Тема: «Система эвристических заданий на уроках в начальной школе как средство обеспечения самореализации учащихся». Шифр 5.8.1




2. Обоснование темы диссертации.

В настоящее время общество предъявляет довольно высокие требования к образованию подрастающего поколения. Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Для того чтобы быть успешным в современном мире, выпускник школы должен не только обладать рядом предметных знаний, умений и навыков, но и быть активной, всесторонне развитой личностью, обладающей способностями к самообразованию и самосовершенствованию, самоопределению в жизни, а также овладение навыками самостоятельного поиска и усвоение новой информации.

«Целью современного образования является раскрытие потенциала человека и реализация его возможностей» (А.В. Хуторской). Эту точку зрения разделяет и Научный руководитель ИПОП «Эврика» Александр Адамский: «Одна из главных задач современного образования – развить в ребенке способность к самореализации».

Дети младшего школьного возраста имеют значительную мотивацию к учению и творческой деятельности в частности. Именно в начальной школе развиваются творческие качества личности, способность к созиданию, а потому столь важно создать для каждого ребёнка этого возраста возможности для самореализации

В свою очередь, соответствующими должны быть и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Создать атмосферу творческой активности учащихся, предоставить им возможность самостоятельно не только решать поставленные учебные задачи, но видеть и понимать возникающие в процессе учения трудности, находить способы их преодоления, ставить новые задачи.

Выполненный нами анализ учебно-методических комплектов для начальной школы показал, что в них преобладают задания репродуктивного типа. Так в учебниках по УМК «Школа России» очень мало творческих, развивающих заданий на логику, мышление, расширяющих кругозор детей. Преобладают задания на деятельность по образцу, тренинговые задания на отработку готовых алгоритмов. В учебнике «Математика» (1 класс) на формирование математической культуры, логических приемов мышления посредством творческих заданий отводится всего 12 часов за учебный год. В учебнике «Русский язык» (1 класс) задания по уровню сложности, ориентирующие на свои личные предпочтения, интересы встречаются редко. Упражнения с творческими заданиями, которые направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность практически отсутствуют. Задания по проектной деятельности, создающие условия для формирования универсальных учебных действий разного типа, создание учащимися своих продуктов представлены в единичном числе. Анализ учебника «Окружающий мир» выявил несистемное изложение материала. На страницах учебника большое количество информации, которая даётся за малые промежутки времени. Реальные объекты окружающего мира заменены сведениями о них. От учащихся ожидается в основном деятельность по работе с информацией. У школьников нет возможности самостоятельного обучения, так как многие задания требует помощи взрослых и привлечения сторонней информации из книг или интернета, а не собственного творчества и исследований.

Таким образом, в Программе «Школа России» на уровне УМК не заложены принципы и не создаются условия для творческого развития обучающихся, их самостоятельной продуктивной деятельности и реализации своего потенциала в учебных предметах. Данные цели могут быть достигнуты только благодаря профессиональным компетентностям учителя, умению и желанию использовать в своей работе соответствующие инновации и методы, самостоятельно разрабатывать задания для самореализации учеников.

Выполненный нами анализ заданий и результатов мониторинга по оценке качества образования в рамках национального проекта Всероссийские проверочные работы (ВПР) в начальных классах, позволил выявить ряд проблем в обучении младших школьников, связанных с творческой деятельностью и самореализацией.

У учеников начальной школы не сформированы умения по русскому языку, связанные с работой по созданию, преобразованию и анализу текста. Это отчасти связано с тем, что в школах до сих пор обязательный предмет «Литературное чтение» проводится по методике урока «Чтение», то есть посвящен отработке навыков чтения, но не предполагает собственную деятельность в области литературного творчества.

Результаты проверочных работ по математике показали наличие ряда проблем в математической подготовке учащихся, в том числе: низкий уровень навыков самоконтроля, самооценки и рефлексии, слабое развитие навыков проведения логических рассуждений; недостаточное развитие у обучающихся умения решать логические задачи. Отсутствуют минимальные исследовательские умения (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Это отчасти связано с тем, что в учебниках по математике много репродуктивных заданий, крайне мало логических, исследовательских, творческих заданий.

По окружающему миру наибольшую сложность вызвали задания на умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач при моделировании экспериментов, оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, видеть роль семьи в жизни человека или чему может ребенок научиться у своих родителей. По результатам можно сделать выводы об узком мировоззрении большинства обучающихся, низком уровне понимания смыслов и ценностей окружающего мира.

Таким образом, репродуктивная ориентация существующих УМК не только не способствует самореализации учащихся начальной школы, но и негативно отражается на уровне предметных знаний, умений, навыков, компетентностей.

Еще одной выявленной проблемой анализа происходящей практики является наблюдаемое снижение мотивации к учению у выпускников начальной школы. Наблюдения последних лет фиксируют, что снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовой информации, на ее запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. Как было нами установлено, ученики 3-4 классов больше всего не любят пересказывать прочитанное, списывать упражнения с доски, учить наизусть правила и стихи, а любят самостоятельно решать примеры и задачи, наблюдать за явлениями природы, лепить, рисовать. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы, самостоятельности, продуктивной деятельности и, таким образом, самореализации в учебном предмете. Уже в этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям, предполагающим творческую деятельность.

Таким образом, нами установлено противоречие в потребности к самореализации, творчеству, которая есть у каждого ребенка, и теми условиями обучения, которые создаются для него в начальной школе. Одной из главных причин этого противоречия является отсутствие системы эвристических заданий в программах по учебным предметам. Отсюда следует проблема: какими должны быть учебные задания и педагогические условия их применения на уроках, чтобы обеспечивать самореализацию и творческое развитие обучающихся младших классов. Указанная проблема определила тему нашего исследования: «Система эвристических заданий на уроках в начальной школе как средство обеспечения самореализации учащихся».

Цель исследования: разработать систему эвристических заданий и педагогические условия их применения для начальной школы.

Объект исследования: самореализация учащихся начальной школы на уроках.

Предмет исследования: система эвристических заданий.

На основании поставленной цели, выбранного предмета и проведённого поискового эксперимента нами сформулирована гипотеза исследования:

Обучение младших школьников будет обеспечивать самореализацию каждого ребенка, если:

● методологической основой обучения по предметам выступит эвристическое обучение,

● в учебных курсах возрастет доля эвристических заданий,

● предлагаемые эвристические задания будут являть собой систему, направленную на реализацию всего потенциала учащихся, проявляемого в пяти ключевых деятельностях и соответствующих продуктах: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных, ценностно-смысловых,

● выявлены и соблюдаются педагогические условия применения эвристических заданий на уроках,

● уровень самореализации обучающихся определяется на основе оценки их образовательных продуктов.

В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и для решения обозначенной проблемы сформулированы следующие задачи исследования:

1) раскрыть содержание понятия «самореализации младших школьников», используя эвристические задания в обучении в начальной школе;

2) определить условия организации и реализации «самореализации младших школьников», используя эвристические задания в обучении в начальной школе;

3) определить требования к эвристическим заданиям по предметам: их содержанию, структуре, представлению, оцениванию;

4) разработать технологию применения эвристических заданий на уроках начальной школы;

5) осуществить педагогический эксперимент по реализации разработанной технологии и проверке ее результативности.

Методологическими основами исследования послужили следующие позиции, теории и подходы учёных:

В качестве мировоззренческой основы исследования выступили: гуманистическая педагогика (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский, Л.H. Толстой, М.П. Щетинин и др.); философско-культурологические, психологические и педагогические подходы к установлению взаимовлияния коммуникаций и творческой самореализации человека (H.A. Бердяев, А.Л. Галин, A.A. Довгань, И.Н. Дубина, Л.И. Кабанова, М.С. Каган, А.Д. Король, П.Ф. Кравчук, Е.А. Леванова, М.И. Лисина, A.B. Мудрик, В.А. Сухомлинский и др.); человекосообразный подход (Г.А. Андрианова, А.Д. Король, Т.В. Свитова, A.B. Хуторской и др.); деятельностный подход и положения теорий организации учебной деятельности (А.Г. Асмолов, С.Г. Воровщиков, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Т.И. Шамова, Д.В. Эльконин и др.); эвристический подход и теория эвристического обучения (В.И. Андреев, П.Ф. Каптерев, Ю.К. Кулюткин, А.Н. Лук, В.Н. Пушкин, В.Н. Соколов, Н.К. Сергеев, A.B. Хуторской. Ю.В. Скрипкиной и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применён комплекс методов исследования, включающих: теоретические методы: анализ философской, психолого-дидактической и методической литературы, интернет-источников; диагностические методы: наблюдение и сравнительный анализ творческих и диагностических работ учащихся начальной школы, анкеты для родителей, анализ УМК «Школа России», результаты ВПР; рефлексивный анализ, анкетирование учеников и педагогов; метод поэлементного анализа содержания творческих работ участников; статистические методы обработки результатов; аналитические методы: рефлексивное осмысление экспериментальных данных, фиксирование результатов, их анализ и конструирование последующей исследовательской деятельности.

Основные этапы исследования.

Первый этап исследования – диагностический. На данном этапе проведено предварительное изучение практики эвристического обучения. На основе полученных данных была сформулирована тема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.

Второй этап исследования – теоретико-систематизирующий. Проведение планируемого эксперимента, проверка и корректировка предварительной гипотезы, проводились наблюдения и экспериментальные поиски автора в процессе его непосредственной работы в качестве учителя начальных классов в общеобразовательной школе.

Третий этап исследования – экспериментально-аналитический. Выбор экспериментальной и контрольной групп, изучение их исходных уровней развития; выделение уровней сформированности творческих способностей школьников; апробация и корректировка эвристической методики, установление динамики изменения уровня сформированности творческих способностей обучаемых.

Четвертый этап исследования – заключительный. Включал анализ и итоговую обработку полученных результатов, уточнение выводов, литературное оформление текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Раскрыто содержание понятия «самореализации младших школьников».

2. Дано научно-методическое обоснование необходимости и эффективности применения эвристических заданий в обучении младших школьников как составной части общеобразовательного процесса.

3. Разработаны требования к системе эвристических заданий, которая позволяет учащимся создавать образовательные продукты, относящиеся к изучаемым темам.

4. Выявлены условия применения эвристических заданий на уроках в начальной школе, которые заключаются в конструировании учеником индивидуального образовательного процесса.

Теоретическая значимость заключается:

- в разработке принципов самореализации младших учащихся с помощью эвристических заданий. Определены содержание, структура, характерные особенности, условия эффективного и результативного применения эвристических заданий в обучении младших школьников:

- разработана типология эвристических заданий для начальной школы,

- описана система эвристических заданий для самореализации младших школьников, обоснована ее эффективность.

Практическая значимость заключается в разработке:

- серий эвристических заданий для учащихся начальной школы, которые могут быть использованы в практической деятельности учителя, а также авторами учебно-методических пособий, предназначенных для учителей, студентов и учащихся.

- моделей уроков с применением эвристических заданий в начальных классах.

- критериев оценки творческого продукта учащегося.

- инструкций, рекомендаций для педагогов и родителей.

Достоверность и обоснованность проводимого исследования, его результатов, выводов и рекомендаций обусловлены методологическими основами исследования, опорой на основные теоретические положения в области теории и методики обучения в начальных классах, с учетом современных достижений в области педагогики и психологии, комплексом методов педагогического исследования, адекватных его задачам, положительными итогами проведённого эксперимента

Положения и результаты, выносимые на защиту:

1. Творческая самореализация младших школьников - это процесс изменения качеств личности ребёнка, направленный на создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях; освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами.

2. Эвристические задания, применяемые в обучении младших школьников, позволяют повысить познавательную самостоятельность и творческую самореализацию учащихся при усвоении нового материала и его закреплении, поскольку обладают следующими необходимыми и достаточными для этого функциональными особенностями: универсальностью, вариативностью, технологичностью, комплексностью.

3. Система эвристических заданий по каждому предмету в начальной школе может состоять из трех частей:

1) зажигательная мотивационная часть, имеющая характер образовательной среды, например, если задание на составление загадки, то приводится пример загадки; 2) технологическая часть, в которой ученику предлагаются основные элементы и особенности его предстоящей деятельности, например, способы составления загадки; 3) образ ожидаемого продукта, т. е. краткое обозначение создаваемого учеником результата.

4. Технология применения эвристических заданий на уроках учитывает следующие факторы: а) педагогические цели задания, б) возраст учеников, в) необходимые минимальные навыки для самостоятельного выполнения заданий, г) среда для выполнения задания, д) место задания в учебном процессе (в структуре урока, темы и т.д.).

5. Диагностическая функция эвристических заданий позволяет качественно анализировать результаты самореализации младших школьников во время урока и намечать перспективные пути совершенствования учебного процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: