Общие рекомендации
Контрольная работа по учебной дисциплине «Статистика» является важной составной частью программы подготовки студентов по:
Цели самостоятельной работы.
По дисциплине «Статистика» студентам для освоения дисциплины и приобретения практических навыков (компетенций) предусмотрены следующие виды заданий: тестирование по темам данного курса, контрольная работа. Данные виды работ способствуют студенту освоить навыки аналитической работы в области статистического анализа развития социальных и экономических процессов в стране.
Задачи контроля:
· определение объема и глубины знаний, усвоенных студентом в рамках данной тематике курса;
· определение степени успешности самостоятельной углубленной работы в рамках определенной темы курса;
· степень владения студентом навыками работы с научной информацией в рамках данной дисциплины: поиска, обработки, анализа и синтеза информационных данных;
· выявление у студента информационных пробелов по различным аспектам курса для дальнейшей дополнительной самостоятельной проработки в рамках подготовки к итоговому контролю;
· получение студентом новых дополнительных знаний в рамках темы контрольной работы.
·
Контрольная работа по статистике для студентов заочной формы обучения
Выбор варианта соответствует последней цифре номера зачетки
Вариант | Последняя цифра номера зачетки |
Первый | 1,6 |
Второй | 2,7 |
Третий | 3,8 |
Четвертый | 4,9 |
Пятый | 5,0 |
Вариант 1.
Задача 1. За отчетный период имеются следующие данные о розничном товарообороте и издержках обращения по магазинам торговой сети «Гермес»:
Магазин, № п/п | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 |
Объем розничного товарооборота, тыс. руб. | 200, 590, 825, 463, 245, 392, 511, 404, 642, 425,570, 472, 665, 736, 562, 338, 560, 695, 580 |
Издержки обращения, тыс. руб. | 162, 373, 466, 388, 151, 274, 309, 295,447, 372, 389, 286,182, 286, 182, 390, 378, 366, 267, 290, 400,365 |
|
Задание:
Сгруппируйте магазины по размеру розничного товарооборота, образовав пять групп с равными интервалами. По каждой группе и в целом по совокупности магазинов подсчитайте:
1) число магазинов;
2) объем розничного товарооборота – всего и в среднем на один магазин;
3) сумму издержек обращения – всего и в среднем на один магазин;
4) относительный уровень издержек обращения (удельный вес издержек обращения в объеме розничного товарооборота). Вычислите удельные веса магазинов в каждой группе. Сделайте выводы. Постройте график распределения магазинов по размеру розничного товарооборота.
Задача 2. Имеются следующие данные о товарных запасах магазина розничной торговли за первый квартал 2014 года (тыс. руб.):
на 1.01 | на 1.02 | на 1.03 | на 1.04 | |
Продовольственные товары | ||||
Непродовольственные товары |
Исчислите средние товарные запасы магазина за первый квартал:
1) продовольственных товаров;
2) непродовольственных товаров;
3) продовольственных и непродовольственных товаров вместе.
Задача 3. В целях изучения норм расходования дефицитного сырья на изготовление продукции «А» проведена 2 %-ная механическая выборка, в результате которой получено следующее распределение:
Расход сырья, г | Количество продукции, шт. |
До 40 | |
40- 45 | |
45- 50 | |
50-55 | |
55-60 | |
Всего |
|
По данным обследования определите:
1) средний расход сырья на единицу продукции «А»;
2) показатели вариации: дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации;
3) с вероятностью до 0,954 предельную ошибку выборочной средней и возможные пределы, в которых ожидается средний расход сырья для всей изготовленной продукции.
Сделайте выводы.
Задача 4. Численность населения района изменилась в течение пяти лет следующим образом (чел):
2012 г. – 19889 2013 г. – 17964 2014 г. – 15952 | 2013 г. – 13790 2014 г. – 13600 |
Для анализа численности населения района за 2012- 2014 гг. определите:
1) абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста цепным и базисным способами, абсолютное значение одного процента прироста. Полученные показатели представьте в таблице;
2) среднегодовой уровень численности населения, среднегодовой абсолютный прирост, среднегодовой темп роста и темп прироста, среднее значение одного процента прироста;
3) прогноз численности населения района в 2015 и 2016 гг. при условии, что среднегодовой темп численности населения предыдущего периода сохранится на предстоящие 2 года.
Изобразите динамику численности населения района на графике (постройте линейную и столбиковую диаграммы). Дайте анализ показателей.
Задача 5. Добыча газа в 1 полугодии 2014 г. характеризуется следующими данными:
Месяц | ||||||
Добыча (млрд. м 3) | 56,8 | 53,2 | 56,3 | 51,7 | 46,9 | 44,3 |
Требуется выявить основную тенденцию добычи газа в 1 полугодии 2010 г. методом аналитического выравнивания ряда динамики по параболе второго порядка.
|
Нанесите на график исходные данные и выровненные значения уровней ряда.
Задача 6. По одному из кирпичных заводов имеются следующие данные:
Виды продукции кирпича | Выработано, тыс. шт. | Оптовая цена предприятия за 1 тыс. шт., млн. руб. | ||
2013 г | 2014 г | 2013 г | 2014 г | |
Силикатный | 0,8 | 0,8 | ||
Дырчатый | 0,7 | 0,7 | ||
Красный | 1,5 | 1,4 |
Определите:
1) индивидуальные индексы цен и количества произведенной продукции;
2) общие индексы: а) стоимости произведенной продукции; б) количества произведенной продукции; в) цен;
3) экономический эффект от изменения объема производства и цен на продукцию.
Покажите взаимосвязь между исчисленными индексами. Сделайте выводы.
Задача 7. Результаты изменения цен на некоторые продовольственные товары приведены в следующей таблице:
Товары | Товарооборот в ценах соответствующих периодов, тыс. руб. | Изменение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным, % | |
Базисный период | Отчетный период | ||
Мясо и птица | - 4 | ||
Колбасные изделия | - 2 | ||
Масло животное | |||
Молоко и молочные продукты | + 2 |
Определите:
1) общий индекс товарооборота;
2) общий индекс цен;
3) общий индекс физического объема товарооборота;
4) прирост товарооборота за счет изменения количества проданных товаров и изменения цен.
Сделайте выводы.
Задача 8. По десяти промышленным предприятиям одной и той же отрасли известны следующие данные за месяц:
Номер предприятия | Валовая продукция, млн.руб. | Фонд заработной платы, млн. руб. |
По этим данным:
1) найдите уравнение линейной регрессии фонда заработной платы (результативный признак У) от валовой продукции (факторный признак Х);
2) измерьте тесноту связи между фондом заработной платы и валовой продукцией с помощью линейного коэффициента корреляции;
3) изобразите графически эмпирическую и теоретическую зависимость фонда заработной платы от валовой продукции.
Вариант 2.
Задача 1. Имеются следующие данные о работе механического цеха завода:
№ п/п | Фамилия рабочего | Профессия | Стаж работы в годах |
Анисимов | Токарь | ||
Аносова | Токарь | ||
Бирюкова | Сверловщица | ||
Бахметьев | Шлифовальщик | ||
Воронина | Токарь | ||
Власов | Слесарь | ||
Горина | Сверловщица | ||
Гаранина | Токарь | ||
Дементьева | Токарь | ||
Думов | Слесарь | ||
Иванова | Токарь | ||
Ильина | Токарь | ||
Костин | Слесарь | ||
Калина | Токарь | ||
Львов | Слесарь | ||
Лямина | Шлифовальщица | ||
Мотина | Сверловщица | ||
Матвеев | Шлифовщик | ||
Ногин | Слесарь | ||
Носов | Шлифовщик | ||
Осин | Слесарь | ||
Петров | Токарь | ||
Панин | Шлифовщик | ||
Румянцев | Сверловщик | ||
Стогов | Токарь | ||
Сергеева | Шлифовщица | ||
Тулина | Токарь | ||
Ушаков | Слесарь | ||
Фокина | Сверловщица | ||
Юнин | Слесарь |
Задание:
Сгруппируйте рабочих по стажу работы, образовав три группы с равными интервалами. В каждой группе распределить рабочих по профессиям. По каждой группе и в целом по цеху подсчитайте число рабочих, средний стаж работы. Вычислите удельные веса рабочих в каждой группе. Сделайте выводы.
Постройте график распределения рабочих по стажу работы.
Задача 2. Имеются следующие данные о заработной плате работников по двум подразделениям предприятия:
Подразделение, № | Сентябрь | Октябрь | ||
Средняя заработная плата, руб. | Число работников, чел. | Средняя заработная плата, руб. | Фонд заработной платы, руб. | |
Определите среднюю заработную плату работников по двум подразделениям: а) за сентябрь; б) за октябрь; в) за два месяца.
Поясните полученные результаты.
Задача 3. Для определения норм по выработке ткани за смену проведена 5%-ная механическая выборка, в порядке которой обследовано 100 ткачей, показавших следующее распределение по выработке:
Группы ткачей по выработке ткани за смену, м | Число ткачей |
До 80 | |
80- 90 | |
90- 100 | |
100-110 | |
Свыше 110 | |
Итого |
На основании проведенного обследования вычислите:
1) среднюю выработку ткачей за смену;
2) показатели вариации: дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации;
3) с вероятностью 0,954 предельную ошибку выборки и границы, в которых можно ожидать среднюю выработку ткани всеми ткачами.
Сделайте выводы.
Задача 4. Реализация картофеля на рынках города за пять лет составила (тыс. т):
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Для анализа динамики реализации картофеля вычислите:
1) абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста цепным и базисным способами, абсолютное значение одного процента прироста. Полученные показатели представьте в таблице;
2) среднегодовую реализацию картофеля, среднегодовой абсолютный прирост, среднегодовой темп роста и темп прироста, среднее значение одного процента прироста;
3) прогноз реализации картофеля в 2015 и 20169 гг. при условии, что среднегодовой темп реализации предыдущего периода сохранится на предстоящие 2 года.
Изобразите динамику реализации картофеля на графике (постройте линейную и столбиковую диаграммы).
Проанализируйте полученные данные.
Задача 5. Имеются следующие данные о ежесуточной выплавке чугуна по региону в первой половине октября (тыс. т):
Дни | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
Выплавка | 30, 331, 533, 031, 832, 135, 335, 435, 137, 034, 536, 536, 939, 337, 836, 9 |
Требуется выявить основную тенденцию выплавки чугуна по региону в первой половине октября методом сглаживания рядов динамики с помощью пятидневной скользящей средней.
Нанесите на график исходные данные и сглаженные значения уровней ряда.
Задача 6. Результаты реализации некоторых товаров сведены в следующую таблицу.
Товар | Продано, т | Товарооборот, тыс. руб. | |||
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | ||
Картофель | |||||
Капуста | |||||
Яблоки | |||||
Определите:
1) индивидуальные индексы физического объема и цен;
2) общие индексы товарооборота, цен и физического объема;
3) сумму экономии или дополнительных затрат покупателей за счет изменения цен на каждый товар в отдельности и в целом на все товары.
Сделайте выводы.
Задача 7. Имеются следующие данные о продаже промышленных товаров:
Товар | Стоимость товара в фактических ценах, млн. руб. | Индексы количества проданных товаров в отчетном периоде к базисному, % | |
Базисный период | Отчетный период | ||
Телевизоры | |||
Ткани | |||
Часы | |||
Канцтовары |
Вычислить:
1) общие индексы: а) стоимости товаров (товарооборота); б) физического объема товарооборота; в) цен;
2) изменение стоимости товара в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменения количества проданного товара и изменения цен.
Покажите взаимосвязь исчисленных индексов. Сделайте выводы.
Задача 8. По десяти магазинам торговой сети «Меркурий» известны следующие данные:
Номера магазинов | ||||||||||
Товарооборот, млн. руб. | ||||||||||
Издержки обращения, млн. руб. |
По этим данным:
1) найдите уравнение линейной регрессии издержек обращения (результативный признак Y) от товарооборота (факторный признак Х);
2) измерьте тесноту связи между издержками обращения и товарооборотом с помощью корреляционного отношения;
3) изобразите графически эмпирическую и теоретическую зависимость издержек обращения от товарооборота.
Вариант 3.
Задача 1. Имеются следующие данные о работе 24-х предприятий одной из отраслей промышленности:
Предприятие, № п/п | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 |
Среднесписочная численность работающих, чел. | 360, 380, 220, 460, 395, 280, 580, 200, 270, 340, 200, 250, 310, 410, 600, 400, 310, 450, 300, 350, 260, 330, 435, 505 |
Товарная продукция, млн.руб. | 3,2 9,6 1,5 4,2 6,4 2,8 9,4 11,9 2,5 3,5 2,3 1,3 1,4 3,0 2,5 7,9 3,6 8,0 2,5 2,8 12,9 1,6 5,6 4,4 |
Задание: