гормональных контрацептивов. 24. Противопоказания к применению гормональных контрацептивов. 25. Роль тестостерона в организме. 26. Препараты мужских половых гормонов (тестостерон и его аналоги). Фарм.действие, применение, побочные эффекты, противопоказания. 27. Антиандрогены: флутамид, финастерид, андрокур. 28. Механизм действия, показания к применению, побочные эффекты противопоказания. |
29. Стероидные анаболические средства: феноболин, ретаболилм и др. Фарм.действие, применение, побочные эффекты, противопоказания к применению.
Задание № 2. Заполнить таблицу:
Препараты женских половых гормонов.
Эстрогенные препараты | Гестагенные препараты | Пероральные контрацептивы |
Задание № 3. Составьте ситуационные задачи по применению препаратов гормонов надпочечников.