Структура социальной инфраструктуры.




 

Социальная инфраструктура представляет собой часть производительных сил общества, которые направлены на создание необходимых условий для эффективного функционирования работников в процессе производства. Главной задачей социальной инфраструктуры является дальнейшее улучшение социально-бытовых условий населения.

Отрасли социальной инфраструктуры не участвуют непосредственно в создании конечной продукции, но они обеспечивают предпосылки для нормального развития производственного процесса. Роль социальной инфраструктуры состоит в том, что она способствует обеспечению потребностей производства в кадрах требуемой квалификации, содействует воспроизводству и закреплению их в сельской местности, обеспечивает охрану труда и технику безопасности. Подразделения социальной инфраструктуры участвуют в создании условий для удовлетворения коммунальною-бытовых потребностей, как работников предприятия, так и членов их семей. На рисунке 1 рассматривается состав элементов социальной инфраструктуры[6].

 

Рис. 1. Отраслевой состав элементов социальной инфраструктуры

Социальная инфраструктура включает социально-бытовую и социально-духовную инфраструктуры. В социально-бытовую входят некоторые элементы материального производства в торговле, общественном питании, производственные услуги бытового обслуживания и др. В отраслевой классификации социальная инфраструктура представлена образованием, здравоохранением, физической культурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, транспортом и связью по обслуживанию населения. Каждая отрасль имеет свои особенности развития и размещения.

К числу важнейших объектов социально-бытовой инфраструктуры относят жилищно-коммунальное хозяйство. Жилищно-коммунальное хозяйство занимается предоставлением жилья с его благоустройством (с электро, водо, канализацией, газоснабжением, отоплением и горячей водой, телефоном, мусоровывозом, лифтами в многоэтажных зданиях). В последнее десятилетие строительство жилья осуществляется за счет государственного финансирования, делового участия предприятий, организаций, частных лиц, личных средств населения[7].

Обеспеченность жильем населения определяется, исходя из потребности квадратных метров общей площади жилья на данный период. Она складывается из численности населения и санитарно-гигиенической нормы на одного жителя по каждому населенному пункту.

Также уровень развития жилищного хозяйства определяется и другими показателями, которые характеризуют стоимость жилищного фонда, благоустройство и его уровень. Это зависит от обеспеченности жилья отоплением, горячим водоснабжением, ванной и душем, водопроводом канализацией.

Бытовое обслуживание – это обширная группа отраслей, в которых можно выделить, прежде всего, отрасли «производственные», производящие материальные ценности и относящиеся одновременно к сфере обслуживания и к сфере материального производства. Это ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, головных уборов, изготовлению мебели и т.п.

В другую, еще более разнообразную группу, входят услуги связанные с личной гигиеной (прачечные, бани, парикмахерские, химчистки, салоны красоты), уходом за домом (уборка, мытье окон), личным транспортом, пункты проката различных предметов, фотографии, также «пожарное депо», кладбища и др.

Современное бытовое обслуживание представляет собой конгломерат более чем двадцати отдельных подотраслей, выполняющих различные функции, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей населения. Отрасли находятся на различном уровне развития и по количественным и по качественным показателям, располагают неодинаковой материально-технической базой. Деятельность предприятий бытового обслуживания имеют локальный характер, поскольку услуги не могут накапливаться транспортироваться. Поэтому степень предприятий загруженности предприятий находиться в прямой зависимости от текущего спроса населения. Основное требование, предъявляемое к требованию предприятий – наибольшая степень приближенности услуг к потребителю. Уровень развития материально-технической базы бытового обслуживания числом предприятий бытового обслуживания и территориально-обособленных приемных пунктов в расчете на 10000 жителей. При оценке деятельности предприятий службы быта широко используются показатели объема реализации бытовых услуг на одного жителя[8].

Необходимые звенья повседневной жизни – торговля и общественное питание, которое включает в себя сеть магазинов, киосков, палаток, передвижная торговля; столовые, кафе, рестораны и др. Постоянная потребность населения в услугах данных отраслей обуславливает такую особенность размещения предприятий торговли и общественного питания, как непосредственная близость к потребителю. Уровень развития материальной базы торговли характеризует показатель торговой площади магазина на 10 тысяч жителей. Результатом функционирования отраслей является показатель, отражающий один из аспектов уровня жизни населения – товарооборот в расчете на одного жителя.

Особое место в социально-бытовой сфере занимают транспорт и связь по обслуживанию населения, средства массовой информации, так как они обеспечивают разнообразие «выходов» населения за пределы микросреды постоянного проживания.

Пассажирский транспорт – занимает особое место в сфере обслуживания: к помощи пассажирского транспорта прибегают и для поездок в различные учреждения сферы обслуживания, и для доставки некоторых услуг непосредственно на дом (почта, визит врача, мастера бытовых услуг и многое другое). Услуги связи – почта, телеграф, телефоны-автоматы и международные переговорные пункты и др. Возможности получения услуг вязи отражают такие показатели как: число работников связи на 1000 жителей[9]. Деятельность почтовых предприятий характеризуется показателем количества продукции связи (письма, посылки, бандероли, денежные переводы) на одного жителя. Обеспеченность населения телефонной связью определяется числом телефонных станций и абонентов, которые позволяют удовлетворить потребности населения в обмене информации.

Формирование и поддержание здоровья населения, как важнейшего социального потенциала, разнообразными факторами внешней среды, но и, прежде всего, уровнем развития здравоохранения. Медицинское обслуживание – население обеспечивается системой учреждений (больницы, поликлиники, аптеки и др.) Система здравоохранения, как важная часть социальной политики, призвана осуществлять, в первую очередь, полное обеспечение людей всеми видами качественной, квалифицированной медико-санитарной помощью. Это достигается, прежде всего, рациональным размещением учреждений и работников медицины относительно населения.

К учреждениям здравоохранения относятся больницы, специализированные диспансеры, лечебно-профилактические и амбулаторно-поликлинические учреждения. Основными количественными показателями, определяющими уровень материальной базы, являются: число больничных учреждений (больницы, родильные дома, диспансеры) и количество коек в них; число амбулаторно-клинических учреждений: санаториев, домов отдыха и количество мест в них; число аптек, врачей, работников среднего медицинского персонала на 1000 жителей.

К качественным показателям относятся: обеспеченность населения больничной и внебольничной помощью – число коек на одну тысячу жителей, в количестве амбулаторных посещений в расчете на одну тысячу человек населения. В комплексе эти показатели определяют уровень развития здравоохранения. Степень и полноту удовлетворения потребности людей в лекарственных препаратах. Оценка обеспеченности жителей медикаментами характеризуется общим товарооборотом аптек в расчете на одного жителя.

Особое место с позиции перспектив развития личности и общества в целом занимают объекты народного образования[10]. В настоящее время система просвещения включает в себя разнообразные типы организаций и учреждений, деятельность которых направлена на воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров для народного хозяйства и повышение квалификации.

К учреждениям образования относятся: общеобразовательные школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, высшие и средние специальные заведения, профессионально-технические училища, лицеи и т.п. Детские дошкольные учреждения – это начальное звено воспитания. В их состав входят детские сады, ясли, площадки. В качестве основного показателя для оценки обеспеченности населения дошкольными учреждениями может быть принят «удельный вес» детей, посещающих детские сады и ясли. Важным качественным показателем является обеспеченность кадрами, имеющими высшее и среднее образование, специальное – руководителями, воспитателями, музыкальными и медицинскими работниками.

Важная роль в системе образования отведена общеобразовательной школе. Она должна готовить всестороннее развитых членов общества, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое образование учащихся. Материальную базу школ характеризует обеспеченность учеников классными комнатами. Данный показатель имеет большое значение для определения потребности в школьных помещениях, учительских кадрах, финансовых ресурсов. От количества классов зависят и многие качественные показатели. Например, доля обучающихся во вторую смену детей, численность учителей на 1 тыс. учащихся.

Культурное обслуживание – сеть зрелищных предприятий (театров и кинотеатров, концертных и выставочных залов, цирков, музеев), а также клубы и дома культуры. К этой сфере можно отнести в значительной степени деятельность издательств (газетных, журнальных и книжных), работу СМИ радио и телевидения, книготорговлю.

Важную роль в повышении интеллектуального уровня населения играет библиотечное обслуживание. Степень обеспеченности библиотеками отражает показатель числа библиотек 10 тыс. жителей. Повышение культурного уровня населения во многом способствует деятельность клубных учреждений, театров, кинотеатров и т.д. Большую просветительную работу выполняют Дома культуры и клубы. Основная функция этих учреждений – это организация культурного отдыха населения. Основные показатели обеспеченности населения клубными учреждениями – число клубов на определенное количество жителей и число мест в зрительных залах в расчете на 1 тыс. жителей.

В целом, развитие социально-духовное инфраструктуры имеет большое значение для жизни любого современного общества.

Таким образом, рассмотрев характер функционирования различных объектов социальной инфраструктуры, видно, что он зависит не только от уровня ее развития, но и от качества обслуживания, возможностей выбора услуг, интеллектуального развития населения, транспортно- временной доступности объектов социальной сферы. Для определения уровня развития инфраструктуры чаще всего используются количественные показатели (в расчете на определенное количество жителей). Для определения интенсивности процессов обслуживания населения используют среднеподушевой показатель[11].

Социальная инфраструктура создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы, следит за здоровьем и образованием, обеспечивает продовольственными и промышленными товарами, через сеть торговых учреждений, поддерживает культурно-нравственный потенциал людей. В целом деятельность социальной инфраструктуры направлена на удовлетворение потребностей людей.

Итак, мы можем сделать вывод, что уровень развития социальной инфраструктуры, несомненно, оказывает огромное влияние на экономические показатели и экономику России в целом.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, социальная инфраструктура – совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.

Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания – население – состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока[12]:

1.Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);

2.Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);

3.Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

· создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

· воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

· эффективное использование трудовых ресурсов;

· обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

· улучшение и сохранение физического здоровья населения;

· рациональное использование свободного времени людей.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения.

Это, прежде всего, решение жилищной проблемы, ликвидация коммунального заселения, удовлетворение растущих потребностей населения в качественном жилье; повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышение профессионального уровня работников как базы увеличения производительности труда и роста объемов товаров и услуг; создание гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Важенин С.Г. Социальная инфраструктура народохозяйственного комплекса. – М., 2000.

2. Гольц Г. А. Инфраструктура и общество: принципы стратегии опережающего развития России // Экономическая наука современной России. – 2000. - № 2.

3. Дебабов С.А. Место экономической инфраструктуры в науке о регионах. – Теоретические проблемы региональной экономики (Материалы научной конференции). – М., 2002.

4. Еременко А.Д. Инфраструктура общества. – М.: Наука, 2001.

5. Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. «МГТУ» – М. 2002.

6. Краснопольский Х.Б. Инфраструктура в системе регионального народохозяйственного комплекса. – М., 1999.

7. Крутякова Ю.А. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 97 с.

8. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. – М., 2002.

9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: 2003.

10. Синельников А.Г. Социальная инфраструктура: вопросы теории и практики. – Спб.: 2003.

11. Солюс Г.П. Инфраструктура. – Экономическая энциклопедия. – М.: 2001.

12. Социальная инфраструктура и ее финансирование // Экономика. – М.: 2001. – № 7.

13. Социальная инфраструктура, повышении эффективности ее функционирования в условиях перехода к рыночным отношениям. – Ниж. Новгород, 1991.

14. Сфера услуг: новая концепция развития. – М., 1990.

15. Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. – М., 2003.

16. Шарипов А.Ю. Социальная инфраструктура. – Новосибирск, 2002.

 

 


[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: 2003.

 

[2] Синельников А.Г. Социальная инфраструктура: вопросы теории и практики. – Спб.: 2003.

 

[3] Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. – М., 2003.

 

[4] Шарипов А.Ю. Социальная инфраструктура. – Новосибирск, 2002.

 

[5] Социальная инфраструктура, повышении эффективности ее функционирования в условиях перехода к рыночным отношениям. – Ниж. Новгород, 1991.

 

[6] Важенин С.Г. Социальная инфраструктура народохозяйственного комплекса. – М., 2000.

 

[7] Крутякова Ю.А. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 97 с.

 

[8] Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. «МГТУ» – М. 2002.

 

[9] Сфера услуг: новая концепция развития. – М., 1990.

 

[10] Еременко А.Д. Инфраструктура общества. – М.: Наука, 2001.

 

[11] Дебабов С.А. Место экономической инфраструктуры в науке о регионах. – Теоретические проблемы региональной экономики (Материалы научной конференции). – М., 2002.

 

[12] Гольц Г. А. Инфраструктура и общество: принципы стратегии опережающего развития России // Экономическая наука современной России. – 2000. – № 2.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: