Эмпирическое исследование математических способностей военнослужащих и их природных предпосылок




Организация и методика исследования

Предметом исследования являются математические способности военнослужащих и их природных предпосылки.

Объектом исследования являются военнослужащие 120-ой стрелковой дивизии города Минска. В эксперименте приняли участие 15 военнослужащих.

Целью исследования было определить психологическую характеристику математических способностей военнослужащих и их природные предпосылки.

В задачу исследования входило:

· изучение литературы (психолого-дидактический, методический и др.) с целью выяснения содержания понятия математических способностей по математике;

· диагностировать одновременно уровень развития продуктивного математического мышления (открытие новых отношений) и репродуктивного математического мышления военнослужащих (нахождение решения при помощи применения знаний).

Для решения названных задач необходимо изучить методики, соответствующих особенностям и целям исследования.

В качестве тестового материала были использованы задачи, разработанные А. Г. Гайштутом, направленные на формирование у учащихся таких умственных операций, как анализ, синтез, аналогия, обобщение.

С точки зрения автора, «Математика, как известно, наука доказательная, или дедуктивная. Но доказательство открывается с помощью правдоподобного рассуждения, с помощью догадки. Два типа рассуждения - доказательное и правдоподобное - дополняют друг друга».

Задачи, предложенные А. Г. Гайштутом, сформулированы на основе материала из курса математики с 4 по 10 класс и состоят из 5 серий: 4 класс, 5 класс, 6-7 класс, 8 класс, 9-10 класс, итого - 15 задач. Решение задач каждого типа предполагает знание учебного материала, но помимо того способность к мысленному обнаружению отношений между пространственными и знаковыми элементами условий задачи и умения производить математические операции с математическими структурами. Таким образом, задачи, предложенные А. Г. Гайштутом, могут быть использованы для диагностики уровня развития мышления военнослужащих, мыслительной способности оперировать абстрактными структурами на математическом материале.

Примененные в исследовании данной методики даст возможность, во-первых, определить роль познавательных процессов в деятельности военнослужащих, а также выявить особенности математических способностей военнослужащих.

 

Анализ результатов

В данные задачи входят 4 элемента, один из которых неизвестен. Требуется найти неизвестный элемент. Решение может быть найдено только тогда, когда будет решена вспомогательная задача: выделены отношения элементов начальных условий задачи. Между элементами «электричество» и XIII отношение тождества: число букв в слове «электричество» равно 13, между элементами «электричество» и «математик» - отношение различия: разное число букв. Следовательно, требуется, чтобы неизвестное находилось в отношении тождества с элементом «математик» и в том же отношении количественного различия с элементом XIII, как элементы «математик» и «электричество». Неизвестный элемент - число IX. Следовательно, испытуемый должен произвести операции сравнения элементов, выделить тип отношений - количественные различия, и сделать умозаключение по аналогии. Как видно, отношения между элементами задачи арифметические, от испытуемого требуется знание цифровых обозначений и умение читать и считать, а также владение арифметическими действиями. Следовательно, данная задача соответствует уровню подготовки школьника 4-го класса. Тем самым, несмотря на то, что в задаче присутствует конкретный материал и для его решения требуются стандартные знания и умения, успешно решить эту задачу можно, только обладая определенным уровнем развития мыслительной способности, оперируя с символическими (пространственно-знаковыми) структурами. Следовательно, задачи удовлетворяют выдвинутому требованию: диагностировать одновременно уровень развития продуктивного математического мышления (открытие новых отношений) и репродуктивного математического мышления военнослужащих (нахождение решения при помощи применения знаний). Поскольку материал теста должен соответствовать учебной программе средней школы, тест был разбит на 5 субтестов: 1) субтест для 4 класса, 2) субтест для 5 класса, 3) субтест для 6 класса, 4) субтест для 7- 8 классов и субтест для 9-10 классов.

Приведем результаты стандартизации теста математических аналогий (ТМА).

Военнослужащим, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выраженные те или иные математические способности в решении одной из 15 задач, в соответствующие клетки матрицы ставилась оценка «+1», а военнослужащим, которых испытуемый наделял отсутствием математических способностей, ставилась оценка «-1» Данные самооценки вносились в специальную графу.


Таблица 2.1 - Результаты эксперимента

 

Материалы исследования дозволили охарактеризовать содер­жание математические способности военнослужащих.

Предлагаемый тест математических аналогий - «Задачи Гайштута» (ТМА) может быть использован для диагностики уровня развития общего интеллекта и математических способностей военнослужащих. Тест обладает достаточной внутренней и внешней валидноетью. Успешность выполнения теста связана с уровнем развития способности к мысленному решению задач, понятийного и пространственного мышления. Задачи теста обладают высокой однородностью. Если испытуемые решат больше 5 заданий, можно считать, что они обладают высоким уровнем развития способности мыслить аналогиями. Если меньше, то не следует ставить определенного диагноза. Необходимо провести через некоторое время повторное обследование и использовать в качестве дополнения другие аналогичные тесты.

 


Заключение

В результате написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Проблема математических способностей военнослужащих в психологии представляет обширное поле действия для исследователя. В силу противоречий между различными течениями в психологии, а также внутри самих течений, пока не может быть и речи о точном и строгом понимании содержания этого понятия.

Рассмотренные в данной работе книги подтверждают это заключение. Вместе с тем следует отметить неугасающий интерес к этой проблеме во всех течениях психологии, что подтверждает следующий вывод.

Практическая ценность исследований по этой теме очевидна: математическое образование играет ведущую роль в службе военнослужащих, а она, в свою очередь, станет более эффективной после научного обоснования её основы - теории математических способностей.

Итак, как утверждал В. А. Крутецкий: «Задача всестороннего и гармонического развития личности человека делает совершенно необходимой глубокую научную разработку проблемы способности людей к тем или иным видам деятельности. Разработка этой проблемы представляет как теоретический, так и практический интерес».


Список использованной литературы

1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

2. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х томах. М., 1980.

3. Барабаш А. Влияние боя на психику воина. Ориентир.-2004.-№6

4. Буранов С. Национально-психологические особенности военнослужащих. Ориентир.-2003.-№7

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

6. Голубева Э.А., Гусева Е.П., Пасынкова А.В., Максимова Н.Е., Максименко. И. Биоэлектрические корреляты памяти и успеваемости. Вопросы психологии, 1974, № 5.

7. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
Кадыров Б.Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики психической активности.

8. На службе Отечеству. Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1999.

9. Малышев И. Изучение и учет индивидуально-психологических особенностей подчиненных в повседневной служебной деятельности // Ориентир. - 1996. - № 12.

10. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

11. Морозов А.В. Психология личности. СПб.: Издательство «Союз», 2002.

12. Печенков В.В. Проблема соотношения общих и специально человеческих типов в.н.д. и их психологических проявлений. В книге "Способности и склонности", М., 1989.

13. Пуанкаре А. Математическое творчество. М., 1909.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М., 1989.

15. Стрельников В. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.Ориентир.-2004.-№7

16. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х томах. М., 1985.

17. Шамаев В.Г., Локтев Е.М. Общественно-государственная подготовка. Воронеж,2004.

18. Утлик Э. Психология личности военнослужащего. Содержание и методика индивидуально- воспитательной работы сержанта (старшины) с подчиненными // Ориентир. - 1994. - № 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: