Онтология, гносеология, логика.




ВОПРОСЫПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ II КУРСА

(для всех специальностей). Первая часть.

1. Место и роль философии в системе духовной культуры.

«Психия» от греч – душа. Психика – душа интеллект.

§ Интеллект

§ Чувства – эволюции, интуиция

§ Воля – осознанная и неосознанная, подсознательная, бессознательная

Философия – явление духовной жизни общества.

Духовная культура – проявление человеческого духа и души народа. Культура человеческой мысли, интуиция, человеческие чувства - развивает духовность.

Духовная культура выражается в науке, искусстве, морали, религии, в повседневном духовном общении между людьми. Наука – главным образом рациональное проявление строго-логического мышления + интуиции. Искусство- логическое мышление, но больше чувств и интуиции. Часто это порыв человеческой души, который трудно выразить логически и вообще в словах. Мораль – как система нравственных чувств и убеждений, моральных ценностей. В качестве кот выступает представления людей о добре, справедливости, доме, совести, чести и т.д. Все это проявление духовной культуры людей, их духовности, включая религиозную духовность и религиозную культуру. Философия занимает особое место в системе Духовной Культуры. Она воспроизводит мир в его единстве и условности и выступает как ядро мировоззрения личности. Разное философское мировоззрение в немалой степени направляет поиск ученого, лежит в основе творческой реализации художника, воздействует на формирование моральных ценностей большинства масс людей. Роль фил в развитии Духовной культуры является основополагающей. Философия – касается всех этих сторон дух деятельности человека, учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях. Этим определяет ее роль в духовном развитии человечества и в его духовной культуре.

 

 

2. Возникновение философии, ее культурно - исторические предпосылки.

ФИЛИЯ + СОФИЯ = Философия (любовь к мудрости, любомудрие)

Философия возникла в середине 1 тыс. до н.э. в Др. Греции (7-6- вв. до н.э.). Но первые философские взгляды стали формироваться еще в первобытном обществе.

Первый человек интересовался вопросами жизни и смерти, связи человека с окружающим миром и отношения с другими людьми.

Основной культурно - исторической предпосылкой философии явилось общественное раздел труда и непосредственное разделение на умственное и физическое. Появляется слой людей, которые могут заниматься специальной проблемами Духовной Культуры; в большем числе религией, искусством, наукой, философией. Вторая предпосылка: достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления является миф. Миф это знания, вымысел и вера. С разложением первобытной общины и рабовладельческого строя, что сопровождал отделением умственного труда от физического все более развивалось рационально-логическое мышление. Это выказывается в математике Пифагора (6 вв. до н.э.), в философии Фалеса, Гераклита, Протагора. Они размышляли о проблемах мира, космоса и человека, о морали, регулярных отношений между людьми, об искусстве, религии. Их размышления все более опирались на научные знания и положили начало различным философским концепциям, направлениям и философским Школам (миледская, эллейская, атомисты). В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений всей человеческой культуры.

3. Предмет и структура философского знания:

онтология, гносеология, логика.

Философия ставит и решает вопросы мировоззренческого характера. Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом философском типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета. Это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого человека, как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру. Возникла с перенесением основного внимания на человека и его отношение к миру. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, но всегда в основе философского знания лежало выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Философия - еще и специфический тип мышления, эмоциональный настрой, система мировоззрения. Имеется ли внутреннее деление философской проблематики, в целом ориентированной на выявление отношений человека с миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с современной структурой философского знания, и прежде всего потому, что античная философия включала в себя тот состав знания, который в последствии отошел к естественным наукам. И все же уже в античности говорилось о онтологии - учении о бытии и о гносеологии - учении о познании, и о логике - учении о формах мышления. Все вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. Развивается ли вселенная по направлению к какой либо цели? Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии”.

 

4. Функции философии.

Основная ф ункция философии:

Мировоззренческая. Суть ее в том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и человека. Формирование мировоззрения людей, философия помогает им ориентироваться в сложном природном, информационном, техническом и духовном мире. В зависимости от того, научные или не научные явления, философия определяет и характер мировоззрения.

Познавательнаая. Философия решает проблемы познавания мира, раскрывая процесс его познания.

Методологическая. Она заключается в том, что философия выступает в качестве метода познания мира, общества и человека. В качестве такого метода выступает, например, Диалектика, как учение о развитии мира и его познание.

Прогностическая. Создает целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон, философия помогает выявить источники и направления развития тех или иных явлений природы и общества. Этим она полагает предвидеть ход событий.

Логотерапия. (Логос-Смысл, терапия-лечение). Речь идет о лечении смыслом, «задача философии усмотреть в том, чтобы помочь человеку справиться с теми страданиями, которые вызваны его непониманием того, что происходит в его жизни и в обществе.

 

 

5. Значение философии в переходные и нестабильные периоды

Развития общества.

 

Как в отечественной, так и в англоязычной научной литературе наряду с термином «переходный» (transitional) используется и термины «кризисный», «критический» (critical) и «кризис» (crisis) в отношении нестабильных периодов развития общества и культуры, так как процессы, характерные для этих периодов, часто носят негативный характер.

Несомненно, термины «переходный» и «кризисный» не являются тождественными, однако в отношении обозначения периодов в жизни общества и личности области данных понятий пересекаются, что даёт возможность использовать их как синонимичные в рамках нашей работы.

В различные справочных и энциклопедических изданиях приводятся следующие определения переходных и кризисных периодов:

В общепринятом представлении, период – это «промежуток времени, в течение которого что-нибудь происходит (начинается, развивается и заканчивается)», «переходный – промежуточный, являющийся переходом от одного состояния к другому», «кризис – резкий, крутой перелом в чём- нибудь»

С точки зрения философии, кризис – это «перерыв в функционировании системы с позитивным или негативным для неё результатом»

 

 

6. Материализм и идеализм как основные направления в истории

Философской мысли.

В решение философских проблем, касающихся развития мира, его познания преобладает материалистические или идеалистические подходы. Материализм и идеализм – 2 типа основных и наиболее широких направления х. Они различны потому, как они решают вопрос об отношении бытия и мышления материи и сознания, природы и духа. Материализм исходит из признака первичного бытия, материи и природы по отношению к созданию духу и мышлению. Материя – бытие природы – лежит в основе всех вещей и явлений в том числе и сознании. Сознание вторично, т.е. производно от материи от человеческого бытия. И за первичное признает сознание, мышление, дух; тем самым признает, что они лежат в основе всего существующего. Объективное – значит независимое от человеческого сознания. Субъективный Идеализм – указывает на сознание самого человека при этом он исходит из того, что мир есть комплекс ощущений человека. Материализм и Идеализм это не только различные мировоззрения, но и различные способы мышления – материалистическое и идеалистическое. Использование 1-го способа мышления называется монизмом. Исходящие из определяющей роли материал или духовного начала в развитии мира и человека. Противоположное монизму – дуалистический способ мышления. Исходит из того, что материя и духовность – это 2 равнозначных начала в развитии мира и деятельности человека.

7. Проблемы познаваемости мира. Агностицизм.

Философский вопрос отражает познаваемость мира и различные процессы (физические и биологические). Научные философы всегда отвечают на этот вопрос положительно. Открывается сущность многих явлений и законы их развития, которые затем используются в интересах людей. Но существует и другой подход, согласно которому человеческая возможность познания либо ограничена, либо = 0. Немецкий философ 18 в. Иммануил Кант: «человек в состоянии познать лишь окружающий его мир явлений» Т.е. познает в ходе своих опытов. На мировоззрение явлений лишь внешняя сторона действительна. Сущность явлений, т.е. их внутренняя сторона по Канту в принципе непознаваема. Она – некая «вещь в себе». И она никогда не откроет, т.е. не станет вещью для нас. Мы можем придерживаться лишь определенной веры. Кант писал: «мне пришлось ограничить знания, чтобы освободить место вере» Этот его подход – агностицизм. Это учение о непознаваемости мира. Вопрос о познаваемости мира мучает людей до сих пор. Он звучит приблизительно так: Опираться ли людям в своей деятельности на науку или на веру?

8. Диалектика и метафизика как методы познания и мышления.

Исторически сложились такие методы познания как диалектика и метафизика. Диалектика - означает «искусство вести беседу» (диалог) «истина в споре» так понимали в др. Греции Сократ и Платон. В новое время (с 17 в.) в философии Гегеля (19 в.), диалектика понимает как учение о развитии не только человеческой мысли, но и природы и общества, так она понимается и в настоящее время. Принципы диалектических отношений:

1 ) принцип всеобщей связи Согласно ему все явления природы и общества взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга. Учение о причине и закономерности связей называется Детерминизмом.

2) принцип развития – все явления находятся в движении и в развитии, а развитие это появления нового. В качестве источника развития Диалектика признает противоречие, там, где нет противоречия, нет и развития. Когда учение о диалектике применялись к анализу явления оно выступало как метод познаний, т.е. метод есть теория в действии. Диалектический метод применяется во всех науках. Противоположность Диалектики, есть метод Метафизика– метод познания мышления. Он заключается в подходе явления действительности без учета их всеобщей взаимосвязи, как существующего отдельно 1-го от другого + без учения их развития и существующего противоречия. В Метафизике рассматриваются явления как неизменяющее и нерассматривающее ничего нового.

 

9. Материализм и идеализм в античной философии.

Материализм исходит из признака первичного бытия, материи и природы по отношению к созданию духу и мышлению. Материя – бытие природы – лежит в основе всех вещей и явлений, в том числе и сознании.. Объективное – значит, независим от человеческого сознания. Субъективный Идеализм – указывает на сознание самого человека при этом он исходит из того, что мир есть комплекс ощущений человека

Ф. Шлегель (1772—1829) писал: «Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»

Материализм Древнего Востока и Древней Греции — это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов.Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека.Платон является основателем философского идеализма- реальным считается мир идей, запредельный мир, мир вещей, то есть материальный мир, он утвердил роль разума в познании человека. Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека

 

10. Человек и космос в античной философии. Проблема первоначала.

Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов.

Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон.

11. Античный атомизм. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

Предпосылкой Атомизиа была потребность дать материальное объяснение наблюдений свойств вещей - их множества, движения и изменения. попытка обосновать реальность множемтва, раздельности вещей и их подвижности.явилось ген. попыткой атомистов разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Основатель А. – Левкип.

Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Продолжатель анатомизма - Демокрит охватывает вопросы философии., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение системы - сущ. атомов и пустоты, образующий своим бесконечное многообразие соединениями все сложные тела. Одной из главных предпосылок его учения является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Димокрит. говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего. Жизнь и смерть сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Эпикур Главная задача философии - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика может быть построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опираться на физику, а физике должно предшествовать разработка. теории познания. На основе ощущений возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единственный критерий истинности.. Критерий счастья - удовольствие. Благо - то, что порождает удовольствие. Зло - то, что порождает страдание.

3 типа удовольствия:

1. природные и необходимые для жизни;

2. природные., но для жизни не необходимые;

3. не необходимые для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерживаются от остальных. Результат такого воздержания - полная безмятежность, которая и есть счастье философ.

 

12. Учение Платона о бытии, душе и познании.

Платон рассматривал бытие как существование бестелесных идей т.е. реалистических. Платон учил о существовании 2-х миров: мира «идей» (создает общие понятия- красота, истина) и мира «вещей» (слабое отражение мира идей, т.е. общих понятий). Подлинное бытие по Платону мир идей. Он вечен, неизменен, абсолютен. Человека же окружает мир вещей и сам человек постоянно изменяется. Никогда не равен себе и находится в вечном процессе становления. Как утверждает Платон бессмертная душа человека связывается с миром идей, как с миром сущности, кот он постигает своим умом. Тем самым благодаря душе человек ощущает его переход в духовное измерение, т.е. к подлинному существованию. Учение Платона развил его ученик Платин (205 – 270 гг. н.э.), который утверждал, что идеи Платона – идеи блага, истины, добра, справедливости можно объединить понятием Единое. Единое существует в потустороннем мире. Обычный мир существует, но всегда, по Платону, неистинным образом. Помимо и сверх чувственного мира существует и другой мир — мир чистых сущностей. Для обозначения этих сущностей Платон использовал слово «идея», кот в обыденном языке обозначало внешний вид, образ, форму, качество

Мир идей представляет собой царство благих сущностей. Поэтому высшей идеей у Платона выступает идея Блага, как источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели. Идея Блага подобна Солнцу. То, что является в чувственном мире Солнцем, в идеальном мире — идеей Блага. Мир идей и есть мир подлинного, то есть вечного и неизменного бытия. Главным для Платона является мир идей, увенчанный идеей

Платон показал, что в человеке, помимо его способностей воспринимать окружающий мир и реагировать на него в качестве части самого мира, существует и действует некоторая сила какой-то другой природы, благодаря которой осуществляется переход в духовное измерение. Бессмертная душа человека связывает его с трансцендентным, т. е. сверхчувственным миром идей: «Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа». Учение Платона об «идеях»подверг критике его учен Аристотель (384-322до н.э.), он говорил: «Платон мне друг, но истина дороже ». Аристотель видел основную ошибку Платона в том, что он приписал идеям самостоятельное существование отделив их от окружающего человеком мира. Аристотель выдвинул тезис, что нет идеи сущности вне чувственного воспринимаемого вещь, если бы не было единого (вещи) не было бы и общего (идеи). Он ставил задачу мысли в связи с жизнью.

 

13. Элементы диалектики в учениях



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: