Глава 1. Психология свидетеля




Показания свидетеля – сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса РФ (ст.79, 187-191 и 278). Согласно УПК РФ, свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (ст. 56 УПК РФ). Он может быть допрошен о любых относящихся к уголовному делу обстоятельствах, в том числе:

-​ о событии преступления (времени, месте, способе, средствах и других обстоятельствах совершения преступления);

-​ о взаимоотношениях между собой различных участников уголовного процесса;

-​ о виновности и намерениях обвиняемого при совершении преступления, мотивах и целях его деяния;

-​ о смягчающих и отягчающих наказание обвиняемого обстоятельствах;

-​ о событиях и происшествиях, характеризующих личность обвиняемого, потерпевшего и своих взаимоотношениях с ними и другими свидетелями;

-​ о характере и размере ущерба, причиненного преступлением;

-​ об обстоятельствах, способствующих совершению преступления;

-​ об обстоятельствах, исключающих преступность и наказуемость деяния;

-​ об обстоятельствах, которые могут повлечь за собой освобождение лица, совершившего общественно опасное деяние, от уголовной ответственности (наказания) и др.2

Свидетель предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний (ст.308 УК РФ), за дачу заведомо ложных показаний (ст.307 УК РФ). Его показания заносятся в протокол, который составляется с соблюдением требований, предъявляемым к протоколам всех следственных действий (ст.166 и 167 УПК РФ).

Согласно ст. 51 Конституции РФ, «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Федеральным законом». К их числу Закон относит родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков (ч.4 ст. 5 УПК РФ).

Оценка и проверка показаний свидетеля как источника доказательств компетентный орган строит с учетом следующих обстоятельств:

«1) личности самого свидетеля, свойств его памяти, психического и психологического состояния, возраста, здоровья, определенного опыта, темперамента, склонности к преувеличению или приуменьшению увиденного т.п.;

2) природных условий, при которых он воспринимал явление: времени, места, погоды, освещения, видимости, слышимости, продолжительности восприятия, расстояния до объекта;

3) размера промежутка времени, который прошел с момента, когда лицо воспринимало явление;

4) обстановки дачи показаний».4

Свидетель не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию, за исключением случаев, «когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний» (ч.1 ст.179 УПК РФ).

Изучению достоверности СП посвящены работы немецкого психолога В.Штерна.

За последние годы положение в области теории и практики СПЭ существенно изменилось.

Особенно актуализировалась необходимость применения на практике специальных пс-их познаний с принятием в 1996г. нового Уголовного Кодекса, который значительно расширил использование понятий и категорий, относящихся к сфере психологии.

Общепризнанно, что одно из важнейших направлений СПЭ – экспертиза способности свидетеля правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. Отдавая должное уже упоминавшимся и более поздним исследованиям этого направления психологической экспертизы, надо указать, что в силу своего значения для уголовного процесса, оно требует более пристального тщательного исследования, пересмотра некоторых устоявшихся взглядов на возможности и компетенцию психолога.

Для того чтобы свидетель мог сообщить сведения о каких-либо событиях и обстоятельствах, он должен их воспринять, удержать в своей памяти и в дальнейшем правильно воспроизвести.

На точность восприятия влияют объективные и субъективные факторы. К объективным относятся условия, в которых воспринималось событие, кратковременность или длительность, освещенность, расстояние, метеорологические факторы и пр. Кратковременность наблюдения не способствует полному и всестороннему восприятию тех или иных фактов и обстоятельств. Пробелы в восприятии нередко в дальнейшем восполняются свидетелем, имеющим определенный жизненный опыт по принципу «как бы это могло быть».

Субъективные факторы определяются прежде всего состоянием органов чувств – плохое – хорошее зрение, слух и пр., а также эмоциональным состоянием, усталостью, состоянием здоровья, уровнем умственного развития, образованием, наличием тех или иных профессиональных навыков, специальных знаний, жизненным опытом и др.

«Свидетели-специалисты могут дать показания о виденных ими фактах и дополнить их объяснениями и заключениями по своей специальности. Так, например, врач может не только рассказать, что он наблюдал в болезни данного лица, но и высказать свое мнение об этой болезни; опытный шофер может описать виденную им автомобильную катастрофу и высказать свое мнение о том, как управлялся автомобиль, с которым произошла катастрофа.

К числу «плохих» свидетелей в отношении способности к концентрации внимания некоторые авторы (А. Гейльбергс) относят юристов и представителей гуманитарной науки.

восприятия нужны специальные познания, настолько подчас специализация может быть вредна, ибо наблюдатель смотрит на все односторонне»13.

Известно, что к числу «трудных свидетелей» относятся учителя и вообще люди, профессионально занимающиеся преподаванием, поскольку они привыкли взаимодействовать с теми, кто стоит ниже них по знаниям и развитию. В силу профессиональной деформации соответствующий стиль общения переносится и на всех остальных людей. При даче показаний они обычно с утомительными подробностями охотно сообщают именно то, что представляется важным лично для них, не понимая того, что эти детали не заслуживают занесения в протокол. Выступая в качестве свидетеля, нередко проявляют упрямство и более склонны поучать, чем выслушивать других. При этом они не готовы признаваться в плохой наблюдательности или неважной памяти и т.д.

Существенное значение для точности и правильности восприятия имеет наличие особого интереса свидетеля к тем или иным явлениям, предметам. Например, любовь к живописи, коллекционирование, любовь к животным и пр. Не являясь профессионалом, он может обладать обширными познаниями в соответствующей области.

Необразованный человек затрудняется в выражении своих мыслей, однако его показания более непосредственны, чем у высокообразованного, который нередко сообщает менее объективные факты, выдавая свои суждения и умозаключения за полученные на месте происшествия впечатления.

Запоминание может быть преднамеренным (когда человек сознает, что он оказался возможным свидетелем уголовного преступления и прилагает определенные усилия, чтобы запомнить происходящее) и непреднамеренным (процесс запоминания произошел не в результате специальных усилий человека, а механически). В случае преднамеренного запоминания воспроизведение будет более полным и точным.

Интенсивность забывания у разных людей также различна и определяется: а) временем, которое прошло с момента происшедшего события; б) яркостью впечатлений от него; в) отношением к происшедшему; г) желанием запомнить; д) состоянием здоровья; е) возрастом; ж) индивидуальными особенностями памяти и др.

Способность к запоминанию тесно связана также с мыслительной деятельностью, кругозором, знаниями. Так у некоторых выдающихся шахматистов столь сильно развита зрительная память, что они, закрыв глаза или отвернувшись в сторону, способны вести игру или даже играть одновременно несколько партий.

Тесно взаимосвязаны память и внимание. Чем внимательнее человек, воспринимающий событие, тем лучше и точнее он его запомнит. Если же он был чем-то отвлечен, погружен в свои мысли, то он может не заметить событие, не обратить на него внимание.

Таким образом, в припоминании имеет место взаимодействие и взаимопроникновение познавательных, эмоциональных и волевых процессов. Припоминание представляет собой активную умственную деятельность, в которой проявляются не только мышление, воля и чувства, а личность в целом с ее активным отношением к действительности.

Большое значение для правильной оценки СП несомненно имеет возраст свидетеля. Закон не устанавливает для свидетеля каких-либо возрастных ограничений и допускает допрос, как несовершеннолетних, так и малолетних лиц, принимая во внимание только возможность правильно воспринимать события и явления и воспроизводить их.

Значительное влияние на работу органов чувств оказывает алкоголь. Даже небольшое количество спирта (100 г водки) сначала повышает чувствительность, но вскоре значительно снижает ее. В целом отмечается снижение качества интеллектуальных операций, способности адекватно воспринимать окружающую действительность.

Действие алкоголя зависит от состояния здоровья, возраста, частоты и дозы употребления, временных функциональных состояний организма, ситуации, в которой происходит употребление алкоголя. Поэтому столь важно выяснять индивидуальную переносимость алкоголя свидетелем и учитывать, употреблял ли он и какое количество спиртных напитков в интересующий следствие период.

На способность свидетеля правильно воспринять имеющие значение для дела обстоятельства безусловно оказывают влияние утомление, усталость, а также и эмоциональное состояние, в котором в этот момент находится свидетель.

Оценивая показания свидетеля, не следует забывать об индивидуально-пс-их особенностях, влияющих на запоминание, удержание события в памяти и его последующее воспроизведение.

Известно, что спокойные уравновешенные люди более точно воспринимают, а затем воспроизводят запомнившиеся сведения о событиях и обстоятельствах, чем неуравновешенные, легко возбудимые, мимо внимания которых могут пройти незамеченными те или иные обстоятельства, имеющие подчас решающее значение для следствия.

Некоторые физические недостатки, делая показание свидетеля односторонним, в то же время в определенном смысле обостряют его достоверность. Так, например, известно, что у слепых чрезвычайно обостряется слух и осязание. Поэтому то, что воспринято ими этим путем, приобретает характер особой достоверности.22

СП, как описание явлений прошлого, представляют собой весьма сложный процесс, который относится к области психической деятельности лица, дающего показания. При оценке полноты и точности СП существенную роль играет анализ пс-их процессов восприятия, запоминания и воспроизведения конкретными свидетелями фактических данных, существенных для дела; необходимо иметь в виду и разницу в их способности давать показания.

«Правдивые показания – сообщения, соответствующие субъективным представлениям лица о воспринятых или совершенных событиях. Поэтому в данном случае «правда» ограничена субъективными способностями восприятия, особенностями памяти, условиями, в которых происходило сохранение информации, последующая ее передача. Правдивость показаний равнозначна искренности допрашиваемого. Поэтому, если показания нескольких лиц не совпадают, то это не всегда признак того, что один из них дает ложные показания. Каждое из показаний может быть субъективно правильным»28.

Искажение истины в показаниях свидетеля может являться не только следствием добросовестного заблуждения, но и быть результатом заведомой лжи.

Заведомая ложь, нежелание давать правдивые показания может объясняться стремлением скрыть свои собственные неблаговидные поступки, стыдливостью (например по делам о половых преступлениях), боязнью мести со стороны преступника, желанием сохранить хорошие отношения или, наоборот, неприязненным отношением к подозреваемым, обвиняемым, стремлением скрыть те или иные обстоятельства дела, давлением со стороны заинтересованных лиц и др. Такой свидетель будет умалчивать или извращать факты с тем, чтобы направить следствие по ложному пути.

Лжесвидетельство на суде встречается нередко. Но в значительном большинстве случаев свидетели хотят добросовестно исполнить свою обязанность.

 

Глава 2. Использование специальных пс-их знаний для решения вопроса о способности свидетеля правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания

Основной формой использования специальных пс-их познаний в современном уголовном процессе является судебно-психологическая экспертиза, развивающаяся в соответствии с закрепленными в законе (ст.57, 80 УПК РФ) общими принципами, регулирующими экспертную деятельность по уголовным делам.

Психологическая наука изучает природу и сущность психической деятельности человека, возникновение психики и общие законы ее развития в онтогенезе и филогенезе. Предметом психологии явля​ется также изучение психических процессов, свойств и со​стояний человека, его потребностей и мотивов деятельности, особенностей восприятия, мышления, памяти, эмоциональных состояний и пр.

Основные задачи СПЭ состоят в получении на основе практического применения специальных пс-их знаний и методов исследования новых фактов, позволяющих точно и объективно оценивать многообразные индивидуальные особенности психической деятельности обвиняемых, свидетелей и потерпевших.

Важнейшим методологическим принципом экспертизы является системный подход к исследуемым явлениям психики – каждое явление отражательной деятельности должно рассматриваться как элемент единой системы активного отражения действительности личностью.

Вопрос о пс-их особенностях психически здорового свидетеля не относится к области специальных знаний эксперта-психиат​ра, и решение его не входит в научную компетенцию послед​него.

Заключение экспертов достаточно типично. Оно включает в себя анамнез, неврологический и психический статус подэкспертной, перечень некоторых черт ее характера, оценку уровня интеллекта, исходя преимущественно из наблюдений при контакте.

Способность давать показания – это обусловленная развитием и особенностями личности способность правильно воспринимать сущность преступных действий, запомнить их и описать, не поддаваясь внешнему влиянию.

Чаще всего на практике необходимость в проведении психологической экспертизы связана с теми случаями, когда по уголовному делу допрашиваются дети и подростки. «В качестве свидетеля теоретически может выступать ребенок любого возраста, поэтому для оценки его способности давать показания важно не то, соответствует ли развитие возрасту, а какими конкретными психологическими качествами он обладает».35

Например, данные о поверхностности мышления, неумении анализировать явления действительности, слабой памяти позволяют предвидеть возможность ошибок в описании деталей событий, истолковании их внутреннего содержания, мотивов и целей поведения людей, собственных побуждений. В некоторых случаях неспособность давать показания детьми и подростками может объясняться рассеянным вниманием, неспособностью сосредоточиться, чувством стеснения.

Сомнения в способности свидетеля правильно воспринимать обстоятельства, важные для расследования, могут возникать в связи с:

а) особыми условиями восприятия (экстремальность ситуации, внезапность и быстрота событий, одновременное воздействие большого числа раздражителей и др.);

б) особым содержанием воспринимаемых событий (например, способность дошкольника, бывшего очевидцем убийства, понимать смысл, содержание ситуации, то есть то, что произошло именно убийство;

в) психическим состоянием свидетеля (аффекта, стресса, растерянности и др.);

г) противоречиями в показаниях, данных в разное время; принципиальным несовпадением содержания показаний с другими материалами дела;

д) информацией о возможном влиянии на свидетеля лиц, заинтересованных в исходе дела.

Судебно-психологическая экспертиза устанавливает новые фактические данные о пс-их особенностях лиц, дающих показания; комплекс психических свойств человека, достаточный (или недостаточный) для полного и адекватного (правильного) отражения конкретных материальных или идеальных явлений. Они могут быть использованы, в числе прочих доказательств, при оценке достоверности показаний.

Необходимо оговориться, что мы не разделяем принципа, утвержденного старым немецким уголовным правом: «Если не годится свидетель, не годным является и его показание». Оценка личности не тождественна оценке ее показаний, хотя, безусловно, должна учитываться в рамках проведения экспертизы.

Таким образом, для решения вопроса о способности малолетнего свидетеля правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания необходимо исследовать:

а) особенности психического развития испытуемого (развитие памяти, внимания, речи, мышления);

б) особенности личности (склонность к фантазированию, внушаемости и др.);

в) способность запомнить и последовательно изложить те или иные обстоятельства, действия конкретных людей;

г) способность понимать суть и значение происходящего.

Требуемый уровень развития памяти мы связываем со следующими параметрами:

-​ достаточный объем долговременной памяти для запечатления и хранения воспринятой информации;

-​ способность к прочному запечатлению;

-​ способность к воспроизведению соответствующей информации точно по смыслу и без существенных ограничений объема;

-​ наличие достаточного темпа извлечения информации из долговременной памяти;

-​ избирательность запечатления, хранения и воспроизведения информации, обусловленная направленностью личности, ее ценностными ориентациями и мотивами. Они в свою очередь опосредуются мышлением.

Существенной является также оценка словарного запаса, т.к. именно вербализация понятий позволяет понимать общие закономерности, использовать умозаключающее мышление, "рассуждать, исходя из условий и делать вывод на основе посылок задачи"42, дисциплинировать мышление по правилам логики43. С учетом значимости критерия вербализации предложен термин "речемыслительный уровень" 44.

По мнению М.М.Коченова, в рамках проведения СПЭ этого вида можно выделить три основных типа задач СПЭ: 1) установление способности правильно воспринимать отдельные предметы, их сочетание или внешнюю сторону событий; 2) установление способности правильно воспринимать внутреннее содержание событий или действий, то есть понимать их; 3) установление влияния условий восприятия на способность правильно воспринимать важные для дела обстоятельства.

Формирование СП проходит следующие стадии:

а) восприятие события.

Значимыми для эксперта-психолога здесь являются:

- ситуация восприятия (особенности воспринимаемой информации и условий, при которых происходило запечатление);

- психологические и личностные свойства лица, воспринимающего событие (динамика протекания психических процес​сов; возрастные, индивидуальные особенности ощущений, восприятия, во​ображения, мышления и пр.);

- психическое состояние свидетеля.

б) сохранение информации в памяти.

Здесь для эксперта важны факторы, способные повлиять на точность и прочность сохранения воспринятого в памяти:

- условия хранения информации (длительность, возможность прямых или косвенных внушающих воздействий и пр.);

- особенности личности сви​детеля, обуславливающие специфику переработки воспринятой информации (склонность к фантазированию, повышенная внушаемость и пр.);

в) воспроизведение информации.

Объектами исследования выступают:

- психические состояния;

- психическое развитие и личностные свойства свидетеля (уровень развития речи, внушаемость и пр.);

- условия проведения допросов и др.

Процессуальное положение сведущего лица в производстве по делу в качестве специалиста существенно отличается от процессуального положения эксперта:

а) при назначении экспертизы следователь выносит соответствующее постановление (определение). При приглашении специалиста следователь (суд) не составляет процессуального документа;

б) в постановлении (определении) перед экспертом обязательно ставятся конкретные вопросы; специалиста же могут пригласить для участия в тех или иных следственных действиях;

в) в отличие от эксперта (ст. 307 УПК РФ) к специалисту за отказ или уклонение от дачи показаний не может быть применена уголовная ответственность;

г) эксперт проводит самостоятельное исследование с целью установления новых доказательств по делу и дает об этом свое заключение. Специалист, участвуя в том или ином следственном действии, содействует следователю (суду) в обнаружении и закреплении доказательств. Результаты его деятельности оформляются не самостоятельным процессуальным документом, а протоколом следственного или судебного действия. Доказательственное значение выявленным специалистом фактам придает следователь (суд), фиксируя их в протоколе.

д) несогласие судебно-следственных органов с выводами эксперта должно быть мотивированно, при этом выносится специальное постановление (определение), в других случаях − мотивировка несогласия с заключением эксперта должна содержаться в приговоре или обвинительном заключении. Несогласие с мнением специалиста следователь (суд) процессуально не оформляет.

На практике нередко возникает необходимость в использовании такой формы участия специалиста как устная или письменная консультация (внепроцессуальная), открывающая новые возможности для обеспечения полноты и всесторонности расследования и имеющая важное значение для установления истины по уголовному делу.

Обычно психолог-консультант может быть полезен для выяснения:

§​ компетенции СПЭ;

§​ возможности и целесообразности назначения экспертизы по конкретному уголовному делу;

§​ соответствия заключения предъявляемым ему требованиям, методики экспертного исследования, научной обоснованности выводов;

§​ конкретных пс-их вопросов, возникающих в ходе расследования;

§​ некоторых общепс-их проблемах (например, о типичных особенностях восприятия, памяти, мышления детей определенного возраста; возможном влиянии эмоционального состояния на протекание психических процессов и поведение и пр.).

В большинстве случаев решение о целесообразности и возможности проведения СПЭ предполагает оценку документов и материалов, собранных следствием, круга обстоятельств, установление которых, по мнению органов расследования, требует применения специальных познаний. Изучение соответствующих материалов позволяет консультанту дать мотивированное заключение (устное или письменное) о том, что:

·​ по конкретному делу необходимо проведение СПЭ (в этом случае желательно помочь правильно сформулировать вопросы эксперту);

·​ по данному делу целесообразно ограничиться привлечением специалиста-психолога для участия в следственных действиях;

·​ для решения возникших по делу вопросов нет необходимости в проведении специального экспертного исследования; достаточно письменной консультации психолога;

·​ в данном случае целесообразно назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: