Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы познавательных процессов в деятельности военнослужащих 5
1.1 Психологическая структура личности военнослужащего.. 5
1.2 Теоретическое основы понятия способностей.. 8
1.3 Место и роль познавательных процессов в деятельности военнослужащих 14
1.4 Психологическая характеристика математических способностей военнослужащих и их природных предпосылок. 17
2 Эмпирическое исследование математических способностей военнослужащих и их природных предпосылок 24
2.1 Организация и методика исследования. 24
2.2 Анализ результатов. 25
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Введение
Актуальность темы. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью, в том числе и пред военнослужащими. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной.
Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго было предметом философского рассмотрения. Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Поэтому можно лишь опосредствованно заключить о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.
В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития человека.
|
Объектом исследования в данной курсовой работе является личность военнослужащего.
Предметом исследования - математические способности военнослужащего.
Целью данной курсовой работы является психологическая характеристика математических способностей военнослужащего.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть психологическую структуру личности военнослужащего;
· изучить теоретическое основы понятия способностей;
· определить место и роль познавательных процессов в деятельности военнослужащих;
· предоставить психологическую характеристику математических способностей военнослужащих и их природных предпосылок.
Основными методами изучения математических способностей военнослужащих являются анализ и синтез, индукция и дедукция.
Анализ предполагает расчленение всего процесса на отдельные элементы. Синтез означает соединение разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое или новую организационную систему. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой при проведении психологической характеристики математических способностей военнослужащих.
В процессе исследования использовались как фундаментальные научные труды, так и материалы периодических изданий.
|
Теоретические основы познавательных процессов в деятельности военнослужащих
Психологическая структура личности военнослужащего
Личность - это та сторона индивидуальной человеческой психологии, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие человека и обусловливает качество, особенности его деятельности, общения и жизни в целом. [8, с.98]
Понять человека, его душу - значит проникнуть своим пониманием за поверхностный слой его характеристики к его глубинным стремлениям, подлинным потребностям и мотивам, особенностям мышления и восприятия мира и самого себя.
Чтобы понять психологию военнослужащего, его необходимо воспринимать как полноправного гражданина государства, представителя определенного слоя общества, члена воинского коллектива, выполняющего конституционный долг по защите своего Отечества. В то же время личность воина - это также и его индивидуально-психологические особенности, свойства и доминирующие психические состояния. При этом в структуру личности, как правило, включаются ее направленность, характер, способность и темперамент.
Рисунок 1.1 - Структура личности военнослужащего
Важной характеристикой психологического портрета военнослужащего является направленность личности, то есть совокупность наиболее устойчивых жизненных и военно-специальных целей, отношений к существующим сторонам службы и другим социальным ценностям, а также мотивы его деятельности и поведения.
Необходимо увидеть своеобразие индивидуальной направленности воина, правильно оценить ее и верно прогнозировать его последующие поступки и действия. [3, с.23]
|
При изучении направленности личности необходимо определять:
· уровень морально-нравственного развития, иерархию общечеловеческих, национально-государственных и личных ценностей воина, содержание и устойчивость убеждений и их влияние на внешнее поведение и эффективность воинской деятельности;
· близлежащие и перспективные цели деятельности, жизненные планы, доминирующие мотивы и их причинную обусловленность, отношение воина к своему профессиональному росту, повышению боеготовности и боеспособности части, подразделения;
· преобладающие личные потребности, интересы, увлечения и желания, устремления и склонности.
При этом следует учитывать взаимосвязь направленности личности с характером воина, как системой наиболее общих устойчивых черт, одинаково проявляющихся в самых различных видах воинской деятельности, общения и взаимодействия с другими военнослужащими.
При изучении характера необходимо обращать внимание, прежде всего, на отношение подчиненного к службе, сослуживцам и в целом к воинскому коллективу, а также к самому себе. Уровень развития человека воплощается в характере, который формируется и проявляется в процессе деятельности. Изучать характер - значит, изучать способы поведения человека в разных ситуациях.
В комплексе индивидуально-психологических свойств личности воина важное место занимают его способности, которые выражают готовность военнослужащего к овладению определенными видами деятельности с заданной эффективностью. Каждый военнослужащий обладает способностями, которые присущи только ему. Поэтому младший командир должен быть заинтересован в выявлении и своевременном изучении их у своих подчиненных. [4, с.112]
Оценка способностей воинов должна быть систематической и целеустремленной. При этом главное максимально гармонично согласовать способности и возможности воинов с требованиями конкретных военных специальностей.
Темперамент - психическое свойство личности, предопределенное силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияющее в свою очередь на динамику протекания всех психологических явлений, свойственных личности.
Характер - совокупность устойчивых психических черт личности; влияющих на все стороны поведения человека, обусловливающих его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающих индивидуальное своеобразие личности и проявляющихся в стиле деятельности и общении.
Направленность личности - психическое свойство личности - система потребностей, ценностей, устремлений, преобладающая над системой смыслообразующих мотивов, выражающихся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.
Способность - психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладеть ими.
В следующем разделе данной курсовой работы дадим определение и раскроем понятие «способности».