Понятие, сущность и природа сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение в системе юридических наук.
Сравнительное правоведение – общетеоретическая правовая наука методологического характера. Обеспечивает отраслевые юридические науки фактами и инструментами для развития.
Природа сравнительного правоведения:
1) общеправовой метод научного познания;
2) научное направление юриспруденции с самостоятельным предметом исследования;
Учебная дисциплина.
Система сравнительного правоведения.
Общая часть сравнительного правоведения – учение о предмете, объектах, системе и методологии науки.
Особенная часть сравнительного правоведения – учения о классификациях правовых систем и характеристика основных правовых семей современности.
Специальная часть – отраслевые сравнительно-правовые исследования (например, сравнительное конституционное право, сравнительное гражданское право, сравнительное трудовое право и т.п.).
Функции сравнительного правоведения.
Познавательно-аналитическая функция («функция расширения познания»).
2) прикладные функции:
- средство совершенствования национального законодательства;
- средство толкования иностранного законодательства;
- средство унификации законодательства.
Теоретико-методологическая функция («поставщик эмпирического материала»).
Предмет и объекты сравнительного правоведения.
Предмет правовой компаративистики (сравнительного правоведения) – это типичные, устойчивые, всеобщие закономерности возникновения, функционирования и развития правовых элементов и явлений, существующих в различных правовых системах.
Иными словами, сравнительное правоведение предполагает выявление в правовых системах (динамике их развития) общего, особенного и единичного, а не простое сопоставление правовых систем.
Иностранный правовой элемент: понятие и виды.
Введено и детально исследовано понятие иностранного правового элемента А.В. Егоровым. В понятие иностранного правового элемента объединяются не просто национальные институты или правовые системы, а все иностранные правообразования, начиная с семей права и заканчивая нормами. Признаки, характеризующие иностранный правовой элемент, являются общими для всех объектов сравнительного правоведения, несмотря на особое своеобразие каждого из них.
6. Формирование и развитие идей сравнительного правоведения: общая характеристика древнего периода:
- внутрисистемный характер («замкнутость») сравнения;
- хаотичность, неупорядоченность сравнительного анализа;
- преимущественно принудительный характер заимствований;
- нормативное сравнение и заимствование («сравнение законов»);
- цель сравнения – поиск и формирование «правильного» права и государства.
Формирование и развитие идей сравнительного правоведения: общая характеристика средневекового периода.
- признание теоретической ценности сравнительного метода в правовых исследованиях;
- отсутствие системности в применении метода сравнения в праве;
- «замкнутость» правовых систем;
- препятствия к развитию сравнительного правоведения со стороны естественно-правовой и исторической школы права.
Формирование и развитие идей сравнительного правоведения: основные этапы современного периода.
- становление сравнительного правоведения как относительно самостоятельной отрасли знаний и академической дисциплины;
- превращение сравнительных правовых исследований из эпизодических в систематические;
- расширение сфер и географии распространения и влияния сравнительного правоведения;
- акцент не на различиях и особенностях сравниваемых правовых систем, а на поиске общих основ и корней, первостепенном выявлении общностей (следствие глобализации всех видов деятельности);
- институциональное оформление сравнительного правоведения;
- формирование научно-теоретического фундамента сравнительного правоведения (определение статуса данной отрасли знания и дисциплины, создание специального понятийного аппарата, установление функций сравнительного правоведения и разработка методологии).
Формирование и развитие идей сравнительного правоведения: основные школы правовой компаративистики.
Философско-историческое направление сравнительно-правовых исследований (Германия) второй половины XIX в.: гейдельбергская (южнонемецкая) школа и школа А. Фейербаха.
Практикоориентированная школа сравнительного законодательства конца XIX – начала XX веков (Франция).
Современная теория сравнительного правоведения (c 1900 г., Международный конгресс сравнительного права.
10. Методологическая природа правовой компаративистики. Структура методологии сравнительно-правовых исследований:
(1) блок логики, концептуальных идей и концептов (подходов);
(2) блок принципов;
(3) блок методов познания (методики познания).