Гераклита, Зенона Элейского, Платона, Аристотеля.




Для античных философов характерны зачатки диалектики в объяснении развития мира его познания и человеческого мышления. Так Гераклит указывал на развитие всего сущностного от? до космоса. «все течет все изменяется » «в одну реку нельзя войти дважды » Гераклит считал, что в основе развития всех явлений лежат присущие им внутренние противоречия + внешние противоречия между ними. «все происходит через борьбу и по необходимости » Зенон Элейский пытался осмыслить противоречивый характер движения, прежде всего движенья и покоя он указывал на прерывность движения, но не смог объяснить его, как единство непрерывного и непрерывного. Проблемы диалектики разработал Платон, который писал свои труды в форме диалога, споров, дискуссии. В споре истина. Он рассматривал развитие самого мышления, а также противоречий взаимодействия мира вещей и мира идей. Он развил многие идеи Сократа, который впервые ввел в философию понятие диалектика. Аристотель развил диалектику дальше. Это проявилось в его учении о материи, форме, причинах и движении. Он считал, что возникновение вещей и их совершенство зависит от форм, которые по своей сущности активны. Материя пассивна. Форма входит в материю, организует и одухотворяет ее. Она сообщает жизнь вещи и определяет ее развитие. Форма вещей определяет многообразие мира.

 

14. Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении.

Это проявилось в его учении о материи, форме, причинах и движении. Он считал, что возникновение вещей и их совершенство зависит от форм, которые по своей сущности активно. Материя пассивна. Форма входит в материю, организует и одухотворяет ее. Она сообщает жизнь вещи и определяет ее развитие. Форма вещей определяет многообразие мира.

Известно учение Аристотеля о 4-х причинах:

1. материальной (первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая свойством становится любой формой или то из чего вещь состоит),

2. формальной(«суть событий» ее первую сущность, то без чего вещи нет),

3. движущей(Начало движения),

4. целевой(направленное движение к определенной цели, все процессы обладают внутренней направленностью, стремление к своему благу). Он писал: «то из чего чего-либо возникает – материальная причина» (т.к. вещи возникают из материи). Аристотель исход из того, что все вещи находятся в движении, в том числе в механическом, физическом, биологическом (развитие живых организмов) и социальном. Он исследовал развитие человеческого мышления создал науку форм логика. Важнейшее значение придавал Аристотель проблеме соотношения возможностей и действительности. Он считал что тело существует лишь в возможности, пока его не коснулась форма. Форма превращает возможность в действительность. Бог форма всех форм.

 

15. Основные философско-этические концепции античности. Протагор, Сократ, Эпикур.

Проблема человека и этики, учение о морали, решались многими античными философами. Человеческая личность ставилась ими очень высоко. Они положили начало философской антропологии, т.е. философскому учению о человеке. Протагор: «человек есть мера всех вещей» т.е.критерием истины того или иного утверждения является человек, именно он определяет, что истина, а что нет. По мнению Протагора полезность и ценность любой вещи определяет ее способностью удовлетворять те или иные потребности людей при этом под вещами понимают не только предметы, но и услуги, государственный строй. Сократ – основной его интерес выяснить что такое человек? Как развивается человеческое сознание? «Познай самого себя». В сознании человека Сократ обнаружил субъективный индивидуальный уровень, т.е. личное мнение человека о себе и др. людях, о явлении внешнего мира. Сократ полагает, что зло идет от незнания. Значит знания – источник нравственного совершенствования. Философия как путь к знанию станов у Сократа средством форм добродетелей людей и справедливого посвящения государства. Знания добра открывают путь к нему и к счастью человека. Эпикур - развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечив человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. Цель Эпикура\ – помочь человеку разобраться в том, как следует жить. Он задумывается над вопросом о счастье человека и находит его в наслаждении. Цель счастье жизни – в душевном спокойствии, т.е. такое душевное равновесие, когда человек сохраняет свободу от всяких страстей – и от чрезмерной радости и от чрезмерной скорби.

 

16. Платон об идеальном государстве.

Платон не только рассуждал об истинной добродетели, но и пытался воплотить ее в жизнь, разрабатывая проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы. Жизнь в таком государстве, по мысли Платона, строго регламентирована, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами, частное подчинено общественному. высшей целью выступала забота о благе граждан, причем это благо понималось как воплощение идей справедливости и разума. Критиковал власть. Платон выделил 4 типа несправедливого государственного устройства: тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархию (власть богатых); демократию (власть толпы); тиранию (власть тирана). Наиболее неприемлемыми для него формами власти были демократия и тирания. Демократия отвергалась Платоном в силу того, что, благодаря демократическим процессам, к власти приходят не наиболее мудрые и профессионально подготовленные люди, а субъекты, именуемые им трутнями. Подобные трутни, умеющие громко кричать и не умеющие ничего делать, есть в каждом обществе, Но в нормальном обществе их не допускают к власти и отстраняют от должностей. Однако ненасытное стремление к свободе и пренебрежение ко всему остальному искажает этот строй и создает все предпосылки для перехода к тирании, так как, провидчески замечает Платон, чрезмерная свобода и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство. «Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии: иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство.

 

17. Аристотель о роли государства в обществе и формах государства.

На основе объективной телеологии, охватывающей весь космос, строится у Аристотеля его этика и политика. Жизнь, стремящаяся к высшему благу, должна быть деятельной, и не просто деятельной, а добродетельной. Настоящая цель человеческой жизни, как ее определяет Аристотель, не наслаждение, а блаженство, которое достигается в умозрительной деятельности души. Этическим идеалом для Аристотеля выступает мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели — достижение блаженства путем созерцания истины. Человек, по Аристотелю, не только разумное, но и «политическое животное», жизнь которого вне общества немыслима. Человеческое общежитие, начиналось с семьи, через род и селение находит полное свое развитие в государстве, которое представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования, которое, как утверждает Аристотель, состоит в счастливой и прекрасной жизни. Как высшего рода сообщество государство направлено к величайшему благу. С этой точки зрения Аристотель рассматривает семью, экономику, институт рабства, различные формы политического устройства древнегреческих полисов. В отличие от Платона он не разрабатывает идеал государственного устройства, а анализирует, какие из существующих политических форм правления наилучшим образом способствуют достижению цели — благой жизни.

18. Религиозная концепция мира и человека в средневековой христианской философии. Теоцентризм, А. Блаженный, Ф. Аквинский.

Социалъно-философские концепции Средневековья, сформировавшиеся в условиях глубоких социальных потрясений, вызванных переходом от рабовладельческого строя к феодальному, отличались большой противоречивостью, двойственностью своего содержания. Отражая прежде всего интересы правящих групп вновь возникающих феодальных централизованных государств, они отстаивали идеи сословного общества и монархического, централизованного, сильного, по своей сути, тоталитарного государства, соответствующего известной библейской установке: один Бог на небе и один Царь на земле. Но с другой стороны, социальная философия Средневековья содержала в себе также и некоторые демократические идеи, в том числе идеи всеобщего равенства людей, любви к ближнему и т.п. Первые идеи о тенденциях общественного развития были выражены в религиозной форме. Так, исходя из идей диалектики истории Августин Блаженный (354—430) в своем знаменитом труде «О граде Божьем» предложил первый вариант периодизации всемирной истории, согласно которому она началась с наказания людей за их первородный грех..Ряд особенностей отличает и развитие в период средневековья философской мысли Руси. Развитие русской философии было не синхронным западно-европейской философии. К мировому философскому наследию Русь приобщалась через установки и концепции средневековой Византии. Основным источником их представлений о мире и человеке была Библия, впервые переведенная на родной язык славянскими просветителями, первоучителями Кириллом (ок. 827—869) и Мефодием (ок. 815—885) Средневековый период отечественной философии продолжался вплоть до XVII в. В течение этого периода сложились первые традиции отечественного философствования, заключающиеся в особом интересе к нравственной, антропологической проблематике, в тесной связи с литературой и искусством, в тяготении к просветительской, доступной манере изложения, большой любви к сократовско-платоновской линии в философии. Наиболее ярким и крупным представителем средневековой | западноевропейской философии был ФомаАквинский(1225— 1274). Его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Главные положения созданной им философии, названной томизмом. составляют основу современной католической христианской философии — неотомизма. Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема стала одной из центральных в средневековой философии.

 

19. Ф. Аквинский о соотношении веры и знания

Его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Главные положения созданной им философии, названной томизмом. составляют основу современной католической христианской философии — неотомизма. Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема стала одной из центральных в средневековой философии.в период позднего Средневековья, под влиянием непрекращающегося роста научных знаний, обострения споров по поводу содержания основных церковных догм церковь вынуждена была занять более гибкую позицию по вопросу о соотношении истин, полученных с опорой на веру, и истин, полученных с помощью разума. Формулируя эту более гибкую позицию, допускавшую возможность сочетания веры и разума, еще в период раннего Средневековья Августин Блаженный выдвинул формулу: «Верую, чтобы понимать». Развивая эти мысли, Ф. Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума.

Это учение включало следующие основные положения:

1) Между методами познания с помощью веры и с помощью разума есть много общего, есть сходство. • И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир. • Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга. • Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование.

2) Однако сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия:: Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле. • Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога. • Поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия». Такова была концепция соотношения веры и разума, созданная Ф. Аквинским и использующаяся до сих пор современной религиозной философией.

 

 

20. Спор реализма и номинализма в западноевропейской средневековой философии.

Для того, чтобы оправдать свое существование философы занялись доказательством догматов. Для этого они разработали новый метод логического анализа понятий – схоластику. Так стала называться и философия, возникшая в Европе в 11 в. Предмет схоластики – изучение понятий, кот. выражают наиболее общие свойства предметов (универсалии). Спор шел по вопросу: Существуют ли универсалии реально? Философы разделились на два лагеря. Те кто считал, что универсалии существуют реально в высшем мире – реалисты, а те, кто считал, что универсалии – только имена в человеческом сознании – номиналисты. Спор завершил философ Фома (Томас) Аквинский. Он предложил компромисс: во-первых, универсалии существуют в единичных вещах, во-вторых, они образуются в человеческом разуме в результате познания вещей. В-третьих, еще до вещей они существуют в божественном разуме. Благодаря Аквинскому философия обосновала свою полезность для церкви. Он считал, что бога нужно познавать не только верой, но и разумом. Они даны человеку богом, поэтому их нельзя противопоставлять. Вера познает божественные истины, а разум – реальный мир. Но вера все же выше разума. Учение Фомы Аквинского – томизм, стало официальной идеологией католической церкви. В конце 19 в. на основе томизма возникла новая философско-религиозное учение – неотомизм, кот. доказывал необходимость религии и науки в единую систему познания мира. Наука должна изучать естественный мир и давать чел. частные истины, обобщить и осмыслить эти истины может только религия. Она дает чел. истину абсолютную.

 

 

21. Социально-исторические предпосылки философии эпохи

Возрождения.

Эпоха возрождения – переворот в системе ценностей в оценке всего сущего и отношения к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и перевод как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.

 

22. Антропоцентризм и гуманизм в философии и искусстве эпохи

Возрождения.

В данной эпохе светские интересы и полнокровная земная жизнь, были противопоставлены религия аскетизму. Это проявляется в философии, искусстве, литературе Бокаччо в «де камерон» для которого характерен свободомыслимый и жизнерадостный юмор. Высмеивает разврат католическое духовенство и тунеядство дворянства, прославляет пытливый разум. Петрарка собирает древние рукописи в своих советах воспев красоту и благородность человека, особенности женщин.. На 1-ый план – живой и разносторонний развитый человек, с его потребностями, интерес + способ решения своих проблем. Теоцентризм уступил Антропоцентризму т.е. в центре фил, литературы, искусства, оказался человек полный жизненных сил и благородных побуждений. Их воспели выдающие художники среди которых Леонард Да Винчи, Микеладжело, Рафаэль, Рубенс, Птицеан и др. Рубенс. Они утверждали физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Это взлет художественной философии, выраженная средствами искусства. Раньше чем в других странах новая философия и культура появилась в Италии. Большую роль играла античная культура Греции и Рима, с его ориентиром на человека

 

23. Натурфилософия и пантеизм. Н. Кузанский, Дж. Бруно.

Натурфилософия или философия природы Эпохи Возрождения часто носило пантеистический характер («пантеизм» - бог всего, - прямоотрицание божественного начала, бога) Натурфилософическое отношение его с природой, как бы возвращает его из потустороннего мира. Природа вновь выступает в качестве активного начала, причина всех вещей и явлений. Джордано Бруно (1548 – 1600)он отбросил черновые догматы о сотворении мира, но якобы имевшим месте начало мира и грядущее его конце Гелеоцентричность идеи Коперника – развил его идеи Бруно, согласно которым планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Он утверждает, что во вселенной существует бесконечное множество миров. Эту идею он развил в работе «о бесконечности», «о вселенной и мирах» Он признавал всеобщ одушевление материи. Она есть живое и активное начало. Его бог – вселенная, которая «творит и творящая»

В эпоху Возрождения широко проявляются натуралистические тенденции пантеизма. Николай Кузанский, сблизив Бога с природой, пришел к выводу о бесконечности Вселенной.

 

24. Н. Макиавелли о природе государства и способах осуществления государственной власти.

В эпоху возрождения развиваются философские взгляды на общество и государство. Макиавелли он считал, что побудительными мотивами деятельности людей являются эмоции и материальный интерес. В силу изначального зла человеческой природы, а именно в стремлении к власти и богатству. Возникает необходимость обуздать человеческих инстинктов в пользу государства. В трактате государства Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства и сильной государственной власти. Он пишет, что благоразумному государству следует избегать тех пороков которые могут решить его власти. Это – мягкость, чрезмерная нравственность, излишняя щедрость и т.п. Макиавелли рассматривал такие вопросы: что лучше страх или любовь? (отв: страх) Как государь должен держать слово? (отв: пока ему это выгодно). «Об уме правителя судят по тому, каких людей он к себе приближает» и что «все средства дозволены для достижения политических целей» и «политика вне морали» Подобные рассуждения создали Макиавелли печальную славу учителя тиранов и автора тезиса: «цель оправдывает средства», а его имя стало синонимом проповеди политического вероломства и насилия – «макиавеллизма».

25. Философия и наука Нового времени. Ф. Бэкон, Р. Декарт.

Семнадцатый век — период становления капитализма и начала буржуазных революций. Своеобразие Нового Времени определялось промышленной и научной революциями. Выражением духа преобразований Нового времени стали философские системы Френсиса Бэкона, Рене Декарта,. Среди этих открытий прежде всего следует выделить разработку гелиоцентрической картины мира Николаем Коперником, противопоставленную им геоцентрической картине мира Клавдия Птолемея (II в. н.э.). Согласно Птолемею, в центре мира находится неподвижная Земля. Дальнейшее развитие гелиоцентрической системы связано с именами датского астронома.Заслуга Тихо де Браге заключается в накоплении ценных астрономических данных: более тридцати лет он проводил систематическое астрономическое наблюдение. Систематическое обоснование гелиоцентрической системы мира дал Галилео Галилейон основоположник научного естествознания, подведший твердый фундамент под астрономию и обосновавший новые методы научного исследования. Важнейшим научным достижением И. Ньютона было создание теории движения планет и связанное с этим открытие закона всемирного тяготения, положенного в основу физического обоснования гелиоцентрической системы. Фрэнсис Бэкон который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что' философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание — сила», или (более точн перевод) «Знание — власть». Бэкон любил повторять: мы столько сколько можем, сколько мы знаем. Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона — анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над ней. Западноевропейский рационализм берет свое начало в философии французского ученого и философа Рене Декарта (1596 — 1650), с которого, согласно Гегелю, начинается обетованная земля философии Нового времени и закладываются основы дедуктивно-рационалистичвского метода познания. Кроме философских работ Р. Декарт известен как автор исследований в различных областях знания: он заложил основы геометрической оптики, явился создателем аналитической геометрии, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса.. Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Эту свою мысль Р. Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская мышление философское, ствол – физика как часть философии, а разветвленную кору – все прикладные науки, включая Этику, медицину, прикладную механику и т.д. рационалистический метод Декарт представляет собой философское осмысление методологии математика.

 

 

26. Эмпирическое направление в философии. Ф. Бэкон, Д. Локк.

Эмпиризм – учение, кот. считает, что источником знаний и критерием истинности является опыт.

Френсис Бэкон – основатель. Нет ничего в разуме, чтобы до этого не прошло через чувства, след. для получения знания надо ставить опыты с природой, затем обобщив результаты, сделать выводы и закономерностях. Создал метод индукции – восхождение от частных истин к общим. Каждый исследователь должен быть подготовлен к открытию новых знаний и должен избавиться от заблуждений (стереотипов). Эти стереотипы он называет идолом – статуя божества:

- идолы рода (ошибки, вызванные тем, что чел. судит о жизни природы по аналогии жизни людей (собаки, кошки))

- идолы призраки пещеры (ошибки, вызванные воспитанием и привычками отдельных людей (племена, их обычаи))

- идолы рынка ((площадки) ошибки, основанные на сложившихся мышлениях)

- идол театра (слепая вера в авторитеты (пресса))

Истинные знания – всегда залог успеха деятельности. Знания – власть.

Джон Локк. Сенсуализм – учение, кот. считает главной формой познания – ощущения.

Никаких врожденный идей у чел. нет. Его сознание – табула раса (белая бумага в начале жизни). На протяжении жизни чел. заполняет эту бумагу впечатлениями, кот. получают с помощью органов чувств.

Существует 3 вида познания:

- чувственное (отражает качество предметов и явлений, дает их точную копию)

- рациональное (устанавливает связь свойств вещей и связи между вещами, оно опирается на доказательства)

- интуитивное (без доказательств, дающее готовую истину)

27. Рационалистическое направление в философии. Р. Декарт о едином универсальном научном методе.

Обосновал Рационалистический подход к познанию явлений, положив в основу познаний логическим мышлением. По его мнению в философии наиболее глубоки процессы в природе и в душе человека можно познать только с помощью логического анализа. Опыт бессилен и не везде предоставлен. Например при исследовании Вселенной и чел.души. Идея создать универсального научного метода с помощью которого он считал возможным построить систему наук и обеспечить человеку господства над природой. Это метод универсальной математики. Истина, то что очевидно: глаза или внутренний взор (интеллект интуиция), что не дает повода для сомнения. «Я мыслью значит существую», «я могу сомневаться в чем угодно, но не сомневаюсь в том что сомневаюсь, т.е. мыслью, а это верный знак моего существования» т.е. мышление первичная жизнь человека. Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической. геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало система алгебраических обозначений. В механике Декарт указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движений при сооударении двух неупругих тел. В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. Метод Декарта состоит из 4 требований: 1.допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.; 4.не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.

 

28. Философия эпохи Просвещения. Механистический материализм.

В 18 в. в Европе продолжается быстрое развитие в промышленности, в торговле, а также в политической и духовной жизни. Это требовало дальнейшее развития науки и просвещение народов. Научные знания ранее бывшие достоянием узкого круга ученых распространялись в ширь, идут в народ, созданы 1-ые энциклопедии в которых содержались сведения о всех известных к тому времени научных знаний. Быстро развивает учебные заведения, университеты, академии наук. Население Европы усиленно училось и просвещалось. Уверенность в мощи человеческого разума в его способности решать – экономические, социальные и политические проблемы – таков пафос Эпохи Просвещения. Все теснее становится связь в науке и практики. 2 глав лозунга: «наука» и «прогресс». Яркие представители философии Эпохи Просвящения: Джон Локк,: Вольтер, Монтсенье, Кант Эммануил. Решения фундаментальной философской проблем касается природы и человека осуществляющихся на основе данных естествознаний: механики, физики, биологии, анатомии, астрономии, и др. естественных наук. Наиболее развита была механика, поэт нередко природные процессы в т.ч. биологические сводил к механическим.

29. Социально-философские учения эпохи Просвещения.

Гальдебах и Лукреции глубоко обосновали роль социальной среды до формирования личности. Они писали, что чел-ком рождают, а личностью станов. Большую роль играют социальные условия жизни людей (роль семьи, школы, др. социальных институтов, государства, церкви, право) в форме личности его нравственные и гражданские подвига. Если характер человека формировался обстоятельствами, то обстоятельства должны быть человеческими. В отличии от Маркиавелли, Гобса и др. мыслителей 16017 в Руссо, Гольбах утверждают что человек по своей природе добрый. Руссо считал, что цивилизация ущемляет природное начало человека и это привод к злу и несправедливости. Многие французские просветители разделяют теорию разумного эгоизма: реализуя свои интерес, считая с интересами других людей. Общественно правовой идеал. Не отчуждаемым естественного права каждого человека, Локк относил: право на жизнь, свободу, и собственность. Эти идеи буржуазного идеализма отличны интересы нарождавшегося буржуализма. Руссо в обществ договоре обосновывали идеи равноправия людей и их политической свободы, которая должна компенсировать их экономическое неравенство, порождаемое цивилизацией. Монтескье развил теорию разделения властей на законодательную, исполнит, судебную, которые должны уравновешивать друг

 

 

30. Критическая философия И. Канта: (задачи и основные понятия).

Кант направил свое внимание на изучение природы человеческой морали, религии, искусства, т.е. на окружающий человека мир и бытие самого человека. Он обратился к критике разума (исследовав сам разум), т.е. к критическому анализу возможностей познавательной деятельности человека. В этом суть его критической философии – в критическом анализе чистого разума. В 80-е гг. 18 столетия- называют (2) период философского творчества Канта. Работы: «Критика чистого разума» «критика практического разума» («критика способности суждения». Он берет область искусства. 1-я Кант изложил свое учение о познании, 2-я Этику как науку о регулировании практического поведения людей, 3-я эстетика. Созданную им «теорию познания» Кант рассматривал как основную часть своей философии. Он указывал на 3 ступени познания мира человека:

1) чувственное созерцание явления

2)рассудочное мышление

3) разум.

 

1) Это представление людей о явлении природы и общества складывается на основе их ощущения. Знания об этих явлениях формируется в процессе повседневной жизни людей (крестьянин, ремесленник, учитель и т.п.). У них есть представления о многих явлениях, как внешняя сторона явлений. Сущность же скрыты от людей – это «вещи в себе»

2) рассудочное мышление присуще, как обыденному житейскому сознанию, так и науке. Кант исследовал познавательскую способность в математике и естествознании. Он пришел в выводу, что эти науки могут осмыслить те или иные явления и законы их развития, гораздо глубже, чем обычное сознание людей, но и они не могут скрыть сущность этих явлений. Она по прежнему остается «вещь в себе».

3) По мнению Канта сущность явление пытается постигнуть разум представляет собой высшую познавательскую способность человека. Разум направлен на познание мира в целом. Но решая эти задачи разум наталкивает на неразрешенные противоречия – антиномии. 1. Мир не имеет начало во времени и пространстве и в то же время имеет такие начала 2. Мир бесконечно делил и неделим. 3. В мире господствует необходимость, только то, что необходимо и существует. 4. Бог существует и не существует. Невозможно доказать с точностью не одно из этих утверждений. Все это «вещи в себе». Их можно лишь воспринимать на веру. Тем сам мир в целом по Канту непознаваем, непознаваема и сущность отдельных вещей. Человек имеет дело лишь с их внешней стороны – явление.

31. Этика И.Канта, понятие «нравственного закона».

Он выступил как противник гедонизма согласно которому счастье человека заключается в его чувствах и удовольствиях. Это по Канту противоречит исполнению нравственного долга одного человека перед другими и всем обществом. Кант не выступает против наслаждения. Смысл – поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло стать правилом для всех. Это соответствует заповеди Христа «поступай так, как ты хотел бы, что бы другие поступили по отношен к тебе». Из этого исходит практический разум людей, который формирует принципы и нормы морали, того или иного общества. К. писал, что всю философию можно подвести под следующие вопросы: 1)что я могу знать? –. 2)Что я должен знать? – мораль. 3)На что я могу надеяться? – религия. 4)Что такое человек? – антропология. Но в сущности все это можно свести к антропологии, т.к. три первых? можно отнести к 4-ому. Сфера деятельности практического разума — сфера морали. Как философ Кант осознавал, что мораль нельзя вывести из опыта, эмпирии. История человечества демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто не совместимых друг с другом: поступки, рассматриваемые как норма в одном обществе, в другом подвергаются санкциям. Поэтому Кант пошел по другому пути: он философскими средствами обосновывает абсолютный характер морали. Мораль, по Канту, — сама бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мораль, по Канту, носит характер императивности., означает всеобщность и обязательность требований морали: «категорический императив, — пишет он, — есть идея воли каждого существа, как воли, устанавливающей всеобщие законы» Он утверждал, что подлинно нравственным является такое действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели. А высшее предназначение человека, его цель — исполниться в качестве человека, реализовать человеческое в себе. Кант различал социально одобряемые нормы поведения и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения носят исторический характер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности. Учение И. Канта как раз и было направлено на выявление внеисторических и вневременных характеристик морали, и было адресовано всему человечеству, а не какому-то классу или народу.

 

32. Система и метод философии Гегеля.

Вклад философии в том, что он представлял природу, общество и духовный мир людей в виде процессов, т.е. в непрерывном движении, изменении и развитии. Гегель отверг Канта учение о не познаваемости «вещи в себе». Он писал, что скрытая сущность вещей может быть познана и она должна открыть познаниям. Твердо стоит на позиции познания мира, науки и философии С точки зрения Гегеля в основе развития мира лежит развитие абсолютной идеи. Она существует объективна, т.е. независимо от сознания отдельных людей и является началом всех вещей и, воплощается в них. Воплотить и в природе и человеке. В этом суть Гегелевского объективного идеализма (идея существует над чел-ком). В своем развитие абсолютная идея поразила природу, как свое инобытие. Затем человека и человеческое общество, в них она проявляла себя как абсолютных дух. Основная часть философской системы Гегеля: наукология, философия природы, философия духа. В них отражены основные этапы развития абсолютной идеи в форме чистого мышления природы и духа.

 

33. Гегель о законах диалектики.

Диалектика (т.е. учение о развитие природы, общества, их познания и человеческого мышления) которая составила содержание диалектического метода Гегеля. Итак, анализируя понятия количества и качества. Гегель показал, что количественные изменения ведут к изменению качественного и наоборот.

1. Переход воды в пар есть переход к новому качеству, которое в свою очередь имеет новые количественные характеристики.

2. Количественное накопление знаний ведет к новым качественным состояниям и к научным революциям.

3. количественное накопление социальных противоречий можно привести к изменениям качественного состояния общества путем социальной революции. (путем социальных реформ). Большое значение Гегель придавал значению – понятию «мере» как того количественного диапазона в пределе которого сохранены определенное качество (мера воды, демократии). Все это выражено в законах переходного количественного изменения в качественное и наоборот. Данный закон указ на характер развития различных вещей и явлений.. Он писал: «противоречие – вот что на самом деле движет миром». В раскрытие роли противоречий, как источника развития явле<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: