Градация по областям применения




Виды и характеристики передач.

Виды передач. Классификация передач. Передачи непосредственного контакта (резьбовые, зубчатые, муфты,…) и гибкой связью (ременные и цепные).

 

Передачи непосредственного контакта

Зубчатые передачи

Практически любой механизм в современной технике отчасти или полностью состоит из различных типов передач. В большинстве случаев в качестве передаточных устройств движения используются именно зубчатые элементы кинематической схемы.

Определение

Зубчатой передачей является механизм, который служит для передачи вращения с одного вала на другой и для изменения частоты вращения с помощью реек и колес

Зубчатое колесо, расположенное на валу, передающем вращение, принято называть ведущим, а принимающее вращение – ведомым. Также тот элемент, который обладает в паре меньшими размерами, называют шестерней, а то, которое большими – колесом.

Сфера применения

Зубчатые передачи, классификация, основные параметры и особенности работы которых будут описаны ниже, вполне обосновано считаются самыми распространёнными деталями в машиностроении и прочих отраслях народного хозяйства. Такая высокая востребованность объясняется возможностью передачи с их помощью мощностей в диапазоне от нескольких долей до нескольких десятков тысяч киловатт.

При этом окружные скорости вращения могут составлять до 150 м/с, а передаточные числа колеблются от сотен до тысяч. Диаметр самих колес находится в пределах от считанных миллиметров (иногда даже их долей) до шести и более метров.

 

Назначение и классификация зубчатых передач предусматривает их разделение по следующим признакам:

1. По расположению осей колес в пространстве:

с параллельными осями (цилиндрические передачи);

с пересекающимися осями (конические передачи);

со скрещивающимися осями (червячные и винтовые передачи).

2. По типу относительного вращения колес и расположению зубьев:

с внешним зацеплением (колеса вращаются в противоположных направлениях относительно друг друга);

с внутренним зацеплением (вращение обоих колес идет в одну сторону

 

3. По форме профиля:

эвольвентные зубья;

циклоидальные;

с зацеплением Новикова.

4. По расположению теоретической линии зуба:

прямозубые колеса;

косозубые;

шевронные;

винтовые (с круговым зубом).

Стоит отметить, что непрямозубые передачи обладают большой плавностью своей работы, в них гораздо меньший износ и шум по сравнению с прямозубыми передачами.

5. По показателю окружной скорости:

тихоходные передачи (менее 3 м/с);

среднескоростные (от 3 м/с до 15 м/с);

быстроходные (свыше 15 м/с).

 

Градация по областям применения

Классификация зубчатых передач по функциональному назначению предусматривает их деление на:

Кинематические (отсчетные) передачи.

Их применяют в разнообразных приборах, счетно-решающих механизмах. Главное требование к таким передачам – соблюдение высочайшей кинематической точности, то есть должна быть чёткая согласованность углов поворота как ведущего, так и ведомого колес.

Скоростные передачи применяются в редукторах турбомашин, коробках передач автомобилей. Требования: максимально возможная плавность работы.

Силовые передачи эксплуатируются в крановых и прокатных механизмах. Они работают при малых скоростях, но при этом передают внушительные крутящие моменты. Главное требование, выдвигаемое к передачам данного типа, – плотный контакт зубьев, находящихся между собой в сопряжении. Дополнительные критерии

 

Классификация зубчатых передач по конструктивному оформлению учитывает, что они могут быть открытого и закрытого типа.

Открытые передачи могут работать либо без смазки (крайне редко), либо же обрабатываться специальными консистентными смазочными веществами.

Закрытые передачи, в свою очередь, смазываются за счет погружения зубьев в специальное масло, которым заполоняют картер (погружное смазывание).

В некоторых случаях предусмотрена централизованная подача состава в картер. При этом регулировка потока смазывающей жидкости осуществляется с помощью специальных дросселей.

 

В зависимости от того, как меняется частота вращения, зубчатые передачи разделяются на:

Понижающие (их называют редукторами). В таких передачах передаточное отношение больше или равно единице.

Мультипликаторы – передаточное число меньше единицы.

Кстати, передаточные числа бывают как постоянными, так и ступенчато-регулируемыми благодаря перемещению колес непосредственно по валу (например, коробка скоростей).

 

Положительные качества

Классификация зубчатых передач будет неполной, если не рассмотреть их достоинства.

В сравнении с другими типами передач зубчатые характеризуются:

Технологичностью.

Постоянством передаточного отношения.

Высокой нагрузочной способностью (до 50000 кВт).

Внушительным коэффициентом полезного действия (до 0,99). Малыми габаритными размерами по сравнению с прочими передачами при одинаковых условиях.

Большой надежностью во время работы.

Простотой обслуживания.

Относительно небольшими нагрузками на опоры и валы.

Отрицательные качества

Что касается недостатков зубчатых передач, то в их числе значатся:

Отсутствие возможности изменять передаточное число бесступенчато.

Точность изготовления и монтажа должна быть на высоком уровне. Возникновение шума при больших скоростях работы. Неудовлетворительные амортизирующие свойства.

Большие габариты в случаях, когда между осями ведомого и ведущего валов внушительное расстояние.

Нарезание зубьев требует наличия специального оборудования и инструмента.

Неспособность к компенсации динамических нагрузок по причине высокой жестокости.

Отсутствие предохранительной функции.

Зубчатая передача не способна защитить машину или механизм от перегрузки.

Также зубчатые передачи (достоинства и недостатки, классификация и виды которых указаны выше) нерационально используют свои зубья, что проявляется в одновременной работе не более двух зубьев каждого из колес, находящихся в сопряжении.

 

Деформация зубьев колес

Правильная проектировка и эксплуатация зубчатой передачи проявляется в отсутствии сильного шума и перегрева во время работы. Если эти два указанных критерия все же имеют несоответствия, то это вполне может привести к разрушениям зубьев колес.

Классификация зубчатых передач по эксплуатационному назначению также вносит свои корректировки в работу передачи, однако в целом виды разрушений зубьев бывают следующие:

Пластическая деформация рабочих поверхностей.

Поломка.

Заедание.

Изнашивание.

Выкрашивание.

В тех случаях, когда зубья ломаются, зачастую происходит не только поломка передачи, но и повреждение различных смежных узлов, деталей (например, разрушаются подшипники, валы). Это происходит по причине заклинивающего действия отломившихся кусочков. Довольно часто зубья ломаются по причине своей «усталости», которая появляется как следствие возникновения и прогрессивного развития трещины.

Такой вид поломки более всего характерен для закрытых передач. Истирание зубьев чаще всего наблюдается в открытых передачах, что объясняется проникновением в зону зацепления разнообразных частиц металла, грязи, пыли (абразивный износ).

Также причиной может служить плохая смазка, поэтому от данного вида износа не застрахованы и закрытые передачи.

Производство колес

Важно знать, что зубчатые передачи, достоинства и недостатки, классификация которых зависят от их технологических и физических свойств, изготавливаются из различных материалов. Чаще всего на практике применяются такие:

Углеродистая сталь обыкновенного качества (Ст6, Ст5). Высококачественные марки стали.

Легированные марки сталей.

Серый и высококачественный чугун.

Некоторые неметаллические материалы (бакелит, текстолит

 

Наибольшее распространение получили передачи с зубчатыми колесами из стали, что объясняется оптимальным сочетанием прочности, надёжности и массы. Такой материал идеально подходит для высоконагруженных передач. В свою очередь, серый чугун используется для колес, работающих нечасто, а также тихоходных открытых передач. Чугун хорош тем, что зубья колес на его основе не слишком требовательны к смазке и хорошо притираются друг к другу. Пластмассовые зубчатые колеса производят для механизмов, где требуется максимальная бесшумность работы высокоскоростной передачи, при этом не нужна высокая точность изготовления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: