Сертификация любой системы менеджмента качества осуществляется на соответствие определенным нормативным документам, в которых изложены требования к системам качества. Таким документом является ГОСТ Р ИСО 9001—2015 «Системы менеджмента качества. Требования». Кроме того, требования к системам качества могут предъявляться и другими документами, например, техническими регламентами, условиями международного соглашения и т.д.
Система качества (СК) — это совокупность установленных правил и мероприятий по обеспечению качества продукции и услуг.
Система менеджмента качества (СМК) — система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Система качества создается для достижения целей и выполнения задач, определенных политикой предприятия в области качества. Она является неотъемлемой частью общей системы управления научной, производственной и хозяйственной деятельностью предприятия.
Система менеджмента качества предназначена для решения следующих основных задач:
- создание, поддержание и повышение качества продукции на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение требований потребителя при оптимальных затратах на ее разработку (производство). Например, при реализации программы «Союз—Аполлон» уровень качества всех систем был таким, что если бы с подобным качеством выпускались телевизоры, то не только до первого отказа, а до небольшого снижения уровня яркости экрана этот телевизор работал бы непрерывно в течение 150 лет. Однако его стоимость, естественно, превысила бы все разумные пределы. Поэтому необходимо определенное сочетание качества и стоимости (затрат на разработку и изготовление);
- предоставление потребителю гарантий соответствия разрабатываемой (изготавливаемой) продукции требованиям стандартов, технических условий и положениям договоров на поставку, а также подтверждение возможности выпуска продукции в необходимых объемах и в заданные сроки.
При подготовке СМК к сертификации необходимо установить:
|
- все ли требования международного стандарта ИСО 9001:2015 применимы к данному предприятию (организации);
- существуют ли какие-либо исключения, связанные с особенностями предприятия (организации) и его продукции;
- существуют ли какие-либо исключения из требований, влияющие на способность предприятия (организации) выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителей, нормам и правилам;
- действительно ли область применения СМК охватывает все процессы и виды продукции.
В процессе подготовки СМК к сертификации необходимо убедиться в том, что она действительно документирована, внедрена, поддерживается в рабочем состоянии, постоянно улучшается, ее эффективность повышается.
|
Проведение работ по сертификации предусматривает следующие этапы:
- этап 0 — проведение работ на предприятии по доработке СК и ее внутренней проверке;
- этап 1 — заочная оценка СК на основе изучения материалов, поступивших с заявкой от предприятия-заявителя, и подготовка заключения органа по сертификации СК по результатам рассмотрения заявки;
- этап 2 — оценка СК, заключение договора, подтверждение предоплаты работ, проведение сертификационного аудита, оформление акта и отчета о результатах работы на предприятии-заявителе;
- этап 3 — принятие решения о выдаче сертификата соответствия и его регистрация, заключение договора на инспекционный контроль за сертифицированной СК.
При подготовке к сертификации СК предприятие должно:
- знать точно нормативную базу сертификации системы качества;
- определить сроки подготовки к сертификации;
- подготовить экспертов по внутренним проверкам СК на предприятии;
- обучить по крайней мере одного из руководителей, который возглавит работу по подготовке к сертификации СК, а затем будет вести эту работу, выступая в роли представителя руководства по качеству;
- привести документы СК в соответствие с требованиями ИСО;
- привести в соответствие с требованиями ИСО технологические процессы, оборудование, средства измерений и т.д.
Сертификация СК на предприятиях проводится с соблюдением определенной последовательности действий (рис. 10.4).
Рис. 10.4.Последовательность действий при подготовке и проведении сертификации систем качества на предприятии